Урок по физике и химии Агрегатные состояния вещества

05 МАЙ
·
·
· Конкурс «Я иду на урок»
·
·
·

В.П. АртЁменко v.artemenko64@mail.ru (учитель химии),
И.Н. Жосан (учитель физики), МОУ СОШ № 28, г. Белгород
Агрегатные состояния вещества
Интегрированный урок ФИЗИКА + химиЯ, 7 -й класс

Представлен сценарий динамичного и насыщенного урока, который проводят два учителя (физики и химии). Формируется стремление объяснить на примере воды свойства вещества в разных агрегатных состояниях: активное повторение, введение новых знаний, анализ работы исследовательских групп, систематизация уже освоенного., получение навыков работы с лабораторным оборудованием. Активными средствами достижения целей урока являются презентация, информационный кластер и системные таблицы. Презентация представлена на диске
Ключевые слова: агрегатные состояния вещества, газ, жидкость, твёрдое тело.

Цели урока:
· Обучающие – расширить представления учащихся об агрегатных состояниях веществ; сравнить свойства и выяснить особенности молекулярного строения одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях
· Развивающие– обратить внимание учащихся на окружающие нас вещества, развивать стремление к объяснению их свойств в разных агрегатных состояниях, продолжать развитие умений и навыков работы с лабораторным оборудованием
· Воспитательная – продолжать формировать навыки чётких ответов на вопросы, выделять главное и систематизировать изучаемый материал.

I. Актуализация знаний 12 минут
Учитель химии. Ребята! Сегодня у вас необычный урок, его будут вести сразу двое учителей–интегрированный урок физикА + химиЯ. Тема урока – «Агрегатные состояния вещества». Запишите её в тетрадь. У нас с учителем физики возник спор – какая же наука более важна? А вы как думаете? (Учителя читают стихотворение о науках иллюстрируя чтение слайдами 2–6.)

· Что такое физика? Физика – наука.//Полюбив её, мы знать не будем скуки.// Разные явленья в природе и в быту // Объяснив, постигнем мира красоту.

· Что такое химия? Химия – наука.//Полюбив её, забудем мы о скуке! // Превращения разные будем наблюдать, // В опытах ответы станем получать.

· Днём сияет солнце, ночью  – темнота, //Звёзды, как алмазы, сказочно блестят.// Как от них доходят к нам и тепло, и свет? // Физика на это может дать ответ.

· Речка серебрится под покровом льда.// Почему вдруг твёрдой стала в ней вода? // Почему туманы утром над рекой? //Химия ответит на вопрос такой.

· Разные вопросы будем задавать, // Чтобы узнать природу, чтоб её понять. // Как должны мы землю милую беречь, // И об этом с вами поведём мы речь.
Учитель физики (слайд 7). Вот видите, нет наук важных и не очень – для всестороннего образования человека все науки важны и нужны. Прежде чем мы приступим к изучению темы, возьмите карточку на своих столах и заполните кластер «Свойства веществ в разных агрегатных состояниях» и посмотрим, что вы о них знаете.
Если у вас остались пустые стрелочки, будьте внимательны на уроке. В конце мы ещё раз вернёмся к этому кластеру и заполним его весь.
Учитель химии (слайд 8). Живший ещё в глубокой древности, 2500 лет назад, греческий учёный Демокрит считал, что все вещества состоят из частичек. В научную теорию эта идея превратилась в XVIII в. и получила дальнейшее развитие в XIX в., в том числе и благодаря работам нашего знаменитого соотечественника М.В. Ломоносова. Многие опыты подтверждают эти представления о строении вещества. Слайд №9.
Учитель физики. Посмотрим опыты.

· После демонстрации одним из учащихся (под руководством учителя) опыта «Нагревание шарика» (слайд 9), обсуждаются его результаты: Что происходит с твёрдыми телами при нагревании? Почему нагретый шарик не проходит сквозь кольцо? Что является причиной расширения? Почему при охлаждении восстанавливается начальный объём?
Вывод: при нагревании твёрдых тел происходит увеличение их объёма, причиной которого является увеличение промежутков между частицами вещества.

· После демонстрации одним из учащихся (под руководством учителя) опыта «Нагревание жидкости (в колбе с узкой трубкой)» (слайд 10), обсуждаются его результаты: Что происходит с жидкими телами при нагревании? Что является причиной увеличения их объёма? Как изменяется объём жидкости при охлаждении?
Вывод: при нагревании жидкости её объём увеличивается, и жидкость начинает подниматься по трубке. Причиной увеличения объёма является увеличение промежутков между молекулами жидкости.
Общий вывод: при нагревании увеличивается объём и твёрдых, и жидких тел. Причиной этого является увеличение промежутков между молекулами веществ.
Учитель химии. Какими опытами можно ещё доказать наличие частиц и промежутков между ними в веществе?

· Учащиеся показывают опыт «Диффузия газа» (можно использовать освежитель воздуха). Обсуждение результатов: Почему запах быстро распространяется? (Благодаря движению молекул газа в воздухе и большому расстоянию между ними.) Как движутся частицы газа? (Беспорядочно, это броуновское движение частиц.)

· Учащиеся показывают опыт «Диффузия в жидкостях». Обсуждение результатов: Что происходит с кристаллами перманганата калия? (Они растворяются.) Почему через некоторое время цвет раствора становится однородным, даже без перемешивания? (Происходит броуновское движение частиц растворителя и растворённого вещества.) Почему в газах и жидкостях смешивание частиц вещества происходит с разной скоростью? (Расстояние между частицами газообразного вещества больше, чем между молекулами жидкости.)
Вывод: вещества состоят из частиц, которые способны перемешиваться. Это явление называется диффузией.
.
Учитель химии. Запишите в тетрадь определение диффузии (слайды 10, 11). Подумайте, играет ли роль в природе и жизни человека это явление? (Фронтальная беседа, слайд 12.)

II. Изучение нового материала – 18 минут
Учитель химии. Мы освежили базовые знания для того, чтобы лучше усвоить новые понятия об агрегатных состояниях вещества. Попробуйте отгадать загадку (слайд 13): Я и туча, и туман,// И ручей, и океан, // И летаю, и бегу, // И стеклянной быть могу! (Вода.) Верно. А теперь скажите: О каких состояниях воды говорится в загадке? При каких условиях вода превращается в пар? в лёд? Одинаковыми ли физическими свойствами обладает вода в разных физических состояниях?
Одно и то же вещество в зависимости от условий может находиться в каждом из трёх состояний: газообразном, жидком и твёрдом. Такие состояния принято называть агрегатными (слайд 14).
Чтобы доказать, что физические свойства жидкой воды и льда различаются, мы предлагаем посмотреть видеофрагмент «Домашнее исследование свойств воды в разных физических состояниях», который подготовили для вас ученики 10-го класса. Смотрите внимательно, потому что вам предстоит ответить: какое свойство изменяется при превращении воды в лёд? (Демонстрация видеофрагмента с последующим обсуждением.)
Вывод: при замерзании воды её объём увеличивается, и наоборот, при таянии льда его объём уменьшается. Следовательно, при переходе из одного агрегатного состояния в другое физические свойства веществ изменяются.
А ПОЧЕМУ ОБЪЁМ ОТТАЯВШЕЙ ВОДЫ ОКАЗАЛСЯ МЕНЬШЕ ИСХОДНОГО?? Куда делась вода-то?
Учитель физики. Ребята, давайте подумаем, в чём причина существования одного и того же вещества в трёх состояниях? (Беседа с учащимися, слайд 15.)
Вывод: причина наличия разных агрегатных состояний веществ заключается в разном взаимном расположении молекул и разном их взаимодействии.
Учитель химии. Ребята! При подготовке к этому уроку вас поделили на три группы, которые провели мини-исследования на тему сегодняшнего урока. Заслушаем результаты.

· Группа «Туман». Тема нашего мини-исследования «Изучение свойств веществ в газообразном состоянии» (слайды 16–19). Наиболее характерным свойством газов является их способность сжиматься и расширяться. Газы не имеют собственной формы и расширяются до тех пор, пока не заполнят весь сосуд, приняв его форму. Газы не имеют собственного объёма, объём газа определяется объёмом сосуда, в котором он находится.
Газообразные вещества кажутся невесомыми. Но эта «невесомость» – понятие относительное, в чём легко убедиться на эксперименте (ученик проводит эксперимент «Переливание углекислого газа в стакан» на уравновешенных весах*).
Проблемный вопрос: почему опустилась чашка весов?

·Учитель химии. На сколько молекулярная масса углекислого газа больше молекулярной массы воздуха, которую условно принято считать равной 29? Назовите газы, которые тяжелее воздуха. Какие газы легче воздуха?
Вывод: газы не имеют собственной формы и объёма.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А «Танцуют все!» (Проводит ученик, слайд 20.)


· Группа «Капелька». Наша группа исследовала «Свойства веществ в жидком состоянии» (слайды 21–24). Подобно газам жидкости не имеют собственной формы и подобно газам принимают форму того сосуда, в котором они находятся (ученик проводит эксперимент «Переливание жидкости в сосуды разной формы»). В отличие от газов, жидкости имеют вполне определённый собственный объём. Сжимаемость жидкостей по сравнению с газами очень мала, чтобы заметно сжать жидкость, необходимо очень высокое давление. Это свойство используется в гидравлических прессах.

· Группа «Льдинка». Мы изучали свойства веществ в твёрдом состоянии (слайды 25–27).Твёрдые тела отличаются от газов и жидкостей наличием собственной формы и собственного объёма. Даже при очень высоких давлениях их сжимаемость очень мала. (Ученик демонстрирует твёрдые вещества: соли (поваренная соль, медный купорос), щёлочь (гидроксид натрия или калия), воду (лёд), йод, металлы.) Существуют вещества настолько вязкие, что надолго сохраняют свою форму. Значит, их можно отнести к твёрдым веществам. Однако, как и в жидкостях, расположение частиц в таких веществах строго не упорядочено. Такие вещества называются аморфными. К аморфным веществам можно отнести смолу, янтарь, пластмассу, стекло.
(Словарная работа, слайд 28: аморфными называются тела, которые не имеют кристаллического строения.)

III. Систематизация знаний -11 минут.
Учитель физики. Мы презентацию смотрели, // Запомнить многое сумели.// Проверим знания сейчас – // Ведь знания – большой багаж. // Мы сможем что-то уточнить, // Всё о частицах повторить, // А если вдруг решенья нет – // В учебнике найдём ответ. Обобщим и систематизируем полученные знания, заполнив таблицу (слайд 29).

· Самостоятельная работа. Заполнение таблицы «Характеристика свойств веществ» (слайд 30). Взаимопроверка и обсуждение результатов работы.

Характеристики или свойство

Агрегатное состояние



Газ

Жидкость

Твёрдое вещество

Аморфное вещество


Расположение частиц в веществе






Сохранение формы






Примеры веществ, тел








· Закрепление изученного материала. Игра «Третий лишний» (слайды 31–34).
Учащиеся разбиваются на три команды (по числу рядов в классе). Каждая команда получает от учителя по одной карточке, на которой написано 4–5 (по числу ученических столов в ряду) строк названий веществ в различных агрегатных состояниях. По сигналу игроки, сидящие за первым столом, вычёркивают название «лишнего» вещества в первой строчке и передают карточку на второй стол. Сидящие за этим столом вычёркивают «лишнее» вещество во второй строке и так далее. Образцы указанных в карточках веществ выложены на демонстрационном столе, так что в случае сомнения можно подойти и посмотреть. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание. После игры проводится обсуждение результатов.

Пример карточки
Газообразные вещества

Твёрдые вещества


1. Кислород, углекислый газ, серебро

1. Алюминий, сода, ртуть


2. Гелий, свинец, водород

2. Неон, железо, сахар


3. Азот, аммиак, алюминий

3. Вода, мел, графит


4. Сера, озон, водород.

4. Алмаз, азот, алюминий


5. Неон, сера, угарный газ

5. Песок, йод, спирт





· Минутка занимательной физики и химии. (Проводят ученики.)
Загадка 1 (слайд 35): над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман, комментарий на слайде, см. диск.)
Загадка 2 (слайд 36): с неба пришёл, в землю ушёл.(Дождь, комментарий на слайде, см. диск.)
Загадка 3 (слайд 37): рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт – ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град, комментарий на слайде, см. диск.)

IV. Подведение итогов урока. 2 минуты
Учитель химии: Ребята! Как вы считаете, расширили вы сегодня на уроке свои знания об агрегатном состоянии вещества? Возьмите в руки карточку с кластером и заполните места над пустыми стрелочками. Кому это удалось? Молодцы! Вы хорошо усвоили тему.

Домашнее задание – 2 минуты.
По химии (слайд 39): § 6 учебник О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин, Химия. Вводный курс – 7 класс, задание 8 на с. 41. Подготовить краткие сообщения о минералах: лазурит, корунд, халькопирит, аурипигмент.
По физике (слайд 39): повторить § 6– 7 УЧЕБНИК А.В. Пёрышкин, Физика-7 класс.
Домашний опыт. Пустую, пластиковую бутылку плотно закройте пробкой и поставьте в холодильник. Буквально через минуту вы увидите, что стенки бутылки втянулись внутрь, будто кто-то откачал часть воздуха. Почему так произошло? Примет ли бутылка прежнюю форму, если её вынуть из холодильника?

Рефлексия (слайд 40). «Мое настроение». Ребята отмечают на карточках, с каким настроением они заканчивают урок.
Карточка «Мое настроение».
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учитель Физики: Ребята, помните: ученье – свет, а неученье – тьма! Спасибо за урок!

Карточки с вопросами:
Карточка 1.
Газообразные вещества
Твердые вещества

1. Кислород, углекислый газ, серебро.
1. Алюминий, гидроксид натрия, ртуть.

2. Гелий, свинец, водород
2. Неон, железо, сахар.

3. Азот, аммиак, алюминий.
3. Вода, мел, графит.

4. Сера, озон, водород.
4. Алмаз, азот, алюминий.

5. Неон, сера, угарный газ.
5. Песок, йод, спирт.


Карточка 2.
Твердые вещества
Жидкие вещества

1. Хлор, медь, сахар.
1. Ртуть, вода, кислород.

2. Сера, вода, алмаз.
2. Спирт, алюминий, уксус.

3. Йод, кислород, железо.
3.Соляная кислота, серная кислота, лимонная
кислота

4. Малахит, золото, бром.
4. Бром, алюминий, вода.

5. Серебро, сера, сероводород.
5. Ацетон, ртуть, поваренная соль.


Карточка 3.
Газообразные вещества
Жидкие вещества

1. Азот, ртуть, аммиак.
1. Бензол, вода, медь.

2. Неон, гелий, вольфрам.
2. Аммиак, ртуть, спирт.

3. Мел, угарный газ, сероводород.
3. Уксусная кислота, лимонная кислота, спирт.

4. Водород, сернистый газ, малахит.
4. Ацетон, гелий, вода.

5. Алюминий, хлороводород, хлор.
5. Свинец, ртуть, перекись водорода.


АУДИОФАЙЛЫ ПОЛАГАЮТСЯ К СЛАЙДАМ Журчание воды? – Слайд 13, Белый день - Речка? Слайд 20, Релакс – слайд 29.



ФОТО
Вера Павловна Артёменко – учитель химии высшей квалификационной категории, окончила БГПИ им. Ольминского, г. Белгород, 1088 г., педагогический стаж 23 года. МОУ СОШ № 15 и МБОУ СОШ №28 г. Белгорода, Финалист муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2012» Педагогическое кредо- Учение должно быть с увлечением. ПРОБЛЕМ нет. НАГРАД нет. УСПЕХИ ВЫПУСКНИКОВ- 4 учащихся закончили медицинские факультеты различных вузов, 2 – сельскохозяйственные институты по специальности ветеринария, 3 – обучаются на химическом факультете БГТУ им. Шухова в г. Белгороде. СЕМЬЯ – дочь Анна - 28 лет, зять Александр – 34 лет, внучка Мария -1,5 года. ХОББИ – цветоводство.






Инна Николаевна Жосан – учитель физики высшей квалификационной категории. Окончила Калининградский Государственный Университет в 1985г. Педагогический стаж 24 года. Работала МОУ-СОШ №176 г.Красноярска-45, МОУ-СОШ № 199 г.Новосибирска, в настоящее время МОУ-СОШ №28 г.Белгорода. Награждена грамотами Управления образования г.Новосибирска и г.Белгорода. Педагогическое кредо: учиться никогда не поздно. Среди учеников есть призёры районных олимпиад, лауреаты научно-практических конференций, призёры интернет – олимпиады по нанотехнологиям и «Будущие исследователи – будущее России», победитель конкурса социальных проектов «Парад идей», лауреаты конкурса «Познание и творчество»; ученики успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗы. Надежда и опора – семья: муж, дочь и сын. ХОББИ – благоустройство своего дома и разведение роз.









13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 115