Культура Японии. Цветение сакуры.
Технологическая карта урока
Учитель: Коломыйцева Н.В.
Класс: 4а
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи
Тема урока: Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры
Цели: Сформировать представления о культуре Японии, создать условия для развития интереса к истокам искусства Востока, традициям японцев: «Праздник цветения вишни – сакуры», развивать чувство толерантности к чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к природе; формировать умение работать в группах
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Японии, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве Древней Японии.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная
Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентация «Япония».
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: Традиционный японский оркестр, Оркестр сто одной скрипки, Ethnic/Folk/Этническая музыка, 1999 AT Music
Ветки вишни, цветная бумага, ткань, клей, пенопласт, кисти, белая бумага, ножницы, гуашь, пластилин, подставки для «деревьев»
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации совзаимодействия
Универсальныеучебные действия
Промежуточный контроль
I. Организационный
момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вступительное слово. Звучит японская музыка. Входит учитель, приветствует детей «по-японски» и предлагает им занять свои места.
– Ребята, сегодня я вас приглашаю к путешествию в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют Страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна?
– Верно, Япония
Получив целе-
вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-
нально выражают свое отношение к происходящему
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться
Устные ответы
II. Изучение нового материала
Словесно-иллю-
стративный рас-
сказ с элементами беседы по теме «Страна восходящего солнца».
– Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других. Я предлагаю вам поработатьс карточками-заданиями.
Текст карточек (на карточках – фото Японии):
1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане.
Японцы называют Японию «Ниппон», что означает «Страна восходящегоcолнца». Покровительница государства в древнеяпонской мифологии – богиняСолнца Аматерасу.
2. Вулкан Фудзияма – священное место для японцев. Столица – город Токио.
В Японии две религии: синтоизм и буддизм.
3. В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее
человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу
и хватание за руку в Японии не вызывает радости.
4. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу государст-венных праздников – их в Японии 15. Например, 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).
5. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни являются рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония.
6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.
7. Основную одежду как мужчин, так и женщин этой страны составляет кимо-
но, подвязанное широким поясом – оби. Кимоно тщательно подбирали в соответствии с временем года или определенным событием.
– Почему Японию называют Страной восходящего солнца?
– Что отличает Японию от других стран?
– Что вы еще знаете об этой стране?
– Очень хорошо, вы справились с заданием.
– В японском характере есть одна чер-
та – это умение замечать и ценить даже самые малые проявления прекрасного.
Жить в гармонии с природой для японца –
это закон жизни. Они очень бережно к ней относятся, поэтому в Японии существует много праздников, посвященных деревьям и цветам. И здесь надо назвать знаменитую японскую вишню – сакуру, воспетую в поэзии, в картинах художников разных поколений.
Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребенка.
Существует легенда: чтобы доказать правителю сёгуну жестокость князя Хотты,
старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг.
Наказанный Хотта тайком схватил Саку-
ру с детьми, привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор вишни в Японии
цветут розовым цветом, ведь их окропила кровь безвинных детей Сакуры.
Цветы дикой вишни,
Разве не пышен их убор?
Из всех людей на свете
Нет ближе, чем братья родные.
Мотоори Норинага
– Весной в Японии проходит Ханами-пати – праздничный фестиваль любова-ния цветением сакуры. Я надеюсь, что
в конце урока и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашими работами.
Но прежде чем приступить к работе, я предлагаю немного отдохнуть.-
Слушают учителя, работают в группах
с карточками. Обсуждают,
отвечают
на вопросы.
Фронтальная работа.
Самостоятельная
работа в группах.
Личностные: имеют мо-
тивацию учебной дея-
тельности, способность
к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства Японии; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях японских художников-пейзажистов.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их
Устные ответы
Просмотр презентации «Япония».
Просмотр презентации о культуре Японии.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учи-
теля, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины японских
художников.
Фронтальная работа.
Физкультминутка
– Японские приветствия:
Ohayou gozaimasu («доброе утро»; поворот налево, поклон на 90 градусов).
Konnichiwa («привет»; поворот направо, поклон на 90 градусов).
Gokigenyou («здравствуйте»; встать прямо, поклон на 90 градусов)
Выполняют упражнения
Фронтальнаяработа
III. Творческая практическая деятельность
Изготовление модели цветущего дерева – сакуры.
Музыкальный фон: записи японской музыки в исполнении Оркестра сто одной скрипки
Делит учащихся на творческие группыв начале урока. Объясняет последовательность выполнения работы.
– Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать с различными материалами.
– Каждая группа будет создавать свою сакуру, свой образ этого цветущего дерева. По завершении работы мы устроим Ханами-пати
Выполняют творческую
работу
Коллективная работа
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа
действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения цветущего дерева; строят индивидуальную и коллективную деятельность в полном цикле: ставят цели, анализируют ситуацию, планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт
Наблюдение.
Выполнение творческой работы
IV. Итог урока. Рефлексия
Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.
Обобщающая беседа
– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
– С каким материалом было труднее работать?
– Ребята, маленький фестиваль любования вашими работами удался, посмотрите, какие деревца у нас получились.
– Как вы думаете, а у нас в России есть сакура?
Рассматривают работы – веточки сакуры, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой с оценкой увиденного в произведениях японского искусства.
Устные ответы
– Какие чувства вызывает у вас момент цветения вишни?
– В России есть праздники, связанные
с деревьями? (Завивание березки на Троицу, Вербное воскресенье.)
– Два разных государства – Япония и Россия. Казалось бы, ничего не может связывать их вместе. У нас разные языки, одежда, архитектура, религия – ничего общего! Но нет. Оказывается, маленькая ветка цветущего дерева может объединить людей. Как и японцы, мы радуемся приходу весны, цветению цветов и деревьев.
– В знак благодарности вашим близким людям – маме, папе, сестре, бабушке – приготовьте веточку сакуры. Я думаю, им будет приятно ощутить легкое, приятное дуновение весны
их с образцом (работой педагога)
Регулятивные: оценивают свою работу
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
15