Открытый урок «Автономное существование человека в природе»

III районный конкурс методических разработок






Методическая разработка урока
для учащихся 6-х классов

Инновационные подходы в организации работы по предмету
по теме:
«Автономное существование человека в природе»








Номинация:
Инновационные подходы в организации работы по предмету

Учебное заведение:
МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»

ФИО: Шарова Любовь Алексеевна

Должность:
Учитель Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)










Содержание


Пояснительная записка.. 3
Методическая. 5
Список литературы 11
Приложения 12-16







































Пояснительная записка

В предложенной методической разработке представлен урок 6 класса по учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова. Москва «Просвещение» 2011г. Урок проводится по теме:
«Автономное существование человека в природе». Данный урок проводится в третьей учебной четверти, урок обобщающий ему предшествовали уроки «Обеспечение жизнедеятельности человека», « Автономия человека в природной среде».
Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи урока:
Образовательная:
Обобщить знания учащихся по темам: «Если ты заблудился в лесу".
« Отстал от группы в туристическом походе».
«Ориентирование».
«Добывание воды в природных условиях».
Развивающая:
Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы.
Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через создания проектной деятельности.
Воспитательная:
Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации.
Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и жизнь своих товарищей.
В методической разработке представлены разнообразные формы работы на уроке: индивидуальные, групповые и фронтальные; виды и приемы контроля: устный, практический, беседы , устное тестирование, таблицы,карточки, которые способствовали закреплению пройденного материала.
Актуальность: в настоящее время все чаще происходит чрезвычайных ситуаций в стране, а так же в нашей области, в районе. Дети. Поэтому те дети, которые будут знать, как правильно действовать при экстремальной ситуации смогут выжить сами и оказать помощь другим.
Новизна: заключается в использовании на уроке презентации, тестов, макетов костров, таблицы сигналов бедствия и других сигналов подачи бедствия, изготовленных из подручных средств детьми, все это обеспечивает устойчивость внимания школьников, вовлекает в работу всех учащихся класса, позволяет экономить время на уроке, повышает интерес детей к изучаемому материалу, повышает эффективность урока, воспитывает любовь к предмету.
Практическая значимость: Данную презентацию и методическую разработку могут использовать в своей работе учителя Основы безопасности жизнедеятельности при изучении экстремальных ситуаций в природе. На школьных мероприятиях, в проведении игры «Зарница», где дети на практике смогут показать , как правильно развести костер, какой костер нужен для приготовления пищи, для подачи сигналов бедствия, для обогрева, с помощью каких средств можно ориентироваться на местности, хороший материал для исследовательской работы учащихся 5-6 классов.




Урок: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
с учащимися 6 -го класса
Тема: «Автономное существование человека в природе»

Цели и задачи:
Образовательная:
Обобщить знания учащихся по темам: «Если ты заблудился в лесу".
«Если отстал от группы в туристическом походе».
«Ориентирование».
«Добывание воды в природных условиях».
Развивающая:
Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы.
Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через создания проектной деятельности
Воспитательная:
Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации
Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и жизнь своих товарищей.
Форма урока:
Урок закрепления изученного материала
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, проекты и макеты учащихся, ватман, фломастеры, жетоны, памятка, предметы, с помощью которых можно добыть воду, памятки сигналов бедствия.

Ход урока:
Организационный момент (5-8 минут)
Учитель: Здравствуйте. Я говорю вам всем, здравствуйте потому что желаю всем здоровья, а что бы вы были всегда здоровы надо знать,и выполнять правила безопасного поведения в любой ситуации.
-Дайте определение. Что же такое стихийное бедствие?
( слайд 1)
-Выживание?
(Слайд 2)
-Какие факторы препятствуют выживанию?
(слайд). На слайдах высвечиваются правильные ответы.
( растерянность, страх.)
Вопрос: Что необходимо сделать для преодоления такого состояния?
( Решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план )
-Как можно оказаться в экстремальной ситуации?
Какие бывают причины? (слайд 3)
(учащиеся предлагают свои варианты). (тест 1)
(стихийное бедствие, потеря ориентации в пространстве, отрыв от группы в туристическом походе, гибель или порча транспортного средства. )
I.Сообщение темы и цели урока. (Слайд 5)
Тема сегодняшнего урока. "Автономное существование человека в природе".
Мы сегодня рассмотрим только две экстремальные ситуации.
Если ты заблудился в лесу? Если ты отстал от группы?
(слайд 6)
Цель нашего урока:
Закрепить знания и последовательность действий, если ты отстал от группы в походе и заблудился в лесу.
Разделить класс на 2 команды. Приготовить жетоны для правильных ответов.
Вопрос: Как вы будете действовать, если заблудились в лесу?
Ваши действия?
Ответы детей. ( Тест 2). (Приложение 1). (Слайд 7) .
После каждого ответа на поставленный вопрос дети сверяют свои ответы с ответами, которые высвечиваются на слайдах и каждая команда оценивает правильность ответа команде соперников.. За полный ответ – один жетон, за не точный- 0, 5, за дополнительный ответ- 0, 5 б.)
Вопрос: Что делать, если во время движения вы отстали от группы?
(Слайд 8), (Тест 3)
Вопрос: Приметами похожей тропы является? (Тест 4)
Вопрос: Если вы приняли решение выбираться самостоятельно, то для этого необходимо сначала сориентироваться на местности.
(Слайд 9.) Ориентирование
Вопрос: Если же вы решили остаться на месте, то необходимо побеспокоиться о способах сообщения о месте своего нахождения.
Для этого существуют различные способы подачи сигналов бедствия.
(Слайд 10) Сигналы бедствия.
Вопрос: Какие другие сигнала бедствия вы знаете?
(При отсутствии рации, пиротехнических средств, можно использовать сигнальные патроны, дающие ярко – оранжевый или ярко – малиновый дым) есть и другие простые и надёжные способы подачи сигналов бедствия. Костёр, сигнальное зеркало, крик, свист, выстрелы (продолжительность 6 раз в минуту с минутной паузой);
Ho сигналы можно подать только тогда, когда будет слышен шум вертолёта или самолёта.
(Карточка. Сигналы международного кода)
Вопрос: Хотите узнать способы подачи сигналов азбукой Морзе.?
(карточки для каждой команды)
( Каждая команда шифрует свое слово и затем при помощи флажков должны его показать другой команде, другая команда отгадывает это слово)
Вопрос: А что же надо сделать, чтобы продержаться до появления спасателей?
(слайд ) (Необходимы: вода, пища и огонь)
Рассмотрите внимательно слайды и ответьте на поставленные вопросы.
(Слайд11, 12, 13 вывод по слайду)
Вопрос: Что еще необходимо в лесу, что бы выжить?
-Перед вами макеты костров, которые изготовили вы сами.
(карточка) Нарисуйте макеты костров, которые указаны в карточке?
(Слайд 13) На слайдах макеты костров. Когда задание будет выполнено, сверить ответы с слайдами. Оценить ответы.
(Слайд 14) Вопросы на слайдах.
Вопрос: Какие факторы препятствуют выживанию? Ответы детей.
(слайд 15). На слайдах высвечиваются правильные ответы.
Вопрос: Что необходимо сделать для преодоления такого состояния?
( Решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план )
Вопрос: Выживанию в условиях автономного существования препятствуют многие факторы, перечислите некоторые из них?
(боль, холод, жара, одиночество, усталость, голод, жажда (по желанию отвечают ученики).
- Перед человеком в условиях автономии ставятся задачи выживания. Трудность возникает от неожиданности. Главное не падать духом, уметь анализировать ситуацию, мобилизовать волю.
Вопрос: Какие качества необходимы человеку для выживания в ситуации вынужденной автономии?(Слайд 15) После ответов детей, высвечивается правильный ответ.
(сила воли, воля к жизни, знание приемов самоспасения, физическая подготовка, психологическая готовность к действиям в условиях вынужденной автономии, навыки выживания, правильная организация спасательных работ (ученики отвечают по желанию).
Раздать ПАМЯТКУ. (приложение 5) (Слайд 16)
Вывод:
Учитель: Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание - это основа его успеха в аварийной ситуации и спасение своей жизни и здоровья.
-Что сегодня на уроке ты взял для себя. Оцени свою работу и работу товарища в команде.
Выставить оценки
Домашнее задание: Составить кроссворд по теме. Автономное существование человека в природе.

Список литературы

1. Автор-составитель Попова Г.П // Методическое пособие для преподавателей средней школы. Волгоград. Учитель, 2005г
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками.

2.Смирнов. А.Т., Хренников Б.О.Учебник .Основы безопасности жизнедеятельности. // Москва «Просвещение» 2011г.

3. Суслов. В.Н //. Учебное пособие. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты .Легион Ростов –на –Дону. 2011г














(ТЕСТ 1) Приложение 1
1.Что является причиной создания экстремальной ситуации в природе?
А) Заболевание и повреждение организма человека, требующие медицинской помощи
Б) Резкое изменение погодных и природных условий
В) Неумение ориентироваться на местности
Г) Переезд на новое место жительства.( дать карточку)













(Тест 2) Приложение 2
1.С какой целью руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристической группы в поисково-спасательную службу (ПСС)?
А) Для того, чтобы ПСС был выделен представитель для сопровождения группы на маршруте
Б) Для того, чтобы ПСС могла контролировать прохождение группой населенных пунктов, указанных в маршруте
В) Для того, чтобы ПСС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае ЭС оперативно оказать ей помощь
Г)Для того, чтобы ПСС выделила группе рацию для связи во время прохождения маршрута? (дать карточку)










Приложение 3
(Тест 3.)
1.Что делать, если во время движения вы отстали от группы?
А) Ждать , когда за вами вернуться
Б) Построить временное жилье
В) Развести костер
Г) Отдохнуть и догнать группу, срезав путь












(Тест 4.) Приложение 4
1.Приметами похожей тропы является..
А) Отсутствие высокой травы
Б) Наличие следов птиц и зверей
В) Наличие следов человека
Г) Наличие следов деятельности человека





















Приложение 5

Памятка

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615




Root Entry