Конспект урока Профилактика и коррекция плоскостопия.
Профилактика и коррекция плоскостопия.
(занятие с детьми младшего школьного возраста)
Цель: формирование у воспитанников знаний и умений проводить профилактику плоскостопия с помощью упражнений.
Задачи:
Образовательная: формирование умения преодолевать комбинированные препятствия, используя соответствующее оборудование и инвентарь.
Развивающая: развитие двигательной сферы детей через укрепление мышц с целью предупреждения плоскостопия.
Воспитательная: формировать потребность в здоровом образе жизни.
Коррекционно-развивающая: формирование устойчивых двигательных эталонов.
Оборудование: гимнастические палки, шипованные резиновые мячи малого размера, массажёры для ног, тазик с травой, мягкий коврик, гимнастическая скамейка, гимнастические доски:плоская и две ребристых, гимнастический мат. Магнитофон.
ХОД ЗАНЯТИЯ
№ Содержание занятия. Дозировка Методические указания.
I Подготовительная частью
Цель:укрепить мышцы стопы при ходьбе и беге, координируя движения рук и ног.
Постороение в шеренгу.
Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие, в самую лучшую страну «Здоровье». В этой стране дети учатся не только быстро бегать, высоко и далеко прыгать, но у учатся быть здоровыми, веселыми, счастливыми. Есть такое выражение: « Каждый шаг босиком – лишняя минута жизни»ю как вы понимаете это выражение?
(ответы детей).
Ребята, а вы любите ходить баосиком? (ответы детей).
А сейчас я предлагаю вам отправится со мной в путь».
«В путь дорогу собирайся,
за здоровьем отправляйся!»
Ходьба:
- обычным шагом по кругу.
«Расправте плечи, спина прямая».
Мы в лесу! Вокруг тишин.
В дерлоге спит медведь».
- на носках, не сгибая ног, положив руки на пояс;
«А как медведь ходит?»
- на внешней стороне ступни с поджатыми внутрь пальцами, руки на пояс;
«Ой, мы зашли в болото!»
- на пятках, не сгибая ног, рукиза голову;
«В переди лесные заросли».
- полный присед, пятка пола не касается, руки - упор о пол;
Прыжки:
«Ой, мы поранили ногу!»
- прыжки на правой, затем на левой ноге.
Бег:
«Мы не успеваем в страну «Здоровья».
- обычный бег со сменой направления.
Упражнений на восстановление дыхания:
«Мы устали, давайте отдахнем».
- вдох – руки вверх, потянуться.
- выдох – руки вниз, наклон туловища вперед.
«На месте стой, раз, два!»
«Ребята, а кто знает как нужно беречь ноги?» (ответы детей)
«А еще для предупреждения плоскостопия надо выполнять специальные упражнения. Сейчас мы с вами научимся их выполнять».
5мин Равнение, проверка осанки.
Темп средний.
Дыхание ровное.
Прыгать легко.
Темп средний.
Следить за дыханием.
II Основная часть.
Цель: выполнять упражнеия осознано, активно, с должным иышечным напряжением.
Упражнения из и.п. – стоя.
И.п. стоя, руки на пояс. 1- подняться на носки, 2- перекатиться на пяточки.
И.п. то же. Ходьба на месте, не отрывая носок от пола, пятки поднимать как можно выше вверх.
«Приседания» И.п. стоя, руки на пояс. 1- присед, руки вперед, 2- и.п.
Упражнения из и.п. сидя на стуле.
И.п. сидя на стуле, руки на пояс. 1 – поднять пятки ног вверх, пальцы ног от пола не отрывать, 2 – и.п.
И.п. то же. 1 – поднять пальцы ног вверх, пятки от пола не отрывать. 2 – и.п.
«Окно -1» И.п. то же. 1 –развести пальцы ног в разные стороны, пятки друг от друга не отрывать, 2 – и.п.
«Окно -2» И.п. то же. 1 –развести пятки ног в разные стороны, пальцы ног вместе, 2 – и.п.
«Гусеница» И.п то же. Сгибая пальцы ног, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется.
Упражнения из исходного положения сидя на стуле с предметами, стоя.
«Каток 1». И.п. сидя на стуле, руки на пояс. Катание гимнастической палочки вперед-назад, руки на пояс.
И.п. стоя. Ходьба по гимначтической палке6
- горизонтально влево, вправо;
- «елочкой» вперед-назад;
- приседания стоя на палке.
«Каток 2» и.п. то же. Катание мяча среднего размера вперед-назад. Поочередно меняя ноги.
«Художник». И.п. сидя на полу. Карандашом, зажатым пальцами ног, ребенок рисует на листе бумаги различные фигуры. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой ногой.
«Молодцы, ребята! А вы знаете, ученые установили, что на подошвах наших ног находится много точек, массаж которых удучшает работу органов нашего тела(показ детям нарисованную стопу с точками для массажа)
Но перед тем как на начать делать массаж, предлагаю вам убрать лишние предметы в корзину и сесть на стульчики).
Массаж для ступней «Поиграем с ножками» (З. И. Береснева) Цель:привлеч детей к самопрофилактике, повысить защитные свойства организма.
- одной рукой образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
- выполнять разминочные стопы всеми пальцами.
- растирать подушечками большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре стопы (подошвы).
- погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
« Ну вот мы и сделали массаж, а теперь достаньте массажеры для ног и поработайте на них.»
«Молодцы дети, но нам необходимо пройти еще один этап нашего пути. Перед вами дорожка здоровья, кто пройдет по ней – становится стройным, а ножки – крепкими. За мной шагом марш!»
- ходьба по гимнастической доске вверх, рукив стороны;
- ходьба по скамейке, руки в стороны;
- ходьба по ребристой доске вниз, руки в стороны;
- ходьба по камушкам, руки на поясе;
- ходьба по влажной травке, руки на поясе.
25мин
6-8раз
6-8раз
8 раз
8раз
8раз
6раз
6раз
4раза
20сек
4раза
4раза
8раз
4раза
20сек
2мин
2мин Дети занимают свои места по ориентирам в зале.
Все упражнения выполняются, используя зеркальный показ.
Подошва ног скользит по полу.
Обееми ногами одновременно.
Смотреть вперед.
Руками не рисовать.
Массаж основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног.
Следить за правильностью выполнения массажа, все движения выполнять легкими движениями.
Используется метод круговой тренировки. Следить за интервалом во время прохождения по возвышенным плоскостям.
Заключительная часть.
Цель: снижение интенсивности нагрузки на организм.
«Ребята, наши ножки в течении занятия выдержали большую физическую нагрузку. Пусть немного отдохнут. Для этого нам нужно убрать предметы на место и остановиться на зеленом лугу, отдохнуть и с удовольствием послушать звуки природы. На право раз, два !» По ходу движения возьмите волшебные коврики и располагайтесь по удобнее. Я предлагаю вам лечь на спину, закрыть глаза.
Релаксация «На лугу».
« А сейчас представьте себя в самом прекрасном месте на земле. Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая- зеленая трава, солнышко согревает ваши тела, дует нежный ветерок и вам хочется находиться среди этого великолепия, среди этой красоты. Вдохните поглубже свежий воздух. Останьтесь среди этого прекрасного луга и почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо… А теперь откройте глаза, медленно-медленно поднимайтесь.»
«А теперь покажите какие вы стали большие, побывав в стране «Здоровья».
«На месте стой раз, два! Направо раз, два!»
Подведение итогов занятия.
«Вот и подошло к концу наше путешествие . Вам оно понравилось? Какое из упражнений вам хотелось выполнять больше всего? (ответы детей) Почему? Как вы думаете , упраджнен6ипя которые мы сегодня с вами выполняли продлевают каждому из нас жизнь? (Ответы детей)
«Действительно, любые спортивные упражнения способствуют сохранению нашего здоровья, укрепляют наш организм, закаляют его».
«До свидания ребята, до встречи на следующем занятии».
5мин Звучит музыка.
Учитель не должен принуждать детей отвечать на вопросы, дать им возможность высказаться каждому ребенку.
Дети выполняют ходьбу по кругу, руки вверх.
Организованный уход детей.