Патриотическое воспитание на базе современной профильной школы
Патриотическое воспитание на базе современной профильной школы
Современная Россия кардинально меняется политически, меняются духовные и материальные ценности россиян, возросла потребность в высокообразованных, обладающих нравственным стержнем офицерах армии и силовых министерств, способных обеспечить национальную безопасность, законность, правопорядок.
Появление негативных социально-экономических тенденций в развитии современного общества в России, падение престижа Вооруженных Сил и воинской службы, изменение духовных и материальных ценностей снижение интереса подрастающего поколения и молодежи к военной службе, недостаточно сформированная гражданская позиция, чувство долга, патриотизма требуют возрождение системы довузовской военной подготовки, включающей суворовские (нахимовские, музыкальные) военные училища, кадетские корпуса различного профиля и ведомственной подчиненности, кадетские и специализированные классы в общеобразовательных заведениях. Специализированные классы военной направленности в общеобразовательной школе является первым этапом в ориентации допризывной молодежи на дальнейший выбор профессии военного и повышении её статуса и формирования у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма [2].
Русскую педагогическую мысль на всем протяжении ее многовековой истории отличал патриотический настрой. Воспитательные традиции педагогической мысли связывались с формированием у юношества чувства любви к родительскому дому и близким людям, к малой родине, к своему Отечеству, стремления собственным трудом приумножить его достоинство и благополучие[1].
Прежде всего, патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические, личностные качества, необходимые для решения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и государства. Целью патриотического воспитания является формирование у школьников глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины и в целом – воспитание граждан, способных обеспечивать безопасность Отечества и его граждан, решение задач укрепления целостности и единства страны, упрочения дружбы народов Российской Федерации.
С 2005 по 2016 год в МБОУ Архангельская СШ Соловецких юнг г. Архангельска реализуется экспериментальная подпрограмма «Соловецкие юнги». Целью эксперимента является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей в образовательном процессе средствами особой профессионально-образовательной педагогической среды с учетом исторического феномена «Соловецкие юнги».
Эксперимент включает проведение 3 этапов: подготовительный, пилотажный, основной.
Подготовительный этап означал организационное и научно-методическое обеспечение начала экспериментальной работы, разработку программы деятельности, принятие ее на педагогическом совете к реализации, формирование группы педагогов–единомышленников, ознакомление с программой родителей и детей, определение условий развития эксперимента (январь 2007г. – май 2007г.).
Пилотажный этап предполагал определение группы первых участников экспериментальной работы, пробное осуществление программы, отработка системы дополнительного образования (сентябрь 2007г. – май 2008 г.).
Основной этап содержал следующие формирование группы участников эксперимента, осуществление программы на практике с учащимися 1-х классов, включенных в эксперимент по желанию родителей (сентябрь 2008г. – май 2009 г.); продолжение экспериментальной работы, расширение круга участников программы «Соловецкие юнги», разработку и осуществление общего плана мероприятий по воспитательной и экспериментальной работе, проведение мониторинговых исследований для определения влияния программы «Соловецкие юнги» на учащихся, включенных в эксперимент, переименование МОУ СОШ № 32 в МОУ «Архангельская СОШ Соловецких юнг» в соответствии с Постановлением мэра от 27.08.2010 № 360 (сентябрь 2009г. – май 2015 г.). Реализация программы «Соловецкие юнги» предполагает 3 уровня:
1- уровень, начальное общее образование – с 1 по 4 класс (юнгаши) - обучение на основе общеобразовательных программ и программ дополнительного образования (хореография, обучение плаванию, физкультурно-оздоровительные занятия по общей физической подготовке, тематическая программа морского профиля, духовно-нравственное развитие учащихся (программа «Тропинка»);
2- уровень, основное общее образование - с 5 по 9 класс (юнги), освоение юнгами программ основного общего образования и дополнительного образования, создание условий становления и формирования личности юнги, его склонностей, интересов и способностей к социальному определению. Вышеперечисленные направления дополнительных занятий (бальные танцы, плавание и другие) будут усложнены в задачах согласно возрасту юнг.
3-уровень, среднее (полное) общее образование - с 10 по 11 класс (юнги), является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим юнгам освоение общеобразовательных программ, развитие их устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, реализацию способностей и возможностей. На 3-м уровне вводится профильное (морского профиля) обучение как основа для выбора профессии и получении соответствующего высшего (среднего) профессионального образования.
Проектирование и разработка экспериментальной программы учебно-воспитательной деятельности учащихся классов с морской направленностью осуществляется по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и профессиональное. Так, гражданско-патриотическое содержит:
разработку и проведение уроков с включением тем по изучению государственной символики России и региональной морской тематике;
проведение коллективно-творческих дел по региональной морской тематике и изучению государственной символики России;
организацию ролевых и игровых элементов гражданско-патриотического содержания и использование современных информационных технологий на тематических уроках и внеклассных мероприятиях;
проектно-исследовательскую деятельность учащихся на морскую и северную региональную темы (например, «Подводный мир», «Морские профессии», «Знаменитые корабли и их судьбы», «Прославленные адмиралы и флотоводцы», «История Соловецкой школы юнг», «История Российского флота», участие в школьных и городских конкурсах проектно-исследовательских работ и т.д. Духовно-нравственное включает разработку научно-методических материалов для учебного процесса по этике и этикету общения, основам православной культуры Русского Севера; разработку и проведение тематических уроков и внеклассных мероприятий, воспитывающих духовные и нравственные ценности на примере традиций и обычаев народов своей страны, региона; разработку и проведение коллективных и творческих дел для создания крепких традиций классного сообщества; совместное участие детей и родителей в митингах, акциях Солидарности, Вахте памяти и т.д., разработку методического обеспечения программы.
В свою очередь, профессиональное направление содержит проведение мероприятий, посвященных знаменательным датам Морского календаря, Дням воинской славы; организацию выездных занятий в образовательные учреждения и предприятия морского профиля; на корабли, в музеи и т.д.; организацию встреч с представителями морских профессий; организацию турниров и спортивных соревнований совместно с образовательными учреждениями морского профиля; разработку методического обеспечения программы.
Кроме того, в экспериментальную программу были включены такие дисциплины, как «Морская юность Поморья» («Морское дело»), «История Российского флота», «История Соловецкой школы юнг», «Морские следопыты», «Морские истории», «Парусный спорт»; «Плавание»; «Курсы начальной военной подготовки», «Киокушинкай каратэ-до»; «Хореография», «Спортивный бальный танец на паркете», «Северная роспись», «Этикет и этика общения» (включает «Воинский этикет», «Флотский этикет», «Кадетский этикет»), «Основы православной культуры Русского Севера», «Школа здорового образа жизни».
Формы работы, применяемые в экспериментальной деятельности: коллективно-творческие дела; открытые уроки; родительские собрания, консультации, семинары, практикумы; семейный театр, семейные вечера; праздники, соревнования, конкурсы; экскурсии, походы; Дни здоровья, Школа здоровья и т.п.В качестве программ дополнительного образования (модифицированные) по предметам учащимся предлагаются дополнительные общеразвивающие программы спортивно-оздоровительных групп обучающихся 2-4 классов «Морская юность Поморья», обучающихся 5-9 классов с элементами парусного спорта; образовательные программы «Северная роспись по дереву» (для обучающихся 7 – 10 лет), «Этикет и этика общения» (для обучающихся 6 – 11 лет); «Этикет и этика общения» (для учащихся 5 – 10 кадетских классов); «Школа здорового образа жизни» (для учащихся 2 – 9 классов), «Основы православной культуры Русского Севера» (для обучающихся 6 – 14 лет).
Кроме того, учащиеся проходят обучение по программам дополнительного образования по киокушинкай каратэ-до (для обучающихся 1-9 классов), «Плавание» (для обучающихся 6 – 17 лет), «Хореография» (1 – 4 классы), «Спортивный бальный танец на паркете» (для обучающихся 6 – 18 лет); «История Российского флота» (возраст: 12 – 13 лет), «История Российского флота» (возраст: 13 – 15 лет), «Морские следопыты» (возраст обучающихся: 6 – 11 лет), «Курсы начальной военной подготовки» (для учащихся 8 – 18 лет).
Данная экспериментальная программа уже сейчас показывает свою эффективность, способствует процессу подготовки обучающихся к защите Родины, а последовательность и целенаправленность программы, обеспечивает развитие военно-патриотической деятельности учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что целесообразно рассматривать и реализовывать патриотическое воспитание современных школьников как педагогической программы, включающей совокупность средств, форм, методов и приемов, обеспечивающих достижение целей патриотического воспитания.
Список литературы
1. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. 2005. № 1.
2. С.А. Константинов СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 4 (94)