Роль классного руководителя в повышении уровня воспитанности обучающихся

Роль классного руководителя в повышении уровня воспитанности обучающихся

Балакина Н. М.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ № 7 
 
По словам Я.А. Коменского, «пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира».
Нельзя не согласиться с высказыванием великого ученого, ведь на воспитание полноценной, здоровой разносторонней личности влияет большое количество факторов. Один из таких факторов это эмоционально - психологический климат в том классном коллективе, в котором ребенок находится большее количество времени. Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции «делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека.
В сегодняшней социально-экономической и культурной ситуации педагогическое сообщество не может самоустраниться от проблем воспитания, которое, являясь важнейшей и неотъемлемой составляющей образования, требует самого пристального внимания.
Классный руководитель – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

·     духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры;

·     защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

·     организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

·     организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;

·     помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

·     создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к обучающимся. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. Классный руководитель реализует эти задачи:
1) осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребёнка, подростка, девушки, юноши;
2) содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;
3) помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации.
Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей.
Воспитание нового поколения представляет собой отдельную, особо сложную проблему, которая становится национальным делом. Сегодня подростка нужно защитить от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, научить достойно жить в меняющемся социуме, создавая «островки безопасности» в различных объединениях и проектировать дружественную социальную среду. С другой стороны, молодого человека надо ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу – обязанность классного руководителя.
В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников (детей, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций) на разных уровнях: класс – школа – семья – микрорайон – город – регион.

Классные руководители призваны помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей – вот цель воспитательной работы современной школы.
Проблемы воспитания необходимо решать в комплексе. Воспитание перестает быть уделом системы образования и на уровне региона превращается в сферу, объединяющую интересы всех субъектов социальной активности.
Именно воспитание может и должно стать одним из ведущих механизмов общественного развития, поэтому оно требует повышенного внимания.











15