Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание НЕ с прилагательными (6 класс)
Урок по теме "НЕ с именами прилагательными» в 6 классе.
Цели урока:
Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами
Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.
Развивать творческие способности учащихся.
Задачи урока: Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.Планируемые результаты:Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными. Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме. Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, шаблон таблицы.
Структура урока
I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
II. Повторение пройденного материала.
III.Определение темы и цели урока учащимися.IV. Изучение нового материала.
V .Работа с учебником (стр 25-28)
упр356;
VI. Закрепление.
2)физминутка3)командная работа
VII. Итог урока.
Домашнее задание: упр. 357, выучить правило на стр. 25.
Ход урока.
I. Организация класса.
-Здравствуйте! Присаживайтесь на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. - Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу.
II. Актуализация опорных знаний.
Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы, какой? чьей? и т.д. В предложении бывает определением и сказуемым. Склоняется по числам, падежам и родам в ед. числе.)Степени сравнения прилагательных.(Имеет превосходную и сравнительную степень сравнения. )
Разряды прилагательных.(Качественные, относительные, притяжательные).
Давайте вспомним.
- не_сиди сложа руки (не с глаголами)
- не-решительность команды(не с существительными)
- не-лживый мальчик(не с прилагательными)
Как пишется НЕ глаголами?(Всегда раздельно. Слитно когда без НЕ не употребляется).
Как пишется НЕ с существительными?
С существительными не пишется слитно, если они:
не употребляются без не: неряха, небрежность, невежа,
могут быть заменены синонимом без не: недруг (=враг), несчастье (=беда), неправда (=ложь),
если есть сочетание приставок недо:
недоработка, недосмотр, недоделка.
Существительные пишутся раздельно, если есть противопоставление: не праздник, а выходной; не стихи, а проза.
III. Определение темы и цели урока.
-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?
-Почему так решили?
-Запишите тему урока в тетради. ( Правописание НЕ с прилагательными).
Действительно, тема нашего урока сегодня это: «Правописание НЕ с прилагательными». Так, как прилагательные тесно связаны с существительными, они всё повторяют за ними, нам сегодня будет очень легко понять тему.
IV. Изучение нового материала.
Ребята, посмотрите на таблицу.
Как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)
Правописание не с прилагательными
Не весёлый, а грустный;
Не широкий, а узкий;
Недобрый- (злой), нехороший- (плохой)
Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;
Сказка ничуть не страшная.
Слитно Раздельно
Когда можно подобрать синоним без НЕ Если в предложении есть противопоставление союзом а
Если слово не употребляется без НЕ 2.Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не.
V. Работа с учебником.
Ребята, открываем учебники на странице 25. Читаем и разбираем правило.
А теперь давайте разберём упражнение 356 у доски.
Упражнение 356.( работа на 7-10 минут. Сравнения ответов с помощью сигнальной карточки: зелёный цвет-слитно; красный-раздельно).(Не)ожиданное известие(слитно, без НЕ не употребляется); далеко (не)удачный ответ(раздельно, идет в сочетании слово-далеко не); (не)обрывистый, а пологий берег(раздельно, идет противопоставление союзом А); (не)строгий человек(слитно, можно подобрать синоним без НЕ); (не)мягкий, а твёрдый(раздельно, идет противопоставление союзом А);совсем (не)удобная дорога(слитно, можно подобрать синоним без НЕ); (не)глубокий овраг(слитно, можно подобрать синоним без НЕ); (не)чаянная встреча(слитно, без НЕ не употребляется); (не)брежный почерк(слитно, без НЕ не употребляется);
VI. Закрепление.
Физминутка:
а) пальчиковая гимнастика;
б) физминутка для глаз.
Командная работа:
Класс делится на две команды. Одна команда придумывает словосочетание сущ.+прил., прилагательное с приставкой НЕ(слитно). Другая команда –словосочетание сущ.+прил., прилагательное с частицей НЕ(раздельно).
VI. Итог урока.
Что было известным, а что узнали нового?
Что было самым трудным, а что легким?
Расскажите правило написания НЕ с именами прилагательным
VIII. Домашнее задание: Вспомните материал сегодняшнего урока и выполните упр. 357 на стр. 26.