Урок по литературному чтению на тему В. Осеева. Добрая хозяюшка (2 класс)


Сабақ/Урок 40
Тақырып/Тема: Внеклассное чтение. В. Осеева «Добрая хозяюшка».
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/Учебно-воспитательные задачи:
1)Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Осеевой.
2)Развивать познавательный интерес к урокам чтения, речь, навыки чтения, умения работать с текстом, творческое мышление.
3)Воспитывать доброжелательность по отношению к животным.
Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар/Оборудование, наглядные пособия: школьные принадлежности, выставка сказок.
Сабақ түрі/Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Әдіс-тәсілдер/Методы: диалогический.
Сабақ барысы/Ход урока:
1. Организационная часть.
1) Приветствие детей.
2) Проверка готовности учащихся к уроку.
3) Эмоциональный настрой на урок.
2. Работа над пройденным материалом.
Проверка домашнего задания.
3. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению знаний.
Сообщение темы и цели урока.
1) Речевая разминка
- Давайте прочитаем скороговорку, вставим пропущенное слово.
Дятел лечит древний дуб.
………. дятел дубу люб.
- Какое слово пропущено?
- Почему употребили именно слово «добрый»?
- Вот как разъясняются в толковом словаре слова «доброта» и «добрый».
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к окружающим, стремление делать добро.
Добрый – делающий добро другим, отзывчивый.
2) Работа над жанром изучаемого произведения.
Учитель показывает золотой ключик, дети определяют, что на уроке они будут знакомиться со сказкой и просят ключик открыть новую сказку.
Ключик, ключик золотой,
Сказку новую открой.
- И так мы познакомимся со сказкой «Добрая хозяюшка».
4. Усвоение новых знаний.
1) Знакомство с жизнью и творчеством В. Осеевой, показ портрета.
- Назовите произведения по началу названия.
«Синие ………………..» «Просто ………………..» «Волшебное ………………..» «Три ………………..»
- Кто автор этих произведений? - Что вы знаете о Валентине Осеевой?
2) Творческое задание «Собери пословицы».
Дети делятся по парам. Каждой паре даётся набор карточек.
- Вспомните, над каким разделом мы сейчас работаем.
- У вас на партах лежат карточки с пословицами: в первой колонке - начало пословиц, а  во второй- окончание. Вам нужно поработать в паре и соединить линиями эти пословицы.
Сам погибай,                          а имей сто друзей.
Старый друг лучше               новых двух.
Не имей сто рублей,            а товарища выручай.
Нет друга – ищи,                    все за одного.
Один за всех,                         в беде.
Друзья познаются                  а нашёл – береги.
На друга надейся,                        что дерево без корней.
Надо пуд соли вместе съесть,      а сам не плошай.
Человек без друзей,                  чтобы друга узнать.
- О чём все эти пословицы и скороговорка? (о дружбе, о доброте).
- Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в очень важном вопросе для каждого из нас: Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? 
3) Проведение игры «Корзина идей».
Самостоятельно дети обдумывают, кого же В. Осеева назвала доброй хозяюшкой, записывают на листочках и складывают в корзину.
4) Первичное чтение сказки учителем с. 33, словарная работа.
5) Анализ сказки.
а) Первичное чтение сказки учащимися.
Жужжащее чтение эпизода о петушке.
- Скажите, была девочка петушку настоящим другом? - Объясните свое мнение.
Чтение эпизода про курочку – по линейке.
- Понравилась девочке курочка? - Чем закончилась эта дружба?
Чтение эпизода про уточку – простукивание.
- Может быть, дружба с уточкой получилась?
Чтение эпизода о щенке – про себя «пальчик».
- Как развивались события дальше? - Почему же девочка осталась одна? б) Физкультминутка.
Вышли уточки на луг: – Кря-кря-кря! (Шагаем) Пролетел веселый жук: – Ж-ж-ж! (Машем крыльями) Гуси шеи выгибают: – Га-га-га! (Круговые вращения головой) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища) Ветер ветки раскачал. (Руки вверх-вниз) Шарик тоже зарычал: – Р-р-р! (Приседания) Зашептал в воде камыш: – Ш-ш-ш! (Потянулись) И опять настала тишь. (Сели)
в) Выборочное чтение.
- Прочитайте, какое настроение было у петушка, когда он услышал слова хозяйки. - Может быть, курочка обрадовалась? - А уточка? - А как поступил щенок?
6) Работа над содержанием сказки проводится в виде игры «Исправь ошибки».
Учитель даёт детям перепутанные картинки, дети должны расположить их по порядку и определить к каким отрывкам они относятся.
7) Творческая работа «Письмо девочке».
- Почему девочка осталась без домашних питомцев? - Можем ли мы  уважать ее за такие поступки? - Почему же В. Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть это ошибка? - Какие чувства вложила автор в свою сказку: уважение, иронию, насмешку, гордость? - Конечно, В. Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.
- Я предлагаю вам помочь девочке, открыть ей секреты дружбы.
Дети делятся на 2 группы. Каждая группа пишет небольшое письмо с правилами дружбы.
5. Итог урока.
- Ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Психологи пришли к общему мнению, что все отношения между друзьями можно объединить в 10 законов о дружбе.
Каждому ученику раздаются эти законы.
Законы дружбы.
1. Прежде всего, старайся быть хорошим товарищем сам.
2. Сочувствуй  товарищу в его беде и горе, умей  жить его  радостями.
3. Помогай  товарищу, выручай его из беды.
4. Первым приходи на помощь. 
5. Если хочешь иметь друзей, сам будь дружелюбным.
6. Оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
7. Храни доверенные тебе тайны. 
8. Критикуй наедине, а хвали публично. 
9. Не поучай, не будь занудой.  10. Уважай свободу и внутренний мир друга. 
- Внимательно прочитайте их и подумайте, какие правила вы уже выполняете, а каким правилам нужно еще научиться?  6. Рефлексия. Контроль и оценка результатов деятельности.
- Что вам запомнилось?
- С каким произведением мы познакомились? О чём оно?
- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?
- О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?
6. Задание на дом: прочитать в хрестоматии сказку «Один за всех, а все за одного» с.29-30.