Конспект Окружающий мир 2 класс Человек часть живой природы УМК Гармония 
  Предмет «Окружающий мир»  УМК «Гармония 2 класс»    
Учитель: Ращупкина Наталья Леонидовнаурок 3  дата: 08.09.2014тема: человек – часть живой природы
Планируемые результаты:
Освоение предметных знаний, умений: научатся: различать объекты живой и неживой природы; получат возможность научиться: замечать удивительное в природе; относить к обществу людей и предметы их трудовой деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные: принимают и решают познавательные и учебные задачи, выбирают нужную информацию из текста, иллюстрируют схемы, выделяют отличия человека от животных; анализируют и обобщают.
Личностные: оценивание эмоционально-эстетического впечатления от восприятия природы.
Образовательные ресурсы: фотографии и рисунки с изображением животных; загадки.
Сценарий урока
I. Подведение к цели урока.
- Отгадайте загадку:
 На двух ногах бочка, на бочке кочка, а на кочке – лес. (Человек.)
– Сегодня мы узнаем, к какой части окружающего мира относится человек, с какой группой живых существ он имеет наибольшее сходство. Ответим  на вопрос:  «Чем человек  отличается  от  других  живых существ?».
II. Освоение нового материала.
– Как называются тела живой природы?
–Чем отличаются живые существа от неживых объектов?
– Какие группы животных вы знаете?
– Приведите примеры животных каждой группы.
– Чем человек отличается от других живых существ?
Задание 1.
– Прочитайте схему. К какой части окружающего мира относится человек? 
– С какой группой животных человек имеет наибольшее сходство? 
– Какими органами чувств человек воспринимает окружающий мир? 
– О чем они могут предупреждать человека? 
Чтение и обсуждение текста (учебник, с. 8–9).
– В чем отличие человека от животных?
– Рассмотрите картинки. С помощью чего вы увидели, что изображено на странице учебника? 
– Какой орган помогает вам узнать, что кончилась перемена? Что помогает вам почувствовать запах ландыша? 
Какой орган подсказывает вам, что клубника сладкая? 
Как вы узнаете, что еж колючий? 
– Прочитайте текст учебника на с. 10–11.
– Чем человек похож на млекопитающих? Чем отличается? 
(Организмы.) 
(Все живые существа рождаются, растут, дышат, питаются, размножаются и умирают.)
(Cоставляют схему.)
Приводят примеры
(К живой природе.)
(С млекопитающими.)
(Глаза – орган  зрения;  нос – орган  обоняния;  язык – орган вкуса; кожа – орган осязания; ухо – орган слуха.)
 (С помощью органов чувств человек познает окружающий мир. Органы чувств предупреждают человека об опасности.) 
(С помощью глаз – органов зрения.) 
(Орган слуха.) 
(Орган обоняния.) 
(Орган вкуса.) 
(С помощью органа осязания.)
Читают текст учебника
(Ответы учащихся.)
III. Применение освоенного в практической деятельности. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 8.
– Прочитайте размышления школьника. К какой группе животных относится  человек?  Какие  еще  группы  животных  вы  знаете?  Чем  человек похож на разных животных? Чем человек отличается от других животных?
Задание 9.
– Порассуждайте и сделайте вывод: «Я не рыба, хотя и умею плавать. Я не насекомое, ведь у меня не 6 ног. Я и не птица, у меня нет крыльев для полета. Я млекопитающее».
Работа в тетради на печатной основе
IV. Первичное закрепление.
– Человек – часть природы. Он трудится, мыслит и этим выделяется среди животных. 
– Решите кроссворд, узнайте ключевое слово. 
1. Он пятнистый, длинношеий,
    Нет длинных ног его длиннее.
    Ходит важно, словно граф,
    Называется ... (жираф).
2. Хитрая плутовка, 
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост-краса, 
    Зовут ее ... (лиса).
3. В яме спит зимою длинной,
    Но чуть солнце станет греть,
    В путь за медом и малиной
    Отправляется ... (медведь).
4. Всю ночь летает, 
    Мышей добывает,
    А станет светло – 
    Спать летит в дупло.
                               (Сова.)
3 в м 5 о     2 е 4 д р 7 8
1 л д с я о р б
ж и в о т н ы е
и с е в е а с л
р а д а л ь к
а ь а
ф 5. В лесу под щебет и под свист
    Стучит лесной телеграфист:
    Здорово, дрозд-приятель!
    И ставит подпись: ... (дятел).
6. Краской сероватая, 
    Походкой мешковатая,
    Повадкой вороватая,
    Крикунья хрипловатая. 
                                          (Ворона.)
7. У какой кисочки на ушах кисточки? 
                                          (Рысь.)
8. Пышный хвост торчит с верхушки,
    Что за странная зверушка? 
    Щелкает орешки мелко. 
    Ну конечно, это ... (белка).
– Почему создана Красная книга? 
Красная книга, Красная!
Значит, природа в опасности! 
Значит, нельзя терять даже мига. 
Все живое хранить зовет, 
Пусть зовет не напрасно 
Красная книга, Красная!
– Что означает цвет книги? 
– Что человек предпринимает для охраны животных? (Запрещает охоту, разводит редкие виды животных в заказниках и выпускает на волю, организует заповедники.)
Работают группами
Решают кроссворд
(Многие животные занесены в Красную книгу как исчезающие виды и находятся под охраной человека.)
 (Красный – сигнал опасности: человек, остановись, защити животное от вымирания.)
V. Рефлексия деятельности. – К какой группе животных относится человек?
– Чем человек отличается от млекопитающих?
– Что на уроке получилось хорошо? 
Над чем еще надо поработать?
Оценим свою работу (сигнальные карточки)
Домашнее задание: учебник с. 8-9; раб. тетр №1 с. 8-9, №7, 8, 9.