Разработка урока окружающего мира в 4 классе на тему Когда дом становится опасным


Урок по теме "Когда дом становится опасным" по программе "Начальная школа XXI в.". 4-й класс
Цели урока.
1. Формирование у учащихся регулятивных учебных действий через осознания границ собственных знаний и умений по теме “ Когда дом становится опасным” ; развитие умений в определении темы и целей урока, умений самостоятельно решать проблемные задачи, способностей к самоконтролю и контролю.
2. Развитие личностных действий учащихся через формирование умений высказывать свое личное мнение, воспитание личности, стремящейся активно участвовать в здоровом образе жизни, воспитание уважения к себе как к носителю информации.
3 .Развивать коммуникативные учебные действия через групповую форму работы, формирование восприятия целостной картины безопасных норм поведения, и их соблюдения.
4. Развитие умственных учебных действий через решение проблемных задач, частично - поисковой деятельности при изучении темы.
Методическое обеспечение к уроку.
Учебник “Окружающий мир”, рабочая тетрадь, презентация “Когда дом становится опасным”, тест.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
- Как называется раздел, над которым работаем? (Ты и твое здоровье)
Тема урока «Когда дом становится опасным». (3 слайд)
Работа с учебником.
- Откройте содержание учебника, стр.76. Найдите название темы урока.
Опасности в доме могут возникнуть разные, а какие ситуации предлагает нам учебник?
Огонь - друг и враг.
Как уберечься от ожогов.
Как дышать, если кругом дым.
Острые предметы - это опасно!
Как пользоваться газовой плитой.
Работаем с компьютером.
- Вот эти ситуации мы и рассмотрим на уроке. Материал большой, поэтому работаем в группах.
II. Распределение работы в группах. (4 слайд)
1 гр. - Огонь - друг и враг.
2 гр. - Как уберечься от ожогов.
3 гр. - Как дышать, если кругом дым.
4 гр. - Острые предметы - это опасно!
5 гр. - Как пользоваться газовой плитой.
- И остается материал “Работаем с компьютером”, его проработаем индивидуально.
По какому плану мы рассматриваем обычно опасные ситуации?
1. Причины опасностей.
2. Как вести себя?
В зависимости от материала вы вправе предложить свой план.
На работу групп отводится 15 минут. Если потребуется, вы можете обратиться ко мне за помощью.
(Учащиеся работают в группах самостоятельно, распределяя функции.Учитель осуществляет частичный контроль и направляет работу групп).III. Обмен полученной информации.
Активизация внимания.
- Вы сейчас будете делиться информацией, вы вправе дополнять, но затем вам необходимо будет выполнить тест по новому материалу. Поэтому будьте внимательны!
1. Огонь друг и враг.
Дети зачитывают план и знакомят с содержанием класс.
1) Когда огонь является другом, а когда огонь – враг.
2) Причины возникновения пожара.
3) Как вести себя во время пожара.
Просмотр презентации во время сообщения детьми материала.
- Если в доме возник пожар, сразу убегай.
- Выводи из горящего дома малышей.
- Не прячься в горящем доме.
- Не пытайся тушить пожар.
- Звони по телефону 01.
И еще хотелось бы добавить одно правило: не поддавайтесь панике и не теряйте самообладание. (Это правило положительно работает и в любой другой ситуации)
2. Ожоги.
Приблизительный план.
1) Причина возникновения ожогов.
2) Как вести себя, чтобы не получить ожоги.
Просмотр презентации во время сообщения.
- Проходя мимо кухонной плиты, не зацепись рукой за ручку сковороды или кастрюли.
- Не снимай крышки с кастрюль, в которой кипит вода.
- Не переноси кастрюли с горячей жидкостью.
- Прежде чем входить в воду в ванне, проверь пальцем, не слишком ли она горячая.
- Открывая кран с водой, начинай с холодной, а потом постепенно добавляй горячую воду.
Дополнительная информация.
- Если получил ожог, подержи обожженное место под холодной водой.
Если на месте ожога оказался пузырь, почему его нельзя прокалывать? (Чтобы не занести инфекцию)
3. Как дышать, если кругом дым.
Приблизительный план.
1) Чем опасен дым во время пожара?
2) Как вести себя, если увидел дым.
Просмотр презентации после ответа.
- Немедленно покинь помещение.
- Если невозможно покинуть помещение, то плотно закрой дверь в комнату, в которой что-то горит.
- Заткни дверные щели любыми тряпками.
- Зови на помощь.
- Дыши через мокрую тряпку.
4. Острые предметы - это опасно.
Приблизительный план.
- Чем опасны острые предметы?
- Что нужно делать, если порезан палец или поцарапана рука?
Просмотр презентации.
- Место ссадины или ранки промой кипяченой водой.
- Вокруг ранки помажь йодом. (Саму ранку нельзя мазать, а почему? Можно получить еще и ожог).- Наложи повязку или заклей специальным пластырем.- Если кровь не останавливается, подними руку вверх.
- Покажи рану взрослым.
5. Как пользоваться газовой плитой.
- В домах есть электрические газовые плиты. Как пользоваться газовой плитой?
Приблизительный план.
- Зачем детям нужно уметь пользоваться газовой плитой?
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать неприятностей?
Просмотр презентации.
- Прежде чем зажечь плиту, закрой на кухне окно.
- Сначала зажги спичку, а затем открой газовую горелку.
- Не накрывай кастрюлю крышкой. (Это правило необходимо соблюдать при использовании и электрических, и газовых плит)
- Пока плита включена, не отвлекайся ни на какие другие дела.
IV. Тест.
- Кто помнит, какую работу теперь вы должны выполнить?
1. Работа над тестом. Выбери правильный ответ.
Огонь – друг и враг?
Часто причиной пожара являются:
а) зажигалка; б) утюг; в) газовая плита; г) человек.
Если в доме возник пожар:
а) останься дома и попытайся потушить пожар;
б) не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь дом.
При пожаре звони:
а) 01; б) 02; в) 03; г) 04.
Как уберечь себя от ожогов
Открывая кран с водой начинай:
а) с холодной, а затем добавляй горячую воду;
б) с горячей, а затем добавляй холодную воду.
Как дышать, если кругом дым?
Увидев дым:
а) открой окна и проветри помещение;
б) немедленно покинь помещение.
Дыши через:
а) мокрую тряпку;
б) сухую тряпку.
Острые предметы – это опасно!
Если порезан палец или поцарапана рука:
а) промой водой из под крана;
б) промой кипяченой водой.
Если кровь не останавливается:
а) подними руку вверх;
б) опусти руку вниз.
Как пользоваться газовой плитой.
Что сначала:
а) зажги спичку, а потом открой газовую горелку;
б) открой газовую горелку, а затем зажги спичку.
V. Самопроверка тестов по образцу. Учитель предлагает для самопроверки тест с ответами, в котором допущены ошибки. Задача учащихся при проверке найти неверно подчеркнутые ответы. (Презентация)
- Проверьте, вы согласны с данными ответами.
VI. Самостоятельная работа в тетрадях.
Правила работы с компьютером
- Откроите тетради на стр.26, № 75.
Пользуясь материалом учебника стр. 71, составьте памятку “Правила работы с компьютером” и кратко запишите ее в тетрадь. Если сможете, дополните памятку другими правилами работы с компьютером.
Памятка.
1. Сиди от монитора на расстоянии 50-70 см.
2. Картинка должна быть не слишком блеклой и не слишком яркой.
3. Работай в день не более 10 минут
4. Сиди за компьютером ровно.
VII. Фронтальная проверка.
VIII. Итог урока.
- После нашего урока, что вам захочется рассказать дома?