Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова»
Выступление
«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей
на уроках физической культуры».
Автор: Дмитриева М.В.
учитель физической культуры
г. Тихвин
Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу. Многочисленные научные исследования последних десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей и подростков. По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований абсолютно здоровых детей в школе почти нет.
В этой связи все больше вопросов предъявляется к системе образования. Факты говорят сами за себя: за период обучения в школе показатели здоровья учащихся в среднем ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, практически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается на половину, то есть 6%.
Возрастает значение профилактической и коррекционной работы в условиях школы.
На VIII Конгрессе педиатров России в 2003 году отмечалось, что в последние годы в реестре заболеваний школьников на передовые позиции выходят нарушения опорно-двигательного аппарата, школьников, имеющих отклонения только в состоянии опорно-двигательного аппарата, к числу которых относится и плоскостопие, насчитывается более 60%.
Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза.
Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков.
По данным проведенных исследований А.В. Чоговадзе, В.М. Савкова, наибольшее количество случаев плоскостопия приходилось на детей ослабленных, часто болевших, имеющих нарушение в состоянии здоровья и физического развития.
Актуальность проблемы профилактики плоскостопия обусловила определение цели работы: доказать эффективность средств профилактики и коррекции плоскостопия на уроках физической культуры.
Причины развития плоскостопия.
Плоскостопием принято считать деформацию опорно-двигательного аппарата (ОДА), проявляющуюся в снижении высоты свода стопы, пронировании его заднего и отведение переднего отдела. Такая деформация обычно сопровождается нарушением взаиморасположенности костей, а также нарушением трофики. Как правило, плоскостопие вызывает общее расстройства всего организма.
Одной из современных причин плоскостопия у школьников является снижение двигательной активности (гиподинамия), которая сопровождается понижением тонуса мышц и связок свода стопы, что, в конечном итоге и приводит к плоскостопию.
В связи с этими адекватные, индивидуально подобранные нагрузки, тренирующие мышцы и связки свода стопы являются самыми эффективными как в плане профилактики, так и коррекции возникших нарушений.
Характеристика стопы: опорная часть до 1/3 от общего поперечника стопы
- свод выражен (это норма); от 1/3 до 1/2
- свод уплощен (предпатология);
- если опорная часть составляет более 1/2 от общего поперечника - это плоскостопие. Тяжелый изнурительный труд, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, болезни способствовали тому, что плоскостопие, как деформация ОДА, наряду с искривлениями позвоночника стало принимать катастрофические размеры. Это отмечали ряд исследователей (Р.Р. Вредер, Я.Б. Рывлин и др.), утверждавшие, что плоскостопие – это страдание преимущественно лиц тяжелого физического труда и что по обширности распространения его можно отнести к разряду социальных заболеваний. Я.Б. Рывлин, В.Н. Мошков и другие авторы указывали, что плоскостопие является одной из наиболее частых деформаций нижних конечностей.
Все виды плоскостопия многие исследователи делят на две группы:
1группа, когда известен этнологический момент (рахитические, травматические, паралитические формы)
2группа, когда этнологический момент, особенно в начальных стадиях, доступными методами не определяется (статические формы).
На долю статических плоскостопий приходится около 90% всех приобретенных форм плоскостопия, а другие формы плоскостопия встречаются в 10% случаев.
Причинами образования статического плоскостопия являются:
- связочно -мышечная недостаточность, возникающая при длительной физической перегрузке;
- врожденная слабость связок;
- раннее вставание ребенка на ноги;
- увеличение массы тела в течение короткого отрезка времени;
- нерациональная, неудобная обувь;
- длительное пребывание в статическом положении.
При проведении диагностики по плантографии у всех школьников с нарушением
формы стопы было выявлено статическое плоскостопие.
Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:
- на подошве, в центре свода стопы и внутреннего края пятки;
- в мышцах голеностопа из-за их перегрузки;
- в бедре из-за перенапряжения мышц;
- в пояснице на почве компенсаторного усиления лордоза (прогиба);
- на тыле стопы, в ее центральной части.
Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха.
Еще один вид болезни - травматическое плоскостопие формируется
вследствие переломов различных костей стопы.
Рахитическое плоскостопие развивается в результате неправильного развития
скелета, вызванного дефицитом витамина Д в организме.
Паралитическая плоская стопа - это результат паралича мышц нижних конечностей
и чаще всего последствия вялых параличей мышц стопы и голени,
вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.
Следующий вид – врожденное плоскостопие встречается очень редко и связано
с костными искривлениями вследствие неправильного положения плода или частей
его тела, в результате чего наблюдается уже внутриутробное
неправильное формирование и рост стопы.
Плоскостопие – заболевание прогрессирующее, поэтому, чем раньше начато
лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи
лечатся гораздо труднее.
Значения физических упражнений в профилактике и коррекции плоскостопия.
В ЦРБ города отсутствуют врачи-ортопеды, в школах города не ведется диагностика плоскостопия у детей среднего школьного возраста. Все это отрицательно сказывается на своевременном определении и устранении нарушений свода стопы у учащихся 11 – 14 лет.
Физические упражнения и их сочетания:
- общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
- корригирующие упражнения;
- корригирующие упражнения с применением приспособлений универсального типа;
- упражнения из раздела ЛФК;
- упражнения на массажерах;
- игры, игровые упражнения. Комплексы упражнений выполняем в подготовительной и основной частях урока. С целью создания положительного эмоционального фона упражнения выполняются детьми под музыку. Комплекс упражнений по коррекции составляю в определенной последовательности: а) упражнения без предметов,
б) упражнения с предметами (захватывание пальцами стопы мелких предметов),
в) упражнения на приспособлениях универсального типа.
Дозировка зависит от уровня подготовленности детей. По мере укрепления и тренировки мышц увеличивается количество повторений упражнений.
Для детей, имеющих выраженное плоскостопие, в основной и заключительной частях урока применяю индивидуальный подход. Например, нагрузка при выполнении разных прыжковых упражнений уменьшается и чередуется с интервалами отдыха, выполнением упражнений на массажерах.
При проведении занятий корригирующей гимнастикой мной соблюдаются следующие принципы:
- индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;
- системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;
- регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;
- длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
- постепенного нарастания физической нагрузки: в первые 7 – 10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается;
- разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений: целесообразно через каждые 2 – 3 недели обновлять 20 – 30% упражнений;
- умеренности воздействия физических упражнений: продолжительность занятий 40 минут в сочетании с дробной физической нагрузкой;
- соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями: чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;
- всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам;
- учета возрастных особенностей: при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год.я:е.
Домашние задания с использованием самомассажа
В конце каждой четверти родителям выдается комплекс специальных упражнений, которые ребенок должен выполнять дома во время каникул. Домашние задания проводятся за 1,5 – 2 часа до сна, заканчиваются водными процедурами.
Медицинской сестрой школы даются советы и указания родителям по выполнению массажа и самомассажа детьми в домашних условиях.
Кроме того, учителям - предметникам рекомендовано на своих уроках во время проведения физкультминуток применять специальные упражнения для профилактики плоскостопия в положении сидя за столом и стоя.
При комплексном применении всех средств физического воспитания достигается наибольший результат коррекции плоскостопия, т.к. каждое из них по-разному влияет на организм ребенка.