Могут ли овощи нанести вред нашему здоровью.


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 муниципального образования Усть – Лабинский район
Конспект
образовательной ситуации
«Могут ли овощи
навредить нашему здоровью»
(старшая группа)
Воспитатель:
Тюпикина
Ольга Владимировна
г. Усть – Лабинск2015год
Описание: занятие ориентировано для детей старшей группы, включает элементы исследовательской деятельности и рисования. Занятие соответствует ФГОС.
Тема: «Могут ли овощи навредить нашему здоровью».
Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет.
Форма ОС: системо-деятельностный подход.
Форма организации: групповая.
Средства: конверт с письмом, натуральные овощи, рисунки овощей, цветные карандаши, емкости с водой, слайд-презентация «Овощной переполох».
Задачи:
1. Образовательные: - расширить знания детей об овощных культурах, их пользе;
- сформировать представление детей о нитратах;
- рассказать о том, в каких растениях они содержатся  и  какой вред приносят человеку;
-дать представление о том, что нитраты можно удалить из овощей, и тогда они не будут опасны;
2.Развивающие:- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
-развивать логическое мышление.
3.Воспитательные: - развивать социальные навыки;
- умение работать в группе;
- учитывать мнение партнёра;
- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
- прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: 
Изучение темы овощи.
Рассматривание иллюстраций на тему «Овощи».
Работа на огороде детского сада (уход и выращивание овощей, сбор урожая).
4. Беседа об овощах, об их пользе.
5. Чтение художественной литературы: Ю.Тувим «Овощи».
6. Приготовление салатов из овощей (винегрет).
Ход образовательной ситуации
Дети играют в группе. Воспитатель подходит к детям и объявляет
Воспитатель: Ребята, я нашла в почтовом ящике письмо от Витаминоеда, оно адресовано ребятам подготовительной группы. Давайте откроем конверт и прочтем письмо.
Воспитатель (открывает конверт, читает письмо)
«Ребята, я попал в больницу из-за того, что у меня появилась слабость, заболел живот, испортилось настроение. Врач осмотрел меня и сказал, что вместе с моими любимыми овощами я наелся каких-то нитратов. Но как они попали в овощи? Ведь я выращивал свои овощи в хороших условиях, подкармливал их удобрениями, мыл перед тем, как их съесть. Так откуда взялись там нитраты и что это такое?»
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что такое нитраты и как они попадают в овощи?
Дети. Нет.
Воспитатель. А как вы думаете, на что они похожи? И где они живут?
Дети. Они похожи на микробы. Могут жить в овощах, фруктах.
Воспитатель. А где можно взять овощи?
Дети. На рынке. В огороде.
Воспитатель. Правильно, овощи можно купить на рынке или в магазине, а можно вырастить самим в огороде. Мы с вами много говорили, читали о пользе витаминов в овощах и фруктах для нашего организма. Поэтому человек старается вырастить их на огороде или подоконнике, приобрести на рынке. Но овощам и фруктам, также как человеку, нужно питание. А как сделать, чтобы урожай был большой?
Дети. Поливать овощи.
Воспитатель. А вы знаете, чем подкармливают растения и как это делают?
Дети. Поливают.
Воспитатель. Овощам, также как человеку нужно питание. Если растению не хватает питания, оно может погибнуть. И тогда растению помогает человек, подкармливает его. Вещества, которыми подкармливают растения, называются удобрениями. Слайд (навоз, зола, азотные и фосфорные удобрения). Они нужны для роста. А как вы, ребята, думаете, что будет, если мама нальёт вам в тарелку борща больше, чем вы можете съесть?
Дети. Будет болеть живот. Мы не сможем его съесть.
Воспитатель. А что будет, если человек внесёт удобрений больше, чем нужно растению, перекормит  его?
Дети. Овощи испортятся.
Воспитатель. Тогда лишнее удобрение накапливается в растении, образуются вредные вещества, которые называются нитратами. Слайд. Если человек употребляет в пищу овощи с нитратами, то это приносит
большой вред нашему здоровью. Что же делать? Значит, не надо кушать овощи?
Дети. Овощи полезны для человека.
Воспитатель. А что же тогда делать?
Дети. Мыть овощи теплой водой.
Воспитатель. А теперь слушайте и запоминайте, в какой части овоща больше всего содержится нитратов и что нужно сделать, чтобы они не попали в наш организм и не принесли ему вреда. Прежде чем вы узнаете, о каком овоще я вам буду рассказывать, вы должны будете отгадать, что это за овощ.
Работа со слайд-презентацией «Овощной переполох»
Уродилась я на славу,Голова бела, кудрява.Кто любит щи –Меня ищи. (Капуста)
Воспитатель. Вот она, капуста.  (Показывать каждый овощ). Она не только нас кормит, но и лечит. Если свежий капустный лист приложить к голове, помогает от головной боли. Как же правильно употреблять капусту в пищу? Запомните: нитраты в большом количестве находятся в зелёных листьях и в кочерыжке. Как вы думаете, как удалить нитраты из капусты?
Дети. Нужно капусту помыть.
Воспитатель. Перед едой листья капусты следует замочить в тёплой воде, в которую добавлено немного соли. (Показать).
Сарафан на сарафане,Платьице на платьице.А как станешь раздевать –Досыта наплачешься. (Лук)
Воспитатель. Свежий сок лука употребляется при ангине: по 1 ч.л. 3-4 раза в день. Нитраты находятся в донце луковицы, там, где корешки. Поэтому донце надо отрезать вот так. (Показать).
В огороде посадили.Поливали и рыхлили.На кустах плоды висят.Красненьким бочком горят.Осенью плодов тех сбор.Это овощ - …(Помидор)
Воспитатель. Помидор очень вкусен и полезен. Но место, где была ножка у помидора лучше вырезать. (Показать).
Что такоеВ землю вросло?Сверху толсто,Снизу востро, собой красно. (Свёкла)
Весной одну закапывают,А осенью семью получают? (Картошка)
Воспитатель. В свекле и картошке нитраты находятся в кожуре, поэтому её надо очистить.
Воспитатель. Мы с вами любим зелень. Назовите, какую зелень вы знаете. 
Дети. Лук, петрушка, укроп.
Воспитатель. Для чего нужна зелень? 
Дети. Чтобы суп и салат были вкуснее.
Воспитатель. Зелень очень полезна, но содержит много нитратов в своих листьях. Для того, чтобы обезвредить эти растения, их надо поставить в банку с водой на солнце, и солнечные лучи помогут нам. На солнце нитраты исчезают.
Красная девица,Сидит в темнице,А коса на улице. (Морковь)
Показать морковь, затем разрезать её вдоль и обратить внимание детей на сердцевину.
Воспитатель. Нитраты расположены вот в этой части овоща, поэтому лучше её вырезать и замочить в тёплой воде, только после этого можно будет употреблять в пищу.
Дети опускают морковь в воду.
Воспитатель. Как вы считаете, могут ли овощи навредить нашему здоровью? 
Дети. Да, могут, если мы не будем знать, что такое нитраты и где, в какой части растения они содержаться.
Воспитатель. Нитраты исчезают с помощью воды и солнечного света.
Физминутка  «Вершки и корешки»
Дети стоят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле – кисти рук опускают вниз.
Воспитатель. Теперь мы с вами знаем, у каких овощей и в какой их части находятся вредные вещества – нитраты. Я предлагаю вам раскрасить на картинке ту часть овоща, в которой находятся нитраты.
Дети закрашивают картинки с изображением овощей.
Воспитатель. Мы узнали, что овощи очень полезны и необходимы нашему здоровью, но они могут нанести вред человеку, если мы не будем знать, как правильно вывести нитраты из овощей. А мы с вами знаем, что нитраты вывести очень легко из овощей с помощью воды. Теперь мы можем дать ответ нашему другу Витаминоеду, что такое нитраты и как они попадают в овощи и как избавиться от них.-Дети вместе с воспитателем складывают свои рисунки в конверт и отправляют письмо Витаминоеду.