«Слова с противоположным значением. Антонимы.»
Урок- соревнование по русскому языку УМК « Гармония» во 2 классе
Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Сыпчегур:
Федорова Ирина Николаевна
Тема урока : «Слова с противоположным значением. Антонимы.»Цели: 1. Расширить кругозор учащихся, закрепить понятие об антонимах.
2.Научить применять слова, обозначающие контрастные понятия в жизни.
3.Развивать речь и логическое мышление.
4.Воспитывать дружеское, доброжелательное отношение друг к другу.
5. Учить видеть и ценить хорошие качества в людях
1.Организационный момент. Объявление темы и постановка проблемного вопроса.
- Сегодня урок- соревнование. Тема урока: «Антонимы»Что такое антонимы?.( Разные по звучанию слова и с противоположным значением)
- Девиз урока: Ученье- свет, а неученье тьма.( записан на доске)
Проблемный вопрос. В конце урока вы должны ответить на вопрос: «Когда и зачем употребляются антонимы?»
2.Разминка .Игра « Наооборот»
- Внимание, внимание! Начинаем соревнование. Первым этапом нашего урока будет разминка. Вы Должны назвать недостающие слова в стихотворении. Будьте внимательны, постарайтесь больше запомнить антонимы и найти ловушку. Найти лишние слова, которые не являются антонимами.( учитель читает стих, учащиеся хором произносят не достающие слова)
Скажу я слово высоко.
А ты ответишь(низко) Скажу я слово далеко
А ты ответишь ( близко)
Вот тараторка для ребят: Когда молчат, не( говорят)
Когда стоят ан том же месте. Не совершают ( путешествий)
Никто сидеть не может ( стоя)
Лишь из порожнего в ( пустое)
Нельзя писать на белом мелом
И называть безделье( делом)
Скажу тебе я слово трус.
Ответишь ты: ( храбрец)
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай( конец)
- Какие антонимы вы услышали?( называют) Какие лишние пары слов вы услышали?( синонимы :Порожнее- пустое)
3.Игра «Кто больше?»
Антонимы , объединяясь в пары, могут характеризовать( каждая команда должна дополнить)
Состояние: молодость( старость), здоровый( больной)
Деятельность: работать( отдыхать), смеяться( плакать)
Явления природы: жара( холод), пасмурный( ясный)
Пространственные и временные отношения: левый( правый),зима( лето)
4.Подбери антонимы к словосочетаниям.
Лёгкий чемодан-( тяжёлый)
Лёгкий мороз-( сильный)
Лёгкая задача-( трудная)
Свежий огурец-( солёный)
Свежий хлеб-( чёрствый)
Сладкое яблоко-( кислое)
5.Использование антонимов в различных произведениях.
- Внимание, внимание.! Продолжаем соревнование. Может ли какой- нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далёким и близким.? Прежде чем ответить на вопрос. Помогите разрешить спор между отцом и сыном, о котором рассказывает поэт П. Ребров « Кто прав»
Вьётся синяя вода.
Убегает к морю.
Говорит отец:
- Мелка!
-Глубока!
- Я спорю.
Так мелька иль глубока ?Как же быть нам с нею?
До колен отцу река.
На а мне- по шею.
-Кто же прав?( оба, каждый по – своему)
- Назовите слова- антонимы из стихотворения?. 6. Старая пословица недаром молвится.» Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».В пословицах и поговорках часто встречаются антонимы. Следующий конкурс : Закончи пословицу.
- Знай больше-( говори меньше)
-Не бойся врага умного, ( бойся друга глупого)
-Лучшая вещь новая, ( лучший друг старый)
- Ученье свет, а ( неученье- тьма)
7. Всё познается в сравнении.
- Всё в мире познается в сравнении. А может ли быть один и тот же человек быть и хорошим и плохим? Послушайте инсценировку стихотворения В. Орлова « Спор».
Жила плохая девочка,
Она была хорошая,
Она была хорошая.
Хотя была плохая.
-На да!
Вот это выдумки!
-Ха!Ха!
Вот это выдумки!
Не может быть хорошая,
Когда она плохая!
- И ничего не выдумки,
Она была хорошая!
- И ничего не выдумки,
Она была плохая!
Она была хорошая,
Когда была послушная!
Когда она не слушалась
Она была плохая.
Как видите один и тот же человек может быть хорошим и плохим. О человеке судят по его делам. Каким же должен быть человек?. Задание назовите антонимы, которые будут сочетаться со словом человек.
Аккуратный( неряшливый)
Грустный( весёлый)
Умный( глупый)
Добрый( злой)
- я думаю, что выбрали для себя только хорошие антонимы.
Итог занятия: Зачем нужны антонимы?
Когда их употребляют?
Подведение итогов.