Классный час «Войны священные страницы навеки в памяти людской» (4 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 р.п.Приютовомуниципального района Белебеевский район РБ
Тема: «Войны священные страницы навеки в памяти людской»
Форма: Устный журнал
Номинация: «Лучшая методическая разработка в области военно-патриотического воспитания»
Автор: учитель начальных классов, классный руководитель 4 класса Швыркова Н.И.
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Цель: познакомить учащихся с историческими событиями Великой Отечественной войны.
Оборудование: презентация Power Point (картины, отображающие войну; портрет маршала Г. К. Жукова, И.Сталина, А.Гитлера; записи песен «Священная война»,
«От героев былых времен..»; мультимедийный проектор, компьютер, запись сообщения Ю. Б. Левитана «О начале войны», «О капитуляции Германии», выставка книг по теме “Великая Отечественная война”, поднос с хлебом.
2015 г.
Устный журнал «Войны священные страницы навеки в памяти людской»
Цель: познакомить учащихся с историческими событиями Великой Отечественной войны.
Задачи:
Показать учащимся беспримерный героизм советского народа и его стойкость в годы войны 1941-1945 гг.;
Развивать познавательную деятельность обучающихся в работе с первоисточниками, воспоминаниями военачальников, писателей, журналистов.
Воспитывать патриотические чувства (гордость за достижения родной страны, горечь за ее неудачи и поражения, интерес и уважение к ее историческому прошлому, бережное отношение к традициям своего народа); прививать любовь к Родине;
Воспитывать гуманистические качества личности, уважения к другим народам и странам (качества толерантной личности).
Ход урока
Организационный момент
– Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Герострат поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек, хочет он этого или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о тех событиях и людях, которые оставили огромный след в истории.
- О каком историческом событии нашей страны пойдет речь сегодня на классном часу, догадаетесь, посмотрев видеоролик.
2. Определение темы
- Внимание на экран. (Ролик с видео хроникой ВОВ).
- Вы поняли, о чем пойдет сегодня разговор?
- Дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш классный час посвящен 70- летию Победы в Великой Отечественной войне. В самой тяжелой, самой жестокой и кровопролитной.
- Какие чувства, эмоции человек может испытывать при просмотре таких кадров из видео хроники ВОВ?
- Какой вопрос, если было бы можно, вы задали очевидцам этих событий?
-Мы не имеем сегодня возможности спросить их об этом. Поэтому попробуем сами ответить на вопрос: что двигало советскими людьми, какие качества характера помогли им одержать великую победу?

3. Актуализация знаний
- Готовясь к сегодняшнему классному часу вы знакомились, изучали, выбирали материал о Второй Мировой Войне, работая по группам. Поэтому для начала хочу задать вам несколько вопросов.
- Что вы, дети 21 века, знаете об этой войне?- Вы знаете, почему война называется Великой Отечественной?
- Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил.- Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.
  - Ребята, а знаете,  почему Гитлер рассчитывал на быструю победу? Да потому, что такие победы у немецкой армии уже получались. Почти не встретив сопротивления, она захватила многие страны: Польшу и Чехословакию, Венгрию и Румынию, Францию и Бельгию, Австрию и Норвегию. (показывает страны па карте.)
12 европейских стран были захвачены фашистами.
- Назовите главные страны – участницы войны: Советский Союз – страна, отражающая нападение противника, защищающаяся, обороняющаяся от вероломного вторжения на свою территорию. Руководил в те годы Советским Союзом Иосиф Виссарионович Сталин, настоящая фамилия Джугашвили (1870 – 1953). •Генеральный секретарь Центрального Комитета партии Советского Союза. •Верховный Главнокомандующий вооруженными силами Советского Союза. Страна-завоевательница, преследовавшая захватнические цели - Фашистская Германия. Руководил Фашистской Германией Адольф Гитлер, настоящая фамилия Шикльгрубер (1889 -1945) •Глава немецко-фашистского государства •Установил в Германии режим фашистского террора. •С 1938 года Гитлер становится Верховным Главнокомандующим вооруженными силами Германии.
-Какие же задачи ставила перед собой армия захватнического государства – фашистская армия? (Гитлер хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства он хотел вывезти в Германию. А с народом поступить так: часть народа уничтожить совсем, остальных выселить далеко за Урал, в специальные поселения за колючей проволокой).
- Какая задача стояла перед Советской армией? (В то время её называли ещё Красной армией).
- Давайте посмотрим, как это было. (на доске - название)
Итак, мы открываем устный журнал «Войны священные страницы навеки в памяти людской». Какие страницы будут в журнале, вы определите, отвечая на вопросы.
4. Работа по теме урока
(На экране: 22 июня 1941 год)
Вопрос1: - О чем вам говорит эта дата?
1 страница «НАЧАЛО ВОВ»
Заканчивалась короткая ночь 22 июня 1941 года. Близился рассвет… и вдруг пограничники наших западных застав обратили внимание, что из-за границы как бы движется тёмная туча, которая быстро приближалась и наполняла все зловещим гулом. Нет, это было не грозовое облако, это неслась армада фашистских самолётов. Она пересекла воздушные рубежи Советского Союза и начала своё страшное дело – бомбёжку городов, железнодорожных станций, военных и гражданских объектов. Вслед за фашистскими самолётами ударила вражеская артиллерия, пошли в ход танки с крестами на башнях, а вслед за ними пехота. Началась самая кровопролитная и жестокая, самая тяжёлая и трагическая война из всех войн, которые до этого были на земле. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря до Черного моря..Звучит фонограмма с сообщением Юрия Борисовича Левитана о начале войны.
1 ученик. Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
2 ученик.
Гитлер рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться лишь воспоминание. Но планам его не суждено было сбыться.
Уже в начале войны появились призывные листовки и плакаты. Они были символом военного времени, отражали единство духа непобедимого русского народа, поднимали и укрепляли патриотические чувства, закаляли решимость бороться с врагом, гнать противника с родной земли за его пределы.
«Родина – мать зовет!» - Сплочение народа в годы войны.
Звучит песня (1 куплет) «Священная война» (слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова).
3 ученик. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем; усилия фронта и тыла слились воедино.
- Кто же первым попал под удар фашисткой армии? (пограничники)
Брестская крепость (сообщение 1 группы)
Первыми приняли на себя удар фашистского нашествия советские пограничники. Они оказали врагу героическое сопротивление.
4 ученик.
О крепости Брестской я слышал рассказ,Легенду, прекрасней старинных…В той крепости, вражьей ордой окружен,Границу страны защищая,Пожертвовал жизнью своей гарнизон,Захватчикам путь преграждая…
4 ученик: – Одно из первых сражений произошло в пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои.
К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов, 1 разведывательный, 1 артиллерийский полк и 2 артиллерийских дивизиона, некоторые спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей, всего 7—8 тысяч человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих).
С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек) во взаимодействии с частями соседних соединений. По плану крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.
22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог, и был разбит на несколько отдельных очагов. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7—8 атак, причём применялись огнемёты. Организованная оборона крепости длилась 8 дней; но оставались одиночные бойцы. Одна из надписей в крепости гласит: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.” По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа.
Благодаря беспредельному мужеству и стойкости людей, верности Родине защитники Брестской Крепости смогли продержаться больше 2 месяцев.
- Итак, что вас поразило из рассказа ребят о защите Брестской крепости?
- Выберите из карточек №1 качества, характеризующие воинов-пограничников.
беспредельное мужество и стойкости людей, верность Родине – прикрепляется на доску.
Вопрос 2: - Какое событие произошло 7 ноября 1941 года в Москве? Значит следующая страница устного журнала …о Москве.
2 страница «БИТВА ЗА МОСКВУ»
Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве.
(сообщение 2 группы)
5 ученик.
Война… Жестокая войнаНе первый месяц длится.Жизнь, как струна, напряжена,В опасности столица.Все громче злобный вой ветров,На взрывы дни похожи,А сводки СовинформбюроТревожней все и строже.
6 ученик. Враг отчаянно рвался к сердцу нашей родины – Москве. «Тайфун» - так назвали фашисты план своего наступления. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться фашисты в Москву, обойти город с севера и юга, зажать нашу армию в огромные «клещи». Фашистские офицеры уже заказывали для себя новые мундиры для своего парада на Красной Площади. Государственный Комитет Обороны, командование Красной армии стягивало силы со всей страны для решительного отпора врагу. На помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, Урала, из Средней Азии и Казахстана, с Дальнего Востока. Были созданы оборонительные сооружения, подступы к столице ощетинились противотанковыми рвами, ежами и окопами. Люди от усталости и бессонницы валились с ног, но, понимая, что столице грозит опасность, делали все, чтобы ее отстоять.Между тем немцы бомбили город. От бомб возникали пожары.    Москвичи дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы в ящиках с песком. Жизнь москвичей в те дни была трудной и тревожной. В домах не было тепла, хлеб выдавали по карточкам, потому что большую часть продовольствия отправляли на фронт.    Когда немецкие войска подошли к Москве, командовать армией было поручено полководцу Георгию Константиновичу Жукову. (Показ портрета.)
Прямо с Красной площади, главной площади страны, бойцы отправлялись на передовую громить врага. Под Москвой завязались жаркие бои.   Бойцы сражались за каждый клочок земли, не желая уступать его врагам.  
Учитель: «Велика России, а отступать некуда – позади Москва!» - эти слова были сказаны героем – панфиловцем Василием Клочковым, который будучи тяжело раненым, с гранатой в руках, бросился под танк и взорвал его вместе с собой. 28 героев – панфиловцев ценой своей жизни остановили вражеские танки под Москвой. И таких мужественных героев было сотни. Атака наших солдат была такой сильной, что немцы не выдержали и в панике бежали.  
- Благодаря каким качествам защитников Москвы была одержана победа? … выдержке, смелости, самопожертвованию (выбирают на карточках №2)
Вопрос 3: - Как вы думаете, для чего я принесла сегодня в класс тот хлеб, который вы не съели за обедом? О каких события ВОВ хотела я вам напомнить?
3страница «ОБОРОНА ЛЕНИНГРАДА»
Учитель: Беспримерной в истории героизма и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.
(сообщение 3 группы)
7 ученик. В конце августа 1941 года к Ленинграду подошли еще не знавшие поражений лучшие части вермахта. 8 сентября гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она.На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах, то есть тоже в кольце блокады, осталось 343 тысячи человек. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Население стало получать норму хлеба – 250г на рабочую карточку и 125г – на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни".Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. Поэтому каждый рейс по озеру был подвигом. За это время затонуло 40 грузовиков.
8 ученик.
Над Ленинградом – смертельная угроза…Бессонны ночи, тяжек день любой.Но мы забыли, что такое слезы,Что называлось страхом и мольбой.Свистят снаряды, свирепеет стужа…– Товарищи, мы в огненном кольце…
9 ученик.
Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники.
Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе, как один из обвинительных документов против фашистских преступников, а сегодня находится в музее Пискаревского кладбища.
10 ученик.
Слава тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил.
- Что помогло Ленинградцам остановить врага у стен города?
сила духа, ненависть к захватчикам, беспримерный героизм (из карточек №3)
Вопрос 4: - А что помогало бойцам на войне поддерживать силу духа, веру в победу?
- Назовите песни военных лет.
4 страница «Песни войны»
Физминутка.Эта песня о русской девушке, написана еще до войны. А на войне ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага,—реактивные гвардейские минометы, сыгравшие особую роль в Смоленском сражении)
(исполнение песни «Катюша», гости тоже могут петь)
Вопрос 5: - Какой город оборонялся в течение 250 дней? (Сталинград)
5 страница «Сталинградская битва»
11 ученик. В августе 1942 года началась гигантская, более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Битва под Сталинградом переломила ход всей войны. Красная Армия сумела отстоять Кавказ и Сталинград.
Советские войска прогнали немецкие войска с родной земли. Но фашисты не останавливались и начали новое наступление в районе города Курска. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов. Победа советских войск в Сталинградской битве является крупнейшим военно-политическим событием в ходе Второй мировой войны. Великая битва, закончившаяся окружением, разгромом и пленением отборной вражеской группировки, внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и оказала определяющее влияние на дальнейший ход всей Второй мировой войны.
В Сталинградской битве со всей силой проявились новые черты военного искусства Вооружённых сил СССР. Советское оперативное искусство обогатилось опытом окружения и уничтожения противника.
- Благодаря каким качествам советских военачальников и бойцов произошел коренной перелом в ходе войны?
военное искусство, опыт полководцев, вера в победу (из карточек №4)
Вопрос № 6: - О чем говорит эта дата? - 1945 г.
6 страница «Победа»
12 ученик. В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им навстречу двигались войска союзников - США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы.
В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.
Звучит голос с записью Ю. Б. Левитана «О капитуляции Германии».
13 ученик. 9 мая уже 70 лет отмечаем как праздник Победы. В этот день дается салют в честь воинов и всех людей, принимавших участие в Великой Отечественной Войне. А 24 июня на Красной Площади в Москве состоялся Парад Победы.
Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла миллионы жизней советских людей. На защиту Родины поднялись все: мужчины и женщины, старики и молодежь, все нации и народности. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный неустанный труд в тылу – вот чем была завоевана эта победа.
- Что еще помогло советскому народу завоевать победу?
единство наций и народов, неустанный труд, мужественная борьба партизан
(из карточек №5)
16 ученик. Не все солдаты вернулись с боевых сражений. В память об известных и безымянных героях созданы мемориалы.
Изображение могилы неизвестного солдата.
17 ученик. Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
18 ученик. Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную слава поет вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрет!
- В память о всех погибших -
Объявляется минута молчания (звук метронома)
     Учитель: Четыре долгих года шла Великая Отечественная война. 1418 дней и ночей продолжались ожесточенные бои с германским фашизмом. Около 40 миллионов советских людей погибло. Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.Шел смертный бой, не ради славы – ради жизни на Земле. Ради того, чтобы вы сегодня могли лакомиться кусочком душистого ароматного хлеба (раздать хлеб) и просто жить под мирным небом.
  5. Итог классного часа.
   - Ребята, вот мы и пролистали лишь некоторые страницы истории ВОВ. Сможете ли вы ответить на вопрос, который звучал вначале?
(Делают вывод: одержать победу, выстоять советскому народу помогли:    
выдержка, смелость, самопожертвование
сила духа, ненависть к захватчикам, беспримерный героизм
военное искусство, опыт полководцев, вера в победу
единство наций и народов, неустанный труд, мужественная борьба партизан
- Война показала глубину, передовой характер, духовную силу советского народа. В суровое время  войны во всём величии проявилась духовная мощь нашего народа, беззаветно преданного своей Родине, упорного в бою за правое дело, неутомимого в труде, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества.
- Как вы думаете, должны ли современные Россияне обладать этими качествами? Какие из них актуальны сегодня?
- Какие из них можете воспитывать в себе вы? Для чего? (Чтобы сохранить мир на планете, чтобы чего-то добиться в жизни….)
-Помогают ли человеку добиться чего-то в жизни те качества, карточки с которыми остались у вас на партах? (От этих качеств надо избавляться)
- Вы знаете, что символом мира является белый голубь. Давайте же и мы «выпустим» наших голубей. Пусть они несут веру и надежду только в мирное будущее.
(дети вручают бумажных голубей гостям – как символ мира)
- На этом наш урок закончен. Спасибо, что вы есть, и что вы помните о тех, кому этим обязаны.
Список литературы и электронно-образовательных ресурсов.1. Адамович А., Гранин Д., Блокадная книга, М., Советский писатель, 19832. Был город- фронт, была блокада (рассказы, стихи, очерки, документы, хроники блокадных дней) Ленинград, Детская литература, 1984 3. Берггольц О.Ф., Никто не забыт, и ничто не забыто, М., Эксмо, 20134. Воронов Ю, Блокада (книга стихов), М., Советская Россия, 19865. Инбер В., Душа Ленинграда, Лениздат, 19796. Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941 – 1944, Санкт – Петербург, 19947. Магаева С., Тервонен Л., Дети блокадного Ленинграда, М., 20148. Сухачёв М.П., Дети блокады: повесть, М., Детская литература, 20149. Ходза Н. А., Дорога жизни, Детская литература, 1974
http://yandex.ru/images/#!/images/searchhttp://bmcxone.appspot.com/shema-blokady-leningrada.htmlhttp://festival.1september.ru/articles/538760/