Календарно-тематическое планирование (надомного обучения) 11 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени 37 Гвардейской стрелковой дивизии Красной Армии муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № __________
От ___________________
Руководитель ШМО
__________ .. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ СОШ №--- им. 37 ГСД Красной Армии
__________ . «___» ______________2016
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №-- им. 37 ГСД Красной Армии
____________.
(приказ № _______ от «___» ______________2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММ
(надомного обучения)
по биологии
11 класс «А»
Составитель: --------------------------------------
учитель биологии и географии
2016 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование),
Примерной программы основного общего образования по биологии
Авторской программы по биологии к учебнику для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Г.М.Дымшиц и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. –М.: Просвещение, 2016, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Программа рассчитана на 0,5 час в неделю, 17 часов в год.
Цели и задачи курса
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей при развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых обьектах;
- развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений в области биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных теорий в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи отличительных способностей живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».
Программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Биология на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение обьектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках
Предлагаемый курс позволяет сформировать следующие ключевые компетенции:
1. Учебно-познавательная компетенция:
- Одна из основных целей курса – переориентация школы с «репродуктивного» образования на «исследовательское»;
- Овладение оптимальными методами и способами работы с информацией делают процесс обучения более эффективным, являются необходимой частью здоровьесберегающих технологий.
- использование элементов вероятностных и статистических методов познания.
- описывание результатов исследования.
- формулирование выводов.
2. Коммуникативная компетенция:
- Важнейшей компонентой коммуникативной компетенции учащихся - умение воспринимать информацию, представленную в различных формах, и умение выбрать оптимальную форму для представления информации.
- В курсе осваиваются такие способы получения информации, как умение грамотно задавать вопросы, наблюдать, рассуждать и делать выводы.
3. Информационная компетенция:
Настоящий курс обеспечивает:
– овладение различными способами представления информации;
– умение извлекать из потока информации нужные знания и представлять их в виде, максимально удобном для дальнейшего применения;
– умение грамотно преобразовывать информацию в процессе логических рас суждений;
– знакомство с базовыми компьютерными технологиями представления и обработки информации
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках –уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Клетка –единица живого, Размножение и развитие организмов, Основы генетики и селекции, Эволюция, Основы экологии.
Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания -лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Результаты обучения
Предметно-информационная составляющая образованности:
Знать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
Описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) икритически ее оценивать;
ценностно-ориентационная составляющая образованности:
соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Уметь:
Размножать растения различными способами;
Пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты, проводить простейшие цитологические опыты;
Выявлять основные компоненты клетки, биогеоценоза;
Сравнивать растительную и животную клетки; разные типы деления клеток; исходные формы с потомством, методы селекции растений и животных, мутации и модификации, сорта растений, породы животных;
Самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, рефераты научно – популярных статей, готовить и делать сообщения;
Применять полученные знания для решения заданий типа ЕГЭ.
Основное содержание учебной дисциплины
В структурном соотношении курс «Общая биология 11 класс» состоит из Введения и 3 разделов: «Биологические законы», «Эволюция», «Основы экологии»
Круговорот веществ и поток энергии в биосфере, его значение, функции живого вещества, изменение биосферы в период научно – технического прогресса;
Положение клеточной теории. Основные функции ядра, цитоплазмы, митохондрий, хлоропластов, рибосом, хромосом и др. органоидов клетки;
Роль основных неорганических веществ в клетке, липидов, АТФ, биополимеров, генов, принцип удвоения ДНК;
Особенности строения прокариот и эукариот. Сущность энергетического и пластического обмена веществ и превращения энергии, фотосинтеза, биосинтеза белков; матричный и ферментативный характер реакций обмена веществ. Состояние клетки в период подготовки её к делению, значение деления клеток, мейоз и оплодотворения, в осуществлении преемственности между поколениями; закономерности индивидуального развития и использование знаний о них в народном хозяйстве;
Типы скрещиваний, основную генетическую терминологию и символику, законы наследования и их цитологические основы, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции, развития теории эволюции, медицины и здравоохранения;
Норму реакции, причины модификационной и мутационной изменчивости, значение мутаций для эволюции и селекции, вредное влияние курения, употребления алкоголя и наркотических веществ на наследственность человека;
Особенности методов селекции растении, животных и микроорганизмов, успехи советских селекционеров, основные направления биотехнологий;
Применение знаний о клетке, размножении, онтогенезе, закономерностях наследования, селекции для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу, приёмов выращивания и выведения сортов растений и пород животных; с позиции учения об онтогенезе и генетики обосновывать вред курения, употребления алкоголя и наркотических веществ; использовать биологические знания для доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщего характера связей в природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№п. Название раздела и глав Количество часов Лабораторные и практические работы
3. Раздел 1. Эволюция. 10ч 3ч
Глава 1. Свидетельства эволюции 3ч Глава 2. Факторы эволюции. 4ч 3
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле. 2ч Глава 4. Происхождение человека 1ч 4. Раздел 2. Экосистемы 7ч 1ч
Глава 5. Организмы и окружающая среда 5ч 2
Глава 6. Биосфера. 1ч Глава 7. Биологические основы охраны природы 1ч Итог 17ч 5ч
Перечень лабораторных работ
№ Тема
1. Лабораторная работа № 1 «Морфологические особенности растений различных видов»
2. Лабораторная работа №2 «Изменчивость организмов»
4. Лабораторная работа №3. «Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений»
5 Практическая работа №1 «Оценка влияния температуры воздуха на человека».
6 Практическая работа №2 «Аквариум как модель экосистемы»
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.
Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.
Категория ОУУН Учебно-организационные умения и навыки Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Работать в соответствии с предложенным планом.
Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Учебно-логические умения и навыки Выделять главное, существенные признаки понятий.
Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям.
Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Классифицировать информацию по заданным признакам.
Учебно-информационные умения и навыки Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях.
Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам.
Качественно и количественно описывать объект.
Учебно-коммуникативные умения и навыки Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации.
Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.
Основные виды деятельности учащихся,
описанные Беликовым В.А. в главе 5 «Основные виды и уровни организации учебно-познавательной деятельности учащихся» монографии «Образование. Деятельность. Личность.» (Издательство «Академия Естествознания», 2010)
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой.
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
Работа с раздаточным материалом.
Сбор и классификация коллекционного материала.
Постановка опытов для демонстрации классу.
Выполнение работ практикума.
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.