Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: Глаголы с противоположным значением
путешествие во 2 классе по теме «Глаголы с противоположным значением (антонимы)».
Конкурс «Учитель года», учитель начальных классов МОУ «СОШ № 6» Старкова Ольга Леонидовна.
Цели:
Закрепить знания о глаголе;
Познакомить учащихся с новыми словами – антонимами;
Упражняться в подборе данных слов;
Обогащение словарного запаса учащихся;
Развивать устную и письменную речь;
Прививать любовь к предмету;
Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, таблицы, рефлексивная анимация.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок.
Здравствуйте, ребята! Зовут меня Ольга Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Послушайте стихотворение и отгадайте, о какой части речи в нём говорится?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растёт. (О глаголе)
О какой части речи говорилось в стихотворении?
Тема нашего урока «Глаголы – антонимы». На уроке мы повторим всё, что знаем о глаголе, познакомимся с глаголами – антонимами, научимся подбирать слова с противоположным значением.
Ребята! Сегодня у нас не простой урок, а урок – путешествие. Мы отправимся в страну Глаголию, а поплывём мы на корабле. По пути нам придётся останавливаться и выполнять различные задания.
И так, наше путешествие начинается!
1
Повторение.
Наш корабль стоит на пристани «Чистописание». Чтобы попасть на него мы должны хорошо и быстро выполнить задание минутки чистописания.
Пристань «Чистописание». (на доске).
в в
вя вл вб вз
вязать вливать вбивать взять
К какой части речи относятся слова? (Это глаголы)
Молодцы! Вход на корабль открыт! Мы можем зайти на палубу. А чтобы нам не было скучно, возьмём с собой наших друзей. Я буду показывать картинку, а вы называете и записываете кто на ней изображён. Мы переходим к словарной работе. (по порядку)
Заяц, медведь, ворона, воробей, петух, корова.
Как одним словом можно назвать эти предметы? Кто это? (животные)
А на какие группы их можно разделить? (домашние и дикие; птицы и звери)
Самопроверка с интерактивной доски.
Чтобы корабль отплыл от пристани нам необходимо выполнить следующее задание. Подберите к словарным словам действия, которые могут совершать эти животные с помощью цветных карточек. (работа в парах).
Заяц прыгает, медведь ревёт, ворона каркает, воробей чирикает, петух кукарекает, корова мычит.
Ребята, я составила вам предложение. Но пока мы плыли на своём корабле, все слова разлетелись. Помогите мне собрать предложение.
На дереве чирикает серый воробей.
Подчеркните основу предложения и к какой части речи относятся эти слова. Каким же членом предложения выражен глагол?
Молодцы! Вы очень хорошо работаете.
И вот наш корабль уже бороздит морские просторы. А впереди у нас остров «Повторяй – ка». (устно)
Здесь мы должны вспомнить, что такое глагол?
Закончи фразу «Глагол – это»
2
настоящий богатырь среди частей речи. Глагол и работник хороший, и всегда при деле, и всегда с кем – то связан. И есть у глагола подруга – неопределённая форма. Скажите, на какой вопрос отвечает глагол в неопределённой форме? (Что делать?).
Перед вами слова. Вы должны образовать от них глаголы в неопределённой форме. А вопрос на доске поможет вам в этом.
Дежурный – дежурить
Мороз – морозить
Жёлтый – желтеть
Рисунок – рисовать
Молодцы! И с этими заданиями вы справились
Мы устали от путешествия и высадимся на острове «Физминутка»
Я буду называть слова, а вы будете выполнять задание.
Физминутка. (Гномик)
Слайдовая презентация с музыкальным сопровождением.
Слова какой части речи нам помогли провести физминутку? (слова – глаголы)
Отдохнули? А теперь снова в путь. Ведь мы подплываем к самому главному острову «Знайка». Здесь мы проведём исследовательскую работу и узнаем, что такое глаголы – антонимы, почему их так называют?
Работа над темой.
Анимация «Зонтик» открывается и закрывается.
Глаголы открываем и закрываем с противоположным значением. Такие слова мы будем называть глаголы – антонимы.
Анимация «Мышка» плачет, подбираем антоним смеётся
Давайте повторим «Какие глаголы мы называем антонимами? (Слова с противоположным значением называются антонимами) спросить 2 – 3 учеников
А сейчас мы попробуем подобрать к словам глаголы – антонимы. (на доске и в тетрадях)
3
Говорить
Любить
Строить
Зацвести
Брать
Слова для справок: молчать, отдавать, ненавидеть, отцвести, ломать.
У вас отлично получается!
Закрепление.
А этот остров нам поможет закрепить новые знания.
Остров «Закрепляй – ка»
Задание, которое нам нужно выполнить, вы найдёте у себя на партах.
Прочитайте 1 часть задания.
Спишите предложения и вставьте пропущенные буквы.
Пришла х.лодная з.ма. Сне. закрыл всю землю.
Объясните орфограммы. Прочитайте 2 часть задания.
Подчеркните основу в предложениях. (сам – но) Найдите и выпишите глаголы и подберите к ним антонимы. ( у доски и в тетрадях)
Пришла – ушла
Закрыл – открыл
Молодцы! Вы меня очень радуете. Аналогичную работу вы проделаете дома на карточках.
Ребята, пока мы с вами отвечали на вопросы и выполняли последнее задание, наш корабль доплыл до страны Глаголии. В этой стране мы будем находиться ещё долго, так как нам предстоит многое узнать о глаголе.
Подведение итогов.
В конце нашего путешествия я хочу, чтобы вы ещё раз вспомнили
С какими новыми глаголами мы сегодня познакомились? (Мы познакомились с глаголами – антонимами )
Что это за слова? (С противоположным значение)
4
Рефлексия. «Мордашки»
Во время урока каждый чувствовал себя по разному. Мне хотелось бы увидеть с каким настроением вы уходите с урока. Выберите ту картинку, которая вам подходит.
Я тоже хочу показать вам своё настроение, с которым я заканчиваю урок. Я выбираю картинку с весёлым человечком. Мне очень понравилось работать с вами
Спасибо за работу. На этом наш урок окончен. До свидания, ребята.
Рисунок 1C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Документы Word\faces.png15