Внеклассное мероприятие Интеллектуальный турнир


Мокей Светлана Константиновна
учитель физики
ГУО «Средняя школа №1 г. Пинск»,
высшая квалификационная категория,
педагогический стаж – 31 год.
Интеллектуальный турнир по физике
Турнир проводится с учащимися VII класса. Для проведения турнира все учащиеся, которые изъявили желание принять участие в турнире, делятся на три – четыре группы. В группы определяю лидеров, т.е. тех учащихся, которые учатся на «9» и «10», которые посещают стимулирующие занятия и готовятся для участия в городском конкурсе «Что? Где? Когда?». Вопросы и задания определяю по пройденным темам ««Движение и силы», «Работа, энергия. Простые механизмы», включаю вопросы для общего развития учащихся. Задания, идеи для проведения мероприятия я брала в журналах “Фізіка: праблемы выкладання” и на различных сайтах учителей физики.
Цель мероприятия: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний учащихся по темам «Движение и силы», «Работа, энергия. Простые механизмы - рычаг» (на момент проведения мероприятия с другими простыми механизмами учащиеся ещё не знакомы).
Проведение турнира направлено на создание условий для:
- повышение интереса учащихся к изучению предмета;
- развития логического мышления и аналитических способностей;
- обучения умениям применять свои знания в нестандартных ситуациях;
- воспитания уважения к мнению и выбору другого человека;
- развития внимания, рефлексии, воображения.
Тип турнира: комплексный.
Методы обучения: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Форма организации: беседа, рассказ, логические выводы и интуитивные догадки учащихся, записи в тетрадях, на листах бумаги.
Оборудование: карточки с формулами, раздаточный и наглядный материал, калькуляторы.
Ход мероприятия
1.Организационный этап.
Дорогие семиклассники!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним турнир-урок.
2.Постановка учебной проблемы и её обсуждение.
Я приветствую вас и наших гостей. Сегодня мероприятие не совсем обычное. В школе во всех классах проводились и продолжают проводиться внеклассные мероприятия. На этих мероприятиях учащиеся показывают все знания, которые они получили за курс изучения физики. Мы с вами покажем то, что наработали за первую и вторую четверть в VII классе. Тем более что мы закончили изучать главу «Движение и силы», заканчиваем изучение главы «Работа. Энергия. Простые механизмы» и самое время повторить пройденный материал.
Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успеха на мероприятии. Присаживайтесь.
Мероприятие проведём в форме соревнования, конкурсов. Скажите, что предшествует соревнованиям? Ответ учащихся: тренировки, разминки.
Учитель: начнём с разминки.
3.Актуализация познавательной деятельности.
3.1. В данном стихотворении названо 15 физических величин, из них, изученных в 7 классе, 11. За данное задание начисляется 11 баллов. Перечислить все изученные физические величины за курс физики седьмого класса, записать их на лист бумаги. Выполненное задание сдать членам жюри.
Знаешь ли ты физические величины?
Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоем
Измерять температуру, плотность, объём,
Трое физиков, построившись в ряд,
Меняют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом – ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь.
Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие физические величины.
(Ответ: L-длина, m-масса, t-время, ρ-плотность, V-объём, Е-энергия, F-сила, S-площадь, Т-температура, ʋ-скорость, P-мощность).3.2. Вопросы с вариантами ответов «да», «нет», один из них правильный.
Каждый вопрос оценивается в один балл. Ответы записываем на лист бумаги и сдаём членам жюри.
Верно ли, что работа измеряется в джоулях (Да)?
Верно ли, что кинетическая энергия – это энергия взаимодействия (Нет)?
Верно ли, что сила трения препятствует движению (Да)?
Верно ли, что в 1 метре 1000 см (Нет)?
Верно ли, что Луна – спутник Земли (Да)?
Верно ли, что потенциальная энергия – это энергия движения (Нет)?
Верно ли, что 1 МДж= 1000 000 Н×м (Да)?
Верно ли, что все планеты Солнечной системы имеют спутники (Нет)?
Верно ли, что ртуть – это металл (Да)?
Верно ли, что вода может кипеть при температуре ниже 100℃ (Да)?
4. Повторение. Решение задач.
4.1 Задание
Найди правильную дорогу (соедини линиями). Задание выполняем на листе бумаги. Задание оцениваем в 2 балла.
m Н сила
А м мощность
F Дж высота
Р кг энергия
Е Вт масса
h работа
4.2. Задача (на внимательность при выполнении действий над физическими величинами). Кто быстрее даст ответ, тот получает 3 балла.
Известно, что 2кН = 2000Н
3кН = 3000Н
Перемножив эти равенства почленно, мы получим 2кН × 3кН = 6 кН;
2000Н × 3000Н = 6 000 000Н = 6 МН
Значит, шесть кНьютонов равны шести МНьютонам?
4.3. Используя ключевую таблицу, прочитайте зашифрованное слово (геометрическая головоломка «Догадайся сам»).


ПЯ Б Р
А Ч Л Ь

И К М Ы
ЮВ Н Э


ОТВЕТ: слово «причины». Оцениваем задание в 7 баллов.
4.4. Проверим выполнение домашнего задания.
Необходимо было в учебнике «Физика-7» найти фразы со словом «причина(ы)». Каждая команда зачитывает найденные фразы. Кто сколько нашёл фраз, столько баллов и получает.
Итак, мы уже устали и поэтому по этой причине проведём физкультминутку.
Станьте на одну точку опоры
Смените точку опоры
Займите положение с двумя точками опоры
Увеличьте свой вес
Уменьшите свой вес
Найдите глазами несколько подвесов в кабинете.
4.5. Задача (на военную тематику). Оценивается в 5 баллов.
1.Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашютиста? (Fт=Fсопр.=700Н)
4.6. Задача (взята из заданий конкурса «Зубрёнок-2004»). Оценивается в 5 баллов.
На Земле на Машу действует сила тяжести, примерно равная 500Н. На Юпитере на Машу действовала бы сила тяжести, примерно равная 1150 Н. Чему равен коэффициент g на Юпитере? Решить задачу, затем найти в учебнике значение g и сравнить его с табличным значением на с.46 в учебнике.
(Fт = g×m; m= 50 кг. g= Fю : m=23 Н/кг)
4.7. Задача экспериментального характера. Оценивается в 5 баллов.
Определить работу и мощность ваших рук по следующему плану:
1.Вспомните массу своего тела, для решения задачи возьмите массу одного человека из группы (m в кг).
2.Представьте, что в спортивном зале вы поднимаетесь по канату без помощи ног.
3.Рассчитайте работу своих рук при подъёме, зная высоту каната (h=4 м).
(А= g×m×h).
4.Время вашего подъёма по канату по показаниям секундомера t=90с.
5.Рассчитайте мощность ваших рук.
(Р=А: t)
4.8. Задача на применение простых механизмов в жизни (носит профориентационный характер). Рассматриваем решение совместно с учителем. Если будут правильные рассуждения, то добавляем баллы.
Мы пишем ручкой по бумаге. Можно ли считать ручку рычагом? Доказать, что используя данный простой механизм, мы не выигрываем в силе, но выигрываем в расстоянии (скорости).
Надо разобраться, какие силы действуют на ручку при письме (сила трения и сила мышц пальцев руки).
Мышцы пальцев не сильно напрягаются, сила трения невелика, поэтому выигрыша в силе нет, но выигрываем в расстоянии. Но есть такие виды работ, когда пальцы должны работать во всю, преодолевать значительные силы и при этом совершать движения исключительной точности: пальцы хирургов, музыкантов, мастеров ремесленников.
5. Заключительный этап.
Итак, на уроке мы расширили свой кругозор по пройденным темам в занимательной форме. Я узнал….(несколько человек из групп выскажет своё мнение). Подсчитываются баллы, определяются победители.
Разгадайте кроссворд (слова пишем по горизонтали):
1.Единицы измерения работы в СИ.
2.Металл красного цвета.
3. Поднимаемся мы в горы
Стало трудно нам дышать
А какие есть приборы
Чтоб давление измерять?
4.Твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры (самый простой механизм).
5. Наука о неживой природе.
Д ж о у л ь
м е д ь
б а ро м е т рры ч а г
ф и з и к а
Ребята, я вам желаю сегодня во всём удачи.