Модифицированная образовательная программа Сенсорное развитие для детей с глубокой степенью умственной отсталости.
Модифицированная образовательная
программа
«Сенсорное развитие»
для детей с глубокой степенью умственной отсталости
Составители: И.В.Шнычкина, педагог – психолог
Рецензент:Халифаева О.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Астраханского государственного университета
Содержание:
Пояснительная записка
Разделы программы:
Раздел 1. «Работа с игрушкой по коррекции психических процессов»
Раздел 2.» Развитие крупной и мелкой моторики пальцев, кистей рук
и координации движений, равновесия»;
Раздел 3. «Развитие сенсорных функций»
Ожидаемые результаты
Тематическое планирование занятий
Библиографический список
Пояснительная записка
Дети с выраженной умственной отсталостью нуждаются в специальной психолого – педагогической реабилитации. Для них характерно недоразвитие всех сторон психической деятельности, моторики, эмоционально – волевой сферы. У умственно – отсталых детей страдает процесс восприятия. Для них требуется больше времени, чтобы воспринять материал, включиться в игру, выполнить практические действия, обучиться действию с игрушкой.
Особенности психических и физических функций умственно – отсталых детей носят стойкий характер. В процессе специального обучения можно добиться положительной динамики в их развитии.
Многие исследователи (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Г.А.Мишина,Л.Б.Баряева, Е.А.Стребелева и др.) обращали внимание на то, что в раннем возрасте приоритетным и базисным для интеллектуального развития ребенка является сенсорное развитие, обогащение его чувственного опыта, формирование представлений о свойствах предметов. С первых дней жизни ребенка игрушка занимает значительное место в его деятельности, помогает развиваться. Игры и занятия с игрушками оказывают сильное и разностороннее воздействие на развитие ребенка. Во время таких занятий ребенок учится выполнять различные действия с игрушками, происходит понимание и выполнение речевых инструкций взрослого, подражание речевым высказываниям, формируется эмоциональная сфера, предпосылки воображения.
Данная программа по сенсорному развитию с использованием игрушки для коррекции нарушения развития детей, составлена с учетом индивидуальных, психофизических состояний воспитанников. Задачи программы по каждому разделу состоят из трех этапов, так как дети разного уровня развития. Если один ребенок может преодолеть задачи трех уровней за учебный год, то другой ребенок за этот же период сможет освоить только первый этап.
Новизна программы: разработка индивидуального образовательного маршрута обучения для каждого ребенка с глубокой степенью умственной отсталости.
Цель программы: сенсорное развитие детей с глубокой степенью умственной отсталости с применением игрушки.
Принципы построения программы:
Доступность
Систематичность и последовательность
Индивидуальный и дифференцированный подход
Разделы программы:
Работа с игрушкой по коррекции психических процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания
Развитие крупной и мелкой моторики рук, координации движений, равновесия
Использование игрушки для развития сенсорных функций
Задачи программы:
Образовательные:
Формирование кратковременных действий с игрушкой по подражанию при помощи взрослого
Частичное выполнение игровых действий с игрушкой по подражанию самостоятельно.
Перенесение некоторых игровых действий с игрушкой в практическую деятельность.
Развивающие:
Концентрация внимания на отдельной игрушке на непродолжительное время;
Развивать чувствительность различных частей тела;
Развивать тактильные ощущения
Развивать осязательное восприятие.
Воспитательные:
Создавать условия для адаптации ребенка в детском доме и установление доброжелательных отношений с педагогами и сверстниками;
Стимулировать детей на выполнение навыков самообслуживания;
Научить детей приемам работы с игрушкой.
Занятия по программе «Сенсорное развитие» проводят каждую неделю по 3 раза. Общее количество часов по программе – 96 учебных часов. Сенсорное развитие детей осуществляется в рамках других занятий: по социально – бытовой, социально – трудовой адаптации, лечебной физкультуре, музыкальному воспитанию, развитию речи, элементарному счету, на логопедических занятиях, в свободной игровой деятельности.
Программа рассчитана на весь учебный период, в количестве 96 учебных часов.
Раздел 1. Работа с игрушкой по коррекции психических процессов.
Этап
Учить фиксировать взгляд на одной игрушке: шарик, кубик, мячик, яркая игрушка, кольцо, заводная игрушка.
Побуждать брать игрушку и удерживать ее:
- Возьми игрушку;
- достань колечко;
- дотянись до игрушки;
- возьми игрушку с другой стороны;
- возьми две игрушки;
- дай кубик, шарик, мячик.
3. Повторять действия с игрушкой в соответствии с ее назначением по показу:
- прокатывать колесные игрушки – автомобильчики, тележки;
- катать, бросать шарик, мяч;
- разбирать и собирать пирамидку с 3-4 одинаковыми кольцами;
- собирать на стержень одинаковые по размеру детали круглой и квадратной формы;
- собирать шарики на стержень;
- ставить кубик на кубик, кирпичик на кирпичик.
этап.
Уметь наблюдать за выполнением действий с игрушкой: заводной игрушкой, постройкой из деталей настольного, а затем напольного строительного материала.
Выполнять по подражанию простейшие манипуляции с деревянным строителем.
- Дай такой же кубик, кирпичик;
- Поставь как я: кубик на кубик, кирпичик на кирпичик, кирпичик на кубик, кирпичик на узкую сторону, на широкую сторону: « крышу на кубик».
3. Выполнять по подражанию простейшие постройки:
- Узкая дорожка из 3-х кирпичиков;
- Узкая дорожка из 4-5 кирпичиков, разного цвета;
- Заборчик из кирпичиков;
- Загородка из кирпичиков;
- Башня из 3-х кубиков одинакового размера;
- башня из 5-и кубиков одинакового размера;
- Постройка стола, стула, диванчика, кроватки, скамейки, ворот, домика, из 2-х элементов.4. Выполнять постройки из деталей одного цвета ( синяя дорога, желтая, зеленая башня, красная, синяя).
5. Познакомить с простейшими конструкторами: лего, магнитный конструктор, пластмассовый и металлический.
6. Учить конструировать по подражанию простейшие игрушки «Сделай как у меня», мебель, транспорт.
7. Уметь называть сооружения, обыгрывать их подражая взрослому.
8. Выполнять конструкции из деталей одного цвета. По называнию выбирать детали одного цвета.
9. Подбирать в ячейку изображение такой же формы. Игры «Подбери окна домику», «Поставь машину в гараж», «Найди домик для животного».
- Находить части предметной картинки и составлять целое из двух частей (картинка разрезана по прямой);
- Рассматривать со взрослым картинку о животных, о птицах;
- Различать на картинках животных, птиц, раскладывать картинки в разные коробки по принадлежности.
- Раскладывать предметы (шарики, кубики) в мисочки, коробки;
- Составлять предметы и перемещать их различным образом;
- Вкладывать в отверстия разной формы и величины шар, куб.
3 этап.
Выполнять из строительных наборов по показу и словесному обьяснению, по образцу:
- Башня из 5 кубиков разного размера;
- Башня из 3-5 кубиков разного размера;
- Широкая дорога из кирпичиков одинакового цвета;
- Башня из 3-5 кирпичиков одинакового цвета, разного цвета;
- Заборчики высокие и низкие из кирпичиков одинакового цвета, с чередованием цвета красный – зеленый;
- Заборчик с чередованием: куб – кирпичик;
- Мебель: стул, стол, диван, кресло, скамейка из деталей одного цвета;
- Машина маленькая и большая;
2. Учить выполнять простейшие конструкции из магнитного конструктора Лего, металлического конструктора, по показу и словесному обьяснению;
3. Учить навыкам соединения отдельных деталей конструктора с помощью шипов и гаек;
- Складывать разрезные картинки из 2-4 частей, разрезанных по прямой;
- Составлять картинку из кубиков;
- Подбирать картинки по темам «Дом», «Одежда», «Животные», «Продукты», «Посуда», «Мебель»;
- Выполнять действия с крупной мозаикой, из разноцветных шестиугольных деталей;
- Выкладывание по показу простейших узоров: ромашка, венок, светофор, домик, елочка, дерево.Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики пальцев и кистей рук и развитие координации движений.
1 этап.
Выполнять подражательные действия с предметами: по показу – в движение вовлекается больше пальцев.
- Брать яркую игрушку и выполнять с нею игровые действия по назначению ( погремушка на рукоятке, легкие кубики);
- Раскладывание шариков в мисочки;
- Катать шарики от себя;
- Бросание шариков, мелких кубиков, крупных пуговиц, гаек, косточек в пластмассовую банку, перекладывание мячей разного размера;
- Надевание колец на руку;
- Перекладывание предметов, игрушек из одной коробки в другую;
- Открывание и закрывание различных разъемных игрушек: матрешки, расписные деревянные боченки, шкатулки, полые разъемные шары;
- Поглаживание, сжимание игрушек с различными наполнителями;
- Выполнять упражнения с различными игрушками, тренажерами вместе с ребенком непродолжительное время;
- Ходить в прямом направлении между нарисованными линиями или натянутыми шнурами за руку со взрослыми;
- Ходить по нарисованной линии до игрушки за руку со взрослым;
- Выполнять упражнения лежа на терапевтических мячах;
- Отталкивать от себя большие мячи;
- Держать, сжимать, катать, пинать мячи разной величины;
- Перешагивать и перепрыгивать из обруча в обруч;
- Ходить по следовой дорожке.
2 этап.
- Придвигать к себе разнообразные предметы с помощью палочки ( достань колечко);
- Выталкивать мелкие игрушки палочкой из трубки;
- Доставать из миски, коробки мелкие игрушки, камушки, крупные семена, с помощью ложки;
- Вылавливать пластмассовые игрушки из воды с помощью сачка (поймаем рыбок);
- Доставать шарики из воды с помощью черпака;
- Забивать втулочку в отверстие с помощью деревянного молотка;
- Закручивать в верстачек деревянный винт с помощью отвертки;
- Катать цветные шарики с лотка ( скатывать шарики в корзину, в чашку с водой);
- Нанизывать кольца на стержень;
- Открывать и закрывать двух – трехместные матрешки;
- Раскручивать и закручивать гайки на стержень;
- Передвигать кубики, бусины, фигурки игрушек по изогнутой проволоке с одного конца на другой;
- Ходить в прямом направлении по доске, между линиями, по веревке до игрушке;
- Удерживать равновесие, лежа на большом терапевтическом мяче;
- Бросать, ловить мячи разной величины;
- Бросать и ловить сенсорные кольца;
- Прокатывать обруч, перешагивать, перепрыгивать из обруча в обруч;
- Пролезать в обруч;
- Прокатывать металлический шарик по лабиринтам;
- Передавать мяч из рук в руки;
- Переливать воду из сосуда в сосуд;
- Наливать воду в разные емкости.
3 этап.
- Конструировать из металлического и пластмассового конструкторов;
- Последовательное продевание шнура с деревянной иглой в отверстия деревянных пуговиц;
- Раскладывать в коробочки пуговицы по размеру по цвету;
- Составление узора из различных мозаик;
- Последовательно нанизывать детали пирамиды на стержень;
- Составлять фигуры из палочек (квадрат, елочка. Домик, стол, лесенка. Солнышко);- Перекладывать мелкие предметы с места на место;
- Перекатывать в пальцах карандаш, теннисный мяч, камешки, мелкие бусины;
- Бросать мяч о стену;
- Складывать в коробки рассыпанные палочки;
- Запускать пальцами мелкие волчки;
- Прыгать на батуте.
Раздел 3. Использование игрушки для развития сенсорных функций.
1 этап.
Научить ребенка не сопротивляться прикосновениям к его телу.
Развивать чувствительность различных частей тела:
- Катать резиновый мяч по спине, груди;
- Катать мяч по рукам, ногам;
- Катать сенсорные мячи по ладоням, ступням ног;
- Засыпать тело ребенка щариками (сухой бассейн);
- Поглаживать части тела мягкой игрушкой;
- Обследовать предмет обеими руками, ощупывать его пальцами, проворачивая во все стороны.
2 этап.
Продолжать развивать тактильные ощущения различных частей тела с помощью самостоятельных действий с игрушкой;
- Брать игрушку в руку и удерживать ее;
- Брать игрушку из рук взрослых;
- Брать игрушку, которая лежит на собственном теле;
- Перекатывать мяч между ладонями, касаться каждого пальца;
- Катать мяч ступнями ног ;- Сжимать, мять, гладить, бросать мягкие мячи разных размеров;
- Ощупывать, прокатывать, бросать сенсорные кольца;
- Доставать игрушки со стола;
- Снимать игрушки со стены;
- Вынимать игрушки из корзины.
3 этап.
Развивать осязательное восприятие поверхностей игрушек, выделять их качественные особенности.
Самостоятельно оказывать воздействие на части тела с помощью игрушки:
- Перекатывать мяч по рукам, ногам;
- Катать мячи ступнями ног;
- Подбрасывать и ловить мячи;
- Ощупывать, прокатывать по ладоням, пальцам сенсорные мячи;
- Подбрасывать и ловить сенсорные кольца;
- Бросать друг другу и ловить мячи и кольца;
- Узнавать на ощупь, подбрасывать и ловить мячи Кушболы (ежики)
Ожидаемые результаты по программе «Сенсорное развитие»
1.Фиксировать взгляд на одной игрушке: шарик, кубик, мячик, яркая игрушка, кольцо;
2.Выполнять по подражанию простейшие манипуляции и действия с предметами;
3.Сравнивать и раскладывать предметы двух контрастных цветов;
4.Группировать игрушки по величине;
5.Рассматривать себя в зеркале. Находить и называть части тела;
6.Самостоятельно воспроизводить звуки со звучащими игрушками;
7.Установление доброжелательных отношений между сверстниками и педагогами.
Библиографический список
Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Баряевой Л.Б Яковлевой Н.Н. Санкт – Петербург ЦДК проф. Баряева Л.Б. 2011.
Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-СПб.,2001.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб: Союз,2000.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М. «Просвещение».1991.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно – отсталых детей дошкольного возраста». Программа для специальных дошкольных учреждений. М.1991.
Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение, 2007.
Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. Рекомендации/ Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение,2009.- 175с.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. –М.,2000.
Маркова А.С. Организация коррекционно – развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. –М.,2000
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н.В.Нищева. –Спб.: Детство – пресс,2006.
Особые дети. Эксперементальная программа «Посох» г.Новгород 1996.
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой, В.Л.Жевнерова. –Спб.,2007.
Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Е.А.Стребелева, Ю.Ю.Белякова, И.А.Выродова и др. –М.: Экзамен,2007.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: наглядный материал / Е.А.Стребелева. – М.: Владос,2007.
Сорокова М.Г. Система М.Монтессори: Теория и практика. – М.,2007.
Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно – ролевые игры для социализации детей 4-5 лет. – М.,2010.
Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика, игры, упражнения.- Ростов н/Д.,2006.
Югова О.В. Игры с малышами: Методическое пособие по работе с набором дидактических игрушек для детей раннего возраста. – Спб.,2009.