ПРОГРАММА КУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
ПРОГРАММА КУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа должна приложить все усилия для утвер6ждения человеческого достоинства и ценностей человеческой личности. Существование гражданского общества зависит от ценностей прав человека. Правовое государство может существовать там, где есть согласие граждан в достижении общих целей его развития, где свобода и права человека соотносятся с уважением и доверием граждан к органам государственной власти и друг к другу.
В современном обществе приоритетным является развитие массового правосознания и правовой культуры. Но в то же время исследователи отмечают, что при развитой системе законодательства в России множество законов не исполняются, а порой ими пренебрегаю, то есть мы сталкиваемся с проявлениями правового нигилизма. Для того, чтобы такого парадокса не возникало, необходимо сделать право фундаментом всех политических, экономических и социальных процессов, показать приоритет прав человека и правового государства. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства. Возможность в рамках закона реализовать себя, обеспечить своим близким достойный уровень жизни, приносить пользу Родине – все будет базироваться на знании законов.
Каждый гражданин должен быть участником и организатором сложных общественных, экономических процессов и структур управления, а осознанию этого способствует изучение основ права, формирования правовой культуры.
Правовые знания и правовое поведение во взаимодействии составляют основу правовой позиции, базирующейся на уважении достоинства каждого, на соблюдении конституционных прав и обязанностей.
Предлагаемая программа, как одна их составляющих, предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль.
Данный элективный образовательный курс рассчитан на 17 часов, и изучается в первом и втором полугодии 9 класса. Курс «Права человека» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Значимость, роль и место этого курса определяется необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности.
Важнейшая задача данного курса – обеспечить условия для формирования правовой компетенции молодых граждан России, социализацию личности через развитие у учащихся высокой гражданственности, правового сознания, чувства верности к своему Отечеству, критического и преобразующего отношения к социальной действительности, а также готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных обязанностей.
Основными целями данного курса являются:
- создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России;
- развитие у учащихся гражданственности;
- формирование законопослушного гражданина, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению во всех сферах жизни общества;
- подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе;
Для достижения этих целей требуется выполнение следующих задач:
утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей , взглядов и убеждений;
обеспечение оптимальных условий развития у учащихся верности Родине, готовности к достойному служению обществу, честному выполнению своих конституционных обязанностей;
формирование у учащихся понимания необходимости изучения прав человека;
воспитание учащихся в духе уважения прав и свобод других людей через всестороннюю информированность о правах и свободах;
усвоение знаний об основных международных стандартах в области прав человека.
Предлагаемый элективный курс должен помочь учащимся усвоить основные положения международных документов по правам человека, ключевые понятия. Курс позволяет школьникам познакомиться с основными правами человека и историей прав человека, начиная с Древнего мира. Данный курс способствует формированию индивидуальных способностей учащихся. Но педагог не преследует цель сформировать конкретные знания, а лишь знакомит школьников с некоторыми положениями международных документов, показывает значимость правовой информации для современного гражданина страны.
Изучение курса предполагает использование нестандартных форм и методов ведения уроков: сочетание теоретических знаний по базовым предметам с реализацией практической парадигмы при использовании игровой технологии и других интерактивных форм работы. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы. Проведение деловых, ролевых игр, работа с источниками, семинары позволяет обеспечить серьезную мотивацию для дальнейшего правового обучения и сформировать устойчивый интерес учащихся к праву.
№ п\п
Тема
Содержание
Понятия
Формы работы
Дата план
Дата факт
1
Понятие прав человека
Осознание человечеством экономических, политических и духовных потребностей развития личности и общества как предпосылка возникновения прав человека.
История прав человека.
Сущность человека. Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле.
Права человека как средство защиты и общечеловеческие ценности.
Демократия и её связь с правами человека.
Человек, гражданин, личность, государство, право.
Лекция с элементами беседы.
2
Становление и развитие прав человека.
Библия о человеке.
проблема личности в древнегреческой и древнеримской философии.
Зарождение представлений о естественном праве.
Французская Декларация прав человека и гражданина 1789г.
Американский Билль о правах (1791)
Билль. Философия. Личность. Естественное право. Декларация.
Проблемная беседа. Рассмотрение вопроса о причинах возникновения, становления и развития прав человека в различные периоды истории человечества.
3
Всеобщая Декларация прав человека 1948 года
Всеобщая Декларация прав человека 1948 года: ее содержание, история ее создания, историческое значение.
Американская Декларация прав и обязанностей человека 1948 года.
Принятие международных пактов о правах человека в 1966 г.
Декларация. Пакт.
Практическая работа с Всеобщая декларацией прав человека и американской Декларацией прав и обязанностей человека. Сравнительный анализ.
4
Проблема прав человека в нашей стране и в мире.
10декабря 1948 года – Всемирный день прав человека.
Проблемы гарантий прав человека.
Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г.
Конституция РФ 1993 г.
Учреждение поста Уполномоченного по правам человека в России 1998 г.
Геноцид. Апартеид. Расизм. Декларация. Конвенция. Конституция. Уполномоченный по правам человека.
Собеседование по вопросам.
5-6
Гражданские права человека.
Понятие, содержание гражданских прав.
Право на жизнь – первейшее право человека.
Право на гражданство.
Гражданин. Гражданство.
Лабораторная работа с источниками.
7
Политические права человека.
Понятие политических прав, формы их осуществления.
Избирательные права.
Основные политические свободы.
Политика. Выборы. Референдум.
Лабораторная работа с источниками.
8
Экономические права человека.
Содержание экономических прав человека, формы их осуществления.
Международные акты и трудовое законодательство о правах трудящихся.
Собственность. Предпринимательство. Международная организация труда (МОТ)
Практическая работа.
9
Социальные права человека.
Система социальных прав.
Права, обеспечивающие достойный образ жизни человека.
Права детей в системе прав человека.
Право. Органы социальной защиты.
Практическая работа.
10
Культурные права человека.
Развитие культуры и осуществление культурных прав.
Конституция РФ и Закон «Об образовании»
Культура. Права человека.
Практическая работа.
11
Обязанности человека
Обязанность человека и моральный долг.
Права и обязанности и их соотношение.
Права и обязанности человека и гражданина.
Право. Обязанность. Человек. Гражданин. Правовой статус личности.
«Круглый стол» или дискуссия.
12
Правовое государство и обеспечение прав человека.
Роль и значение государства в обеспечении и защите прав человека.
Функции глав государств в обеспечении прав человека.
Правоохранительные органы.
Законодательство о средствах защиты прав человека.
Суд. Законодательство.
«Круглый стол»
13
Права человека в случае совершенного им правонарушения
Преступление.
Ответственность за правонарушение.
Несовершеннолетний УК РФ
«Круглый стол»
14
Положение детей в нашей стране и в мире.
Конвенция о правах ребенка.
Международные преступления.
Ребенок. Конвенция. Декларация.
Урок с элементами беседы.
15
Права человека в истории человечества и в современном мире.
Понятие прав человека и их основное содержание.
Классификация прав человека.
Нарушения прав человека.
Международные документы по правам человека.
Механизм защиты прав человека.
Правовой статус личности.
Повторить все раннее изученные понятия.
«Круглый стол» или дискуссия.
16
Международное гуманитарное право.
Права человека в вооруженных конфликтах.
Женевские конвенции и Дополнительные протоколы.
Международное гуманитарное право. Конвенция.
Лекция с элементами беседы и практической работы.
17
Итоговое повторение.