Буклет к уроку. Жизнь и судьба поэта Серебряного века Зинаида Гиппиус
Зинаида Гиппиус- (по мужу Мережко́вская; 8 (20) ноября 1869, Белёв, Российская империя— 9 сентября 1945, Париж, Франция) — русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма.
Более века отделяет нас от того времени, когда в русскую литературу вошло имя Зинаиды Николаевны Гиппиус. Поэзия, художественная проза, публицистика, критика, драматургия — в каждом из этих жанров ею были созданы значительные произведения. « Как сильный, самостоятельный поэт, сумевший рассказать нам свою душу, как выдающийся мастер стиха, Гиппиус должна навсегда остаться в истории нашей литературы», - писал в 1913 году В. Я. Брюсов. Ею называли умнейшим и даровитым писателем своего времени
*************
Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 года в городе Белёве(ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье Отец, Николай Романович Гиппиус, известный юрист, некоторое время служил обер-прокурором в Сенате; мать, Анастасия Васильевна, урожденная Степанова, была дочерью екатеринбургского оберполицмейстера. По необходимости, связанной со служебной деятельностью отца, семья часто переезжала с места на место, из-за чего дочь не получила полноценного образования; различные учебные заведения она посещала урывками, готовясь к экзаменам с гувернантками
Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет. В 1902 году в письме Валерию Брюсову она замечала: «В 1880 году, то есть когда мне было 11 лет, я уже писала стихи (причем очень верила во 'вдохновение' и старалась писать сразу, не отрывая пера от бумаги). Стихи мои всем казались 'испорченностью', но я их не скрывала. Должна оговориться, что я была нисколько не 'испорчена' и очень 'религиозна' при всём этом…»[При этом девочка запоем читала, вела обширные дневники, охотно переписывалась со знакомыми и друзьями отца. Один из них, генерал Н. С. Драшусов, первым обратил внимание на юное дарование и посоветовал ей всерьёз заняться литературой. Уже для первых поэтических упражнений девочки были характерны самые мрачные настроения. «Я с детства ранена смертью и любовью», — позже признавалась Гиппиус. Как отмечал один из биографов поэтессы, «…время, в котором она родилась и выросла — семидесятые-восьмидесятые годы, не наложило на неё никакого отпечатка. Она с начала своих дней живёт как бы вне времени и пространства, занятая чуть ли ни с пелёнок решением вечных вопросов». Впоследствии в шуточной стихотворной автобиографии Гиппиус признавалась: «Решала я — вопрос огромен — / Я шла логическим путем, / Решала: нумен и феномен / В соотношении каком?»[6]:70. Владимир Злобин (секретарь, проведший подле поэтессы большую часть своей жизни) впоследствии отмечал:
Всё, что она знает и чувствует в семьдесят лет, она уже знала и чувствовала в семь, не умея это выразить. 'Всякая любовь побеждается, поглощается смертью', — записывала она в 53 года… И если она четырёхлетним ребёнком так горько плачет по поводу своей первой любовной неудачи, то оттого, что с предельной остротой почувствовала, что любви не будет, как почувствовала после смерти отца, что умрет.
— В. А. Злобин. Тяжёлая душа. 1970.[6]:71
Стихи Зинаиды Гиппиус
1.Тройной бездонностью мир богат. Тройная бездонность дана поэтам, Но разве поэты не говорят только об этом? Тройная правда — и тройной порог. Поэты, этому верному верьте.Только об этом думает Бог; О человеке. Любви. И смерти.
2.
Дар Ни о чем я Тебя просить не смею, Все надобное мне — Ты знаешь сам; Но жизнь мою, — то, что имею, — Несу ныне к твоим ногам. Тебе Мария умыла ноги И ты ее с миром отпустил, Верю, примешь и мой дар убогий, И меня простишь, как ее простил.
3.
О другомГосподь. Отец. Мое начало. Мой конец. Тебя, в Ком Сын, Тебя, Кто в Сыне Во имя Сына прошу я нынеИ зажигаю пред тобой Мою свечу. Господь. Отец Спаси, укрой — Кого хочу. Тобою дух мой воскресает. Я не о всех прошу, о Боже, Но лишь о том, Кто предо мною погибает, Чье мне спасение дороже, О нем, - одном. Прими, Господь, мое хотенье! О жги меня, как я — свечу, Но ниспошли освобожденье. Твою любовь, твое спасенье — Кому хочу.
4 .Блевотина войны — октябрьское веселье!! От этого зловонного вина Как было омерзительно твое похмелье, О бедная, о грешная страна! Какому дьяволу, какому псу в угоду, Каким кошмарным обуянный сном До самой смерти... Кто бы мог думать?(Санки у подъезда. Вечер. Снег.)Никто не знал. Но как было думать,Что это — совсем? Навсегда? Навек?Молчи, не надо твоей надежды.
5.(Улица. Вечер. Ветер. Дома.)Но как было знать, что нет надежды?(Вечер. Метелица. Ветер. Тьма.)Народ, безумствуя, убил свою свободу,
И даже не убил, — засек кнутом?! Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,
Смеются пушки, разевая рты... И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, Народ не уважающий святынь!
6.
Осенью. (Сгон на революцию) На баррикады! На баррикады! Сгоняй из дальних, из ближних мест... Замкни облавой, сгруди, как стадо Кто удирает — тому арест. Строжайший отдан приказ народу, Такой, чтоб пикнуть никто не смел. Все за лопаты! Все за свободу! А кто упрется — тому расстрел. И все: старуха, дитя, рабочий — Чтоб пели Интер — национал. Чтоб пели роя, а кто не хочет И роет молча — того в канал! Нет революции краснее нашей: Господи, дай увидеть! Молюсь я в часы ночные. Дай мне еще увидеть Родную мою Россию. Как Симеону увидеть Дал Ты, Господь, Мессию, Дай мне, дай мне увидеть Родную мою Россию! Она не погибнет, — знайте! Она не погибнет, Россия! Они всколосятся, — верьте! Поля ее золотые. И мы не погибнем, — верьте! На что нам наше спасенье? Россия спасется, — знайте! И близко ее воскресенье!
На фронт — иль к стенке, одно из двух. Поддай им сзаду! Клади им взашей
Вгоняй поленом мятежный дух.
7. Господи, дай увидеть! Молюсь я в часы ночные. Дай мне еще увидеть Родную мою Россию. Как Симеону увидеть Дал Ты, Господь, Мессию, Дай мне, дай мне увидеть Родную мою Россию! Она не погибнет, — знайте! Она не погибнет, Россия! Они всколосятся, — верьте! Поля ее золотые. И мы не погибнем, — верьте! На что нам наше спасенье? Россия спасется, — знайте! И близко ее воскресенье!
8. Единый раз вскипает пена И разбивается волна. Не может сердце жить изменой Измены нет. Любовь одна.
- Это рассуждение о любви, а не любовное стихотворение.
Я не безвольно, не бесцельно Хранил лиловый мой цветок. Принес его, длинностебельный, и положил у милых ног. А ты не хочешь... Ты не рада... Напрасно взгляд я твой ловлю. Но пусть! Не хочешь — и не надо; Я все равно тебя люблю.В желтом закате ты — как свеча. Опять стою пред тобою бессловно Падают светлые складки плаща К ногам любимой так нежно и ровно. Детская радость твоя коротка. Ты без слов, сам угадаешь, Что приношу я вместо цветка... Ты угадала, ты принимаешь.
Зинаида Гиппиус и в жизни, и в творчестве пыталась обрести эту свободу. Через испытания свободой она шла по жизни, вопреки всему. Она шла в неотвратимое одиночество. Последние дни она лежала молча, лицом к стене и никого не хотела видеть. Когда - то она говорила:
И если боль ее земная мучит, Она должна молчать. Ее заря вечерняя научит, Как надо умирать.