Открытый урок на тему Внеклассное чтение. В. Осеева «Добрая хозяюшка»
Литература 2-2-4
Дата «___»________ г Класс 2-«__»
Тема урока: Внеклассное чтение. В. Осеева «Добрая хозяюшка»
Цели урока:
Совершенствовать сознательное, беглое, правильное и выразительное чтение.
Учить определять идею произведения и характеризовать поступки героев.
Развивать устную речь учащихся, обогащая словарный запас.
Воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.
Задача урока: формировать умение пересказа с опорой на картинный план.
Тип урока: комбинированный урок
Формы урока: практическое занятие, игра
Методы:
словесные: рассказ, беседа;
использование иллюстраций и ТСО;
частично-поисковый метод;
игровой метод;
работа с книгой, словарем;
работа с дифференцированными карточками;
поощрение.
Оборудование:
проектор, ноутбук, экран, презентация к уроку;
таблицы Шульте для каждого учащегося;
толковые словари – 2 шт.;
выставка книг В. Осеевой – стенд;
портрет писательницы;
заголовки-названия к выставке;
«мордашки-настроения»;
таблица «Жанры»;
сигнальные карточки;
карточки для составления картинного плана – 4 экз.;
карточки с пословицами – 5 экз.;
стихотворение о доброте на карточках – 2 шт.;
песня «Настоящий друг»;
поощрения «солнышки» – 26 экз.;
учебники, печатные тетради у детей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – актуализация знаний
– Как называется раздел учебника, с которым мы работаем?– Как понимаете, название раздела «Учимся работать с текстом»?– В чем заключается польза чтения?– С чего начнем наш урок? Как думаете, почему?
II. Речевая разминка
1. Таблица на активизацию внимания (1 ученик работает у доски)
– читаем в алфавитном порядке– усложним работу, ищем буквы в разброс
2. Таблицы Шульта разноуровневые (работаем по вариантам – 30 сек.; 1 вариант проверяет, 2 вариант читает.)
– Кто прочитал без ошибок?– Кто смог прочитать половину столбика? – Больше? Меньше?
3. Упражнение на дыхание «Улыбка»
– Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть ребер. Вдохнули. Плечи неподвижны, "работают" живот и грудная клетка. Плавно, не спеша, выдохнули. Повторим 3–4 раза.
– Мы знаем много упражнений, почему сегодня выполняли именно это?
4. Работа в группах (слайд 1 – скороговорка)
1, 2, 5, 6 гр. – заучивание скороговорки
Дятел лечит древний дуб,Добрый дятел дубу люб.
– Какое слово пропущено? – Почему употребили именно слово «добрый»?– Что значит люб?
жужжащее чтение;
по слогам хором;
хором целыми словами;
увеличивая темп;
по желанию в темпе скороговорки.
3 и 4 гр. – работа со словарем
– Выяснить значение слов «добрый» и «доброта».
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к окружающим, стремление делать добро.
Добрый – делающий добро другим, отзывчивый.
– Догадались, о чем будет наше следующее произведение?
III. Сообщение темы урока
1. Сведения об авторе
– Назовите произведения по началу названия.
Слайд 2 – портрет писательницы, сведения о ней
«СИНИЕ ____________________»«ПРОСТО ___________________»«ВОЛШЕБНОЕ ______________»«ТРИ ________________________»
– Кто автор этих произведений?– Что знаете о Валентине Осеевой?
2. Выставка книг (стенд)
– Рассмотрите книги на выставке?– Определите тип нашей выставки:
о любви к природе;
о дружбе;
о трудолюбии;
юмористические.
3. Постановка цели: демонстрация книги– Сегодня мы познакомимся произведением В. Осеевой «Добрая хозяюшка». Мы должны решить может ли эта книга присоединиться к нашей выставке и определить его жанр.
IV. Новая тема
1. Подготовительная работа перед чтением по стр.; чтение по слогам – целым словом (работа в парах)
– Что такое ЗАВАЛИНКА?
2. Первичное чтение
Жужжащее чтение эпизода о петушке.
– Скажите, была девочка петушку настоящим другом?– Объясните свое мнение.
Чтение эпизода про курочку – по линейке
– Понравилась девочке курочка?– Чем закончилась эта дружба?
Чтение эпизода про уточку – простукивание.
– Может быть, дружба с уточкой получилась?
Чтение эпизода о щенке – про себя «пальчик».
– Как развивались события дольше?– Почему же девочка осталась одна?– Определите жанр произведения.
Физкультминутка
Вышли уточки на луг: – Кря-кря-кря! (Шагаем)Пролетел веселый жук: – Ж-ж-ж! (Машем крыльями)Гуси шеи выгибают: – Га-га-га! (Круговые вращения головой)Клювом перья расправляют. (Повороты туловища)Ветер ветки раскачал. (Руки вверх-вниз)Шарик тоже зарычал: – Р-р-р! (Приседания)Зашептал в воде камыш: – Ш-ш-ш! (Потянулись)И опять настала тишь. (Сели)
3. Выборочное чтение
– Прочитайте, какое настроение было у петушка, когда он услышал слова хозяйки.– Может быть, курочка обрадовалась?– А уточка?– Давайте, определим наше настроение от прочитанного? Выбираем настроение – «мордашку»– А как поступил щенок?
4. Работа в группах – слайд 3, 4, 5.
2, 4, 5, 6 гр. – составление картинного плана, поиск «ловушек»
– Нашли ловушку? Докажите.– Расположите картинки по порядку знакомства животных с хозяюшкой.
Проверка по слайду.
– Подготовьте пересказ своего отрывка.
1 и 3 гр. – работа в печатной тетради, исправление ошибок.
– Нашли ошибки?
Проверка по слайду
– К какой части картинного плана относится ваш отрывок.
– Почему девочка осталась без домашних питомцев?– Можем ли мы уважать ее за такие поступки?– Почему же В.Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть это ошибка?– Какие чувства вложила автор в свою сказку: уважение, иронию, насмешку, гордость?– Конечно, В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.
V. Итог урока
– Может ли эта сказка занять место на нашей выставке? Объясните свое мнение.
1, 2, 3, 4, 5 гр. – работа с пословицами
– Из группы пословиц выбирайте только ту, которая подходит к нашей сказке?– Какие это пословицы?– Какую мысль они должны до вас донести?
6 гр. – подготовить выразительное чтение стихотворения
Добрым быть, совсем, совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Если доброта, как солнце, светит,Радуются взрослые и дети.
Под песню «Настоящий друг». Вручение поощрений.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 3Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 715