«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»











Доклад


«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры»














Учитель: I квалификационная категория Елисеева Т.К.












г. Набережные Челны 2017г.



Доклад.


Плоскостопие-это достаточно серьёзное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребёнка, негативно влияет на его общее самочувствие снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

Ребёнок, страдающий плоскостопием, быстро устаёт от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребёнок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

Плоскостопие-заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее.

Существуют следующие причины плоскостопия:
Основная причина-слабость связок и мышц; «отвечающих» за поддержание свода стопы.
Избыточный вес.
Неправильно подобранная обувь: тесная или слишком свободная, с узким носком, высоким каблуком. Плохо, когда обувь с толстой негнущейся подошвой она лишает стопу её естественной гибкости. Также нежелательно «увлечение» стоптанными тапочками и валенками.

Для профилактики плоскостопия можно предложить следующее:
Выполнение физических упражнений, укрепляющих мышцы ног.

Закаливание: общее и местное. (ножная ванна)
Босохождение. Особенно полезно по рыхлой почве, песку, камешкам, гальке, по воде возле берега (по асфальту босиком лучше не ходить).

Не желательно находиться в помещении в утеплённой обуви, особенно в кроссовках.
Желательно, чтобы и дома, и в школе дети носили туфли и ботинки на жёсткой подошве и с небольшим каблучком.

Нужно приучить ребёнка не стоять долго в одном положении. Например, ожидая автобуса, лучше переминаться с ноги на ногу, время от времени перенося нагрузку на наружный край стопы.

Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь – мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

Предупредить плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по возможности и несколько раз в день: утром, как только ребёнок встал с постели и вечером.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания – гигиенических, природно – оздоровительных факторов и физических упражнений.

Среди гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный её подбор: форма и размеры обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Рекомендуется обувь с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Для занятий физическими упражнениями следует использовать соответствующую обувь с эластичной подошвой, обеспечивающей амортизацию при беге, прыжках и других движениях.

Регулярное применение природно – оздоровительных факторов например хождение босиком по естественному грунту ( траве, песку, гальке, хвойным иголкам ) также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.

В процессе физического воспитания детей пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы. Стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на насок. Широкая постановка стоп сопровождается зачастую их поворотом внутрь, косолапостью. Эти особенности находятся в прямой зависимости от общего состояния организма ребенка и его опорно-двигательного аппарата. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или расслаблять соответствующие мышцы приводит к недостаточности рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.
При обучении детей ходьбе наиболее эффективен показ движений. Показывая ходьбу, преподаватель должен сам идти естественным и легким шагом, не подчеркивая энергичный мах руками, не делая широких шагов. Словесные указания должны быть точными, понятными детям.
Формируя навык ходьбы у детей, преподаватель обучает их правильной постановке шагающей ноги (пяткой с последующим перекатом на всю стопу, а не плашмя, всей стопой), не допуская шарканья и шлёпанья стоп, не разводя носки. Для исправления такого недостатка, как шарканье стоп, рекомендуется вводить задания с переступанием линий, кубиков и т.п.

В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10 градусов и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середины стопы. Использование разнообразных видов ходьбы способствует не только укреплению мышц ног и стоп, но и формирование правильной походки.

В процессе занятий, уроков по физической культуре необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы не только путем разновидностей ходьбы, но и путем использования специально подобранных упражнений, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лёжа, при разгрузке стоп. Учитывая возрастные психологические особенности детей школьного возраста, желательно применять упражнения с образными названиями и упражнения с предметами, что способствует повышению интереса и активности занимающихся. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на формирование свобод стопы и укрепление мышц стопы и голени оказывают различные танцевальные шаги и элементы.

В двигательной деятельности детей школьного возраста, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Важно как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий.
У детей младшего возраста стопа не обладает достаточной эластичностью, поэтому ребенок приземляется тяжело, на всю стопу, на прямые ноги. В связи с этим необходимо тщательно отбирать содержание прыжковых упражнений, доступных для ребенка, способствующих укреплению его нижних конечностей и тазового пояса. На первых этапах обучения большое значение приобретает показ прыжка, при этом особое внимание уделяется мягкому приземлению. Необходимо шире использовать подводящие упражнения для формирования навыка правильного приземления - ритмичные приседания и выпрямления, переходящие в подпрыгивания.

В течение занятия (урока) по физической культуре дети не должны много стоять, во время объяснений их лучше посадить, так как детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется и легко подвергается деформациям.

В большинстве случаев приобретенного плоскостопия коррекция может быть достигнута систематическим применением средств физического воспитания и лечебной физической культуры.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях общеобразовательных учреждений должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а так же правильную организацию физического воспитания.

Ежегодная диагностика состояние сводов стопы у детей должна осуществляться медицинским персоналом образовательных учреждений с использованием объективных методов исследования. На основе результатов диагностики формируются как групповые, так и индивидуальные рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп.

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительные влияния на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры).

Специальные комплексы упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, могут применяться в различных формах физического воспитания.
Целесообразно планировать работу по профилактике и коррекции плоскостопия, следующим образом. Один комплекс специальных упражнений, например «Котята», в течение двух недель разучивается и выполняется на занятиях (уроках) по физической культуре. При этом большое внимание должно уделяться правильной технике выполнения упражнений. Далее, в течение двух недель комплекс упражнений, уже знакомый детям, включается в содержание ежедневной утренней зарядки. Затем, после месячного перерыва, в течение которого применяется другой комплекс упражнений, например, с гимнастической палкой, можно вернуться к первому комплексу, «Котята», используя его в течения ещё двух недель в процессе гимнастики и в качестве домашнего задания по физкультуре в условиях общеобразовательной школы. Таким образом, обеспечивается регулярное выполнения упражнений, направленных на укрепление мышц и формирование сводов стопы.


Закаливание является одной из форм физического воспитания детей. В общеобразовательной школе возможности для проведения закаливающих процедур практически отсутствуют, поэтому закаливание стоп у детей школьного возраста должно осуществляться в домашних условиях.

С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, должна проводится индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.

ЛФК назначают при всех формах плоскостопия, обеспечивая нормализацию двигательной деятельности, увеличение силовой выносливости мышц нижних конечностей, повышение общей физической работоспособности.
Важное место занимают частные задачи ЛФК: исправление деформации и уменьшение имеющегося уплощения сводов стопы, устранение пронированного положения пятки и супинаторной контрактуры, формирование и закрепление навыка правильной осанки.

При использовании средств ЛФК в начале лечебного курса специальные коррекционные упражнения выполняются из исходных положений лежа и сидя, при разгрузке стоп. Они включаются в занятие вместе с обще развивающими в возрастающей дозировке; перед занятием целесообразно проводить массаж стоп.

К специальным коррекционным упражнениям относят упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, упражнения с внешним сопротивлением. Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катанием подошвами ног палки. Для закрепления достигнутых результатов коррекции используются упражнения в ходьбе на носках, пятах, наружном крае стопы, с параллельной постановкой стоп. Исправлению положения пятки способствует специальные пособия, применяемые во время занятий ЛФК, такие как ребристые доски, скошенные поверхности.

Эффективность использования средств ЛФК при коррекции плоскостопия повышается при комплексном лечении, сочетании ЛФК с гигиеническими процедурами, рациональным двигательным режимом, ношение специальной обуви (стелек-супинаторов).

При проведении закаливания стоп следует руководствоваться общепринятым и принципами закаливания: систематичности, последовательности, постепенного увеличения силы раздражающего воздействия, активного режима, индивидуализации, разнообразия средств, форм и видов закаливания, сознательности и активности, контроля самочувствия, положительных эмоций, учета региональных климатических условий.

Очень важно, чтобы процесс коррекции стоп был непрерывным, продолжительным и включал любые меры, способствующие укреплению детского организма.
15