Организация кукольного театра в начальной школе

Root EntryОрганизация кукольного театра в начальной школе
Учитель начальных классов Маленкова Елена Сергеевна

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают
вопросы: как ввести маленького человека в мир литературы, как научить его любить книгу? Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой.  Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, привития социально-нравственных качеств, ищет приёмы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.
У нечитающих детей, во-первых, обедняется словарный запас, и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс их социализации, вхождения в общество, знакомства с его моральными и духовными ценностями. В-третьих, нечитающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.
Как учить светло, радостно, без принуждения? Ответ на эти вопросы для меня один -  работа на занятиях кружка « Кукольный театр».
Школьный кукольный театр – одна из форм внеклассной работы с младшими школьниками. Художественные образы, яркое оформление, точное слово и музыка расширяют детский кругозор, создают дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
  Игровые технологии разработаны, изучены и используются давно, но сегодня они актуальны, как никогда. В условиях работы по ФГОС приоритетными становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Ключевой становится такая компетенция образования, как «научить учиться». Обучение строится на системно-деятельностном подходе, оно должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основными принципами системно-деятельностного подхода  являются принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности и творчества. 
Эти  принципы системно-деятельностного подхода можно реализовать, используя на занятиях самые разные виды игры.
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Так, например, участвуя в кукольном представлении и  умея рассказать о себе, ученик должен научиться рассказывать свою историю от имени другого персонажа- куклы.  В игре формируются его деятельностные способности, общеучебные умения.
В процессе игры  снимаются   стрессообразующие факторы учебного процесса, создаётся доброжелательная  атмосфера, т.е. реализуется принцип психологической комфортности.
Именно в  игре  реализуется принцип творчества. Это  означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Театрализованные постановки по мотивам художественных произведений позволяют ребёнку знакомиться с окружающей действительностью, удовлетворять познавательные интересы, учиться видеть себя в тесной связи с другими людьми. Театральная деятельность оказывает большое влияние на развитие речи детей, а также занятия развивают у детей память, артистические способности, коммуникабельность. Дети учатся работать в коллективе, помогать друг другу, поддерживать.
Занимаясь  элементами театральной деятельности, ребенок может воспитать в себе творческие и человеческие качества. Дети – самые лучшие актеры, поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Игра для них – естественная потребность. Участие в создании самих кукол, декораций и представления в целом позволяет приобрести так же дополнительные практические навыки
Занятия в кружке помогают решить многие задачи:
формирование  мировоззрения, нравственных убеждений ( персонажи кукольных представлений бережно хранят характеристики человеческой мудрости, доброты, смелости, жадности , глупости);
развитие воображения, памяти, творческих способностей, эстетических чувств и понимание прекрасного;
воспитание эмоционально-чувственного отношения  к окружающему миру.

Кроме того, ощутимо совершенствуются навыки чтения, работа над текстом литературных произведений, максимально доступным становится овладение системой филологических понятий (жанр, персонаж, композиция), взаимосвязь всех видов речевой деятельности.  Формируется интеллект и уровень общей культуры , представление о многообразии мировой и отечественной литературы.
Занятия кружка исключительно творческие, способные пробудить  и развить детскую фантазию, духовное общение, а при правильной организации дают импульс к самостоятельной деятельности. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дети смеются, когда  смеются их персонажи, грустят вместе с ними; чувствуют и думают так же, как  и их сказочные герои. Помочь ребенку раскрыться, проявить себя в общении, высказаться в доступной форме, т.е. выразить свои впечатления от наиболее взволновавших  эпизодов, помогает сюжетная игра,  рисунок, музыка.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение театров, тематические экскурсии, игры и упражнения из театральной педагогики.
На первых занятиях кружка я познакомила детей с кукольным  театром, с работой в кукольном театре, учила правильно одевать куклу на руку.
Серьезная проблема, с которой мы столкнулись в работе с 1 классом, - почти полное  отсутствие нужного репертуара. Мы начали работать с жанром народных сказок ( «Репка», « Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь») тщательно отрабатывали выразительное чтение ролей каждого персонажа (в 1 классе дети воспринимают реплики своих героев на слух, много импровизаций, т.к. читать с листа им ещё трудно), выбирали  героев сказки и делали зарисовки.  В процессе занятий дети изготавливали афиши, декорации, реквизит, а главное - кукол. Технология работы по  изготовлению кукол с каждым годом  совершенствуется. Сначала это были бумажные игрушки – «пальчиковый» театр, который постепенно перешел в «варежкин».
Опыт показывает, что умелая организация работы в кукольном театре подталкивает учащихся на создание собственных небольших пьес. Учащиеся сами предлагают темы, которые  им хотелось бы сыграть, придумывают реплики  будущих героев.  Это естественно: ведь дети шести- десяти лет – прекрасные  сочинители , импровизаторы. Ведь через кукол легче высказать свое мнение, легче о чем-то спросить -  говорит-то кукла!                
Школьники с удовольствием составляют сценарии для кукольных представлений, сочиняя и переделывая  сказки, изготавливая кукол, участвуя в спектаклях.
Таким образом,  представление в  театре кукол со временем можно использовать  как чудесный ключик , который откроет дверцу в окружающий ребенка  волшебный мир образов, красок, звуков.
Наш кружок посещали  дети с разными способностями. Некоторые хорошо читали, интересовались  литературой, но были и дети  ничем не  интересовавшиеся, плохо читавшие. Начав  посещать занятия кукольного театра, эти дети  при инсценировании сказок  нередко получали главные роли. И вскоре ребята стали лучше читать, меньше конфликтовать с одноклассниками, поведение изменилось в лучшую сторону. Очевидно, что занятия в кружке  оказывают положительное воздействие на слабых учащихся.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что работа в кукольном театре  воспитывает высоконравственную  личность, формирует у младших школьников коммуникативные умения, адаптирует их к современной жизни, расширяет кругозор. Все участники кружка, несмотря на то, что некоторым из них сложно дается учеба, замечательные  и способные артисты.
Беседуя с учителями начальных классов, родителями учащихся , психологами школы, наблюдая за младшими школьниками во внеурочное  время, убеждаешься, что внеурочная деятельность предоставляет ребенку возможность выбора направления в соответствии с имеющимися у него природными задатками. В основе внеурочной деятельности лежит свободный выбор направления и вида деятельности. И эта свобода выбора – мощнейший стимул развития личности ребенка.























Тема занятия: ЗЛОСТИКИ, БОЯЗВИЛИКИ И ГРУСТИШКИ.
Цель занятия: знакомство с разными эмоциями, обучение способам выражения различных эмоциональных состояний.
Задачи: 1) гармонизация эмоционального состояния;
                2) развитие творческого воображения;
                3) совершенствование механизмов саморегуляции.
Оборудование:  белые маски, гуашь, фломастеры, карандаши, восковые мелки, цветная бумага, спокойная музыка, красный , синий и желтый квадрат ( 25х25см).
Ход занятия: 
- Здравствуйте , ребята! Сегодня мы поздороваемся друг с другом, попрыгав на одной ножке и соприкоснувшись с соседом справа обувью, посмотрите , как это делаю я , а теперь-  все вместе. Молодцы!
Ведущий ( учитель или кто-то из детей) берет в руки зеркало. Дети смотрятся в него , передают по кругу со словами: « В зеркале я отражусь, где захочу – там окажусь!»
-Сегодня мы с вами попали в сказочный мир страны Чувств. В каждом ее городе проходила своя , совсем не похожая на другие жизнь. Проходя мимо одного города мы могли услышать(звучит фонограмма детского смеха) веселый смех. Все жители бегали по улицам, играли в салочки и звонко хохотали. Их лица озаряла улыбка, и сразу было видно, что все рады видеть друг друга.
 Упражнение №1 « Приветствие»
Дети встают в круг.
- Ребята , давайте поприветствуем друг друга пожатием руки и улыбнемся. Я пожму руку соседу слева и так сделает каждый , и наше радостное приветствие пройдет круг.
- Как вы думаете, как называется этот город? Правильно, это был город радости. А жителей звали Веселые Радужки.
В другом городе шли настоящие сражения. Все жители ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить кому-нибудь подножку или закидать его помидорами. А перед заходом солнца все жители этого огромного города собирались  на поляне и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было  в перьях.
Упражнение № 2 « Кричалки – шепталки - молчалки»
- А сейчас мы весело поиграем. Ребята , внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат – можно прыгать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте и замолчать.
- Жители этого города  каждый день только и думали о том , как сделать кому-нибудь пакость. Задерживаться в этом городе совсем  не хотелось Как  вы думаете, как назывался этот город? Правильно, это был город злости. А жителей его называли  Злостиками.
 Проходя мимо следующего города, все люди видели пустынные улицы. Казалось, что жители покинули этот город навсегда. Но вдруг впереди показался велосипедист . Он быстро ехал по улице и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Если велосипедист замечал кого-нибудь, у него широко открывались глаза и рот , и казалось, он вот-вот закричит.
Упражнение № 3 « Страх»
Дети мимикой и жестами изображают состояние  страха: ноги согнуты, рот приоткрыт, глаза округлены, брови подняты, плечи « съеживаются от страха.
 - Как вы думаете, что это за город? Правильно, это был город страха. А жители его назывались Боязливиками.
Упражнение № 4 « Грусть»
- На улице следующего города   стоял печальный человек. Ребята , покажите , как  это выглядит -  быть печальным и грустным? Этим упражнением мы попали в город грусти с его мрачными жителями Грустишками. Они то и дело грустили по прошедшим выходным, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. И никто в округе не мог их развеселить.
Упражнение № 5 « Белая маска»
- Кажется , что в этой стране никогда не будет порядка. Жители сказочных городов так устали только радоваться , злиться или только грустить, что их лица  потихоньку стали исчезать, а на их месте появлялась только безмолвная маска. Ребята, покажите , в какие маски превратились лица жителей? ( Дети прикладывают к  лицам белые маски).
-  А потом  постепенно стали  исчезать и сказки сказочного мира . Так, день за днем, проходила жизнь сказочного государства. И никто не мог  ничего изменить.
 - Но страну Чувств еще можно спасти Еще не все волшебные краски смыты с ее лица. Нужно всего лишь найти человека, который помнит секреты счастья и не  разучился  радоваться и грустить , удивляться и прощать. Кто же может помочь  этой стране? Какие маленькие , храбрые человечки? Правильно – дети. Ведь только они с их чистой душой смогут спасти сказочный мир и вернуть  прежнее счастье. Вы согласны со мной ?
Чтобы  чары не могли на нас подействовать , мы сначала выполним волшебный ритуал ( дыхательная гимнастика) и потом приступим к работе.
Упражнение № 6 « Дыхательная гимнастика»
- Итак , несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох, вдох – выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь  соседу слева.
Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох , вдох – выдох. Молодцы !
- Сейчас мы с вами оживим страну Чувств и расколдуем рыцарей Безличия .
(Дети берут  белые маски, в которых есть прорези для глаз)
Упражнение  № 7 « Создаем маски чувств»
- У нас есть верные помощники , которые  еще ни разу не подводили в работе, - это краски ( восковые мелки , карандаши, фломастеры). Итак , за дело!
Включается спокойная музыка , и дети рисуют маски . по окончании работы они придумывают названия своим маскам, знакомятся со всеми жителями  страны Чувств и оставляют их высыхать.
- Теперь в стране Чувств будет всегда царить любовь и гармония. А мы с вами встанем в круг. Приготовьте , пожалуйста , свои ладошки. Я каждому подарю волшебную хрустальную бусинку. Берите ее осторожно, не уроните. Согрейте ее своим теплом. И пусть каждый из вас загадает желание, какими вы хотите быть. Прошепчите это желание над бусинкой. И оно обязательно должно исполниться, только нужно верить. А сейчас мы возьмем наше волшебное зеркало и будем передавать его по кругу со словами « В зеркале я отражусь , где захочу – там окажусь!» Ну, вот мы и дома . Всем  спасибо!
Вопросы для обсуждения: ( работа в группе или индивидуально)
   
С какими чувствами ты познакомился?
Какое чувство было самое приятное? Самое неприятное?
Понравилось ли тебе быть волшебником?
 
Сказка

«Под грибом»

по мотивам сказки В.Сутеева

 
Действующие лица: 
Автор
Муравей
Комарик
Муха
Мышка
Зайка
Лягушка
Лиса
Бабочка
Гриб
 
АВТОР
Солнце спряталось за тучу, Ветер поднял целу бучу, Налетела тут гроза, Как бодливая коза. Когда дождик тот прошел, Вырос гриб такой большой... Дождик кончился. Скорей Вылезает муравей. Под листочком он лежал И от страха весь дрожал. А беда-то его в том - Не попал в родимый дом. Ветер сильный налетел, Муравьишка не успел В муравейник забежать, Стал грозу пережидать. Вот бредет он по дорожке, Видит - на огромной ножке, Кто бы ты подумать мог? Великан лесной - грибок.
 
МУРАВЕЙ (обходит гриб кругом)
Ах, лесной ты красавец! Ты не гриб, а удалец. У тебя такая шляпа, Будто ты не гриб - дворец! Снова гром гремит, ты слышишь? Спрячь меня под своей крышей. Я здесь дождик пережду, А потом домой пойду.
 
ГРИБ
Ладно, ладно, муравей, Забирайся поскорей. Так и быть уж, я тебя Спрячу, скрою от дождя.
 
АВТОР
Тут комарик появился И к ним с речью обратился.
 
КОМАРИК (просит)
Ах вы, милые друзья! Не оставьте вы меня Мокнуть здесь вот, под дождем. Веселей будет втроем.
 
ГРИБ
Ты, комарик, небольшой, Хватит места нам с тобой.
 
ГРИБ И МУРАВЕЙ (вместе)
Так и быть, уж мы тебя Скроем, спрячем от дождя.
 
АВТОР
Появляется тут муха, Позолоченное брюхо. Мокрая вся от дождя, Тихо молвила она.
 
МУХА
Ах вы, милые друзья, Я промокла от дождя, Крылышки не подниму, Улететь я не могу.
 
ГРИБ
Что же делать? Как же быть? Где же место раздобыть? Стало что-то тесновато, Всем нам места маловато.
 
МУРАВЕЙ И КОМАРИК (вместе)
Так и быть уж, от дождя Скроем, спрячем мы тебя, Как-нибудь мы потеснимся, Может, все и разместимся!
 
АВТОР
Тут вдруг мышка выбегает И грибочек замечает.
 
МЫШКА (просит)
Полевая мышка я, Не бросайте вы меня. К норке я не добегу - В этих лужах утону.
 
ГРИБ
Что же делать? Как же быть? Где же место раздобыть? Стало что-то тесновато, Всем нам места маловато.
 
МУРАВЕЙ, КОМАРИК И МУХА (вместе)
Так и быть уж, от дождя Скроем, спрячем мы тебя, Как-нибудь мы потеснимся, Может, все и разместимся!
(Мышка идет под грибок)
 
АВТОР
Успокоился народ. Видят - бабочка бредет.
 
БАБОЧКА
Крылья все мои намокли, Да и я сама промокла. Я пыталась улететь, Только в дождик не суметь Мне под небеса подняться И до домика добраться.
 
ГРИБ
Что же делать? Как же быть? Где же место раздобыть? Стало что-то тесновато, Всем нам места маловато.
 
ВСЕ (хором)
Так и быть уж, от дождя Скроем, спрячем мы тебя, Как-нибудь мы потеснимся, Может, все и разместимся!
(Бабочка идет под грибок)
 
АВТОР
Видят - к ним бредет лягушка, Еле-еле тащит брюшко.
 
ЛЯГУШКА (жалуясь)
Приключилась беда - вот, У меня болит живот. Долго под дождем сидела И, наверно, заболела. Не укроете меня - Так погибну от дождя.
 
ГРИБ
Что же делать? Как же быть? Где же место раздобыть? Стало что-то тесновато, Всем нам места маловато.
 
МУХА
Вот что я хочу сказать: Лягушку надобно спасать! Хоть для мух она и враг, Но не брошу ее так.
 
ВСЕ (хором)
Так и быть уж, от дождя Скроем, спрячем мы тебя, Как-нибудь мы потеснимся, Может, все и разместимся!
 
ЛЯГУШКА
Что же, я скажу вам вслух: Не любила раньше мух, Но теперь сказать должна - Будем с мухами друзья.
(Идет под грибок)
 
АВТОР
Стоят зверюшки, удивляются - Как они все размещаются Под одним всего грибком, Словно под большим зонтом?
 
МЫШКА (отодвигая всех)
Ну-ка, выгляну я, дай-ка! Ох, бежит стрелою зайка!
 
АВТОР
Ушки он свои прижал, Хвостик у него дрожал.
 
ЗАЙКА (просит)
Ой, спаси, зверьё мое... Плохо у меня житье, За мной гонится лиса, Скоро будет здесь она. Целый день меня гоняла, Просто жутко напугала, Обещала прямо здесь Меня догнать и тут же съесть!
 
ЛЯГУШКА
Ой! Спасать его нам надо! Становись скорее рядом! Да не бойся, косой, ты - Скроем, спрячем от лисы. (Заяц прячется за зверюшек)
 
АВТОР
Вот является она - Рыжехвостая лиса.
(Подходит, осматривает всех)
 
ЛИСА (важно, гордо)
Здравствуйте, мои друзья! Вы ведь знаете, кто я? А ну, зверье, мне отвечай: Заяц тут не пробегал? Мне обедать пришел час. Прячется он среди вас? Здесь он, это точно знаю! Сейчас всех перекусаю!
 
МУРАВЕЙ (выходит вперед)
А ты, лисонька, не злись, Ты со мной сперва сразись!
 
МЫШКА (выходит вперед)
Нас здесь много, ты - одна! С нами справишься - тогда Зайчика увидишь ты, Эталон твоей мечты.
 
ЛИСА (надвигаясь на зверюшек)
Ой, ой, ой! Я вас боюсь! Я со всеми разберусь!
 
АВТОР
Началась у них тут битва. Муравьишка, словно бритва, Врезался лисице в нос, Комар палку тут принес И ударил ей по лапе - "Зайчиков вперед не лапай!", А лягушка-то, лягушка Бьет лисицу лапой в брюшко. Мышка тоже изловчилась И лисицу укусила. Тут и зайка подбежал И лисице наподдал. Бабочка всех выше вьется, А лиса-то уж сдается.
 
ЛИСА
Ой, да что ж это, друзья! Да не бейте вы меня! Вы уж все меня простите, Поскорее отпустите. Обещаю точно я - С зайцем будем мы друзья. Буду зайца, так и быть, Стороною обходить!
 
КОМАР
Что же, вопрос нам уже ясен. Убирайся восвояси. Только знай у нас теперь - Зайца обижать не смей!
 
АВТОР
Хвостик лисонька поджала, Восвояси убежала. Дождик кончился, и вот Выполз наш лесной народ. Встали все они рядком Под красавчиком грибком.
 
МЫШКА
Удивительный вопрос... А грибок-то рос да рос...
 
ГРИБ
От грибного от дождя Очень быстро расту я!
 
МУХА
Да, друзья, нам не забыть бы Всем грибку сказать: "Спасибо!" (Все встают в кружок вокруг грибка и поют песенку): Ты да я, да мы с тобой (2 раза) Справимся мы вместе все с любой бедой. Здесь, в зелененьком лесочке, От дождя нас спас грибочек, Стал он здесь спасителем для нас с тобой! (Последние три строчки повторяются 2 раза)
 
ГРИБ
Я белый гриб, я белый гриб, Без вас я тоже бы погиб. Давайте все кружиться, Давайте все дружиться. Я белый, не поганка, Эх, жизнь моя, жестянка! А мне спасать, теперь спасать Всех, всех спасать охота!
 
АВТОР
Показал вам сказку я, Милые мои друзья. Знай - на свете всех важней Не врагов иметь - друзей.