Непосредственно образовательная деятельность. Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: Хлеб – всему голова.


Непосредственно образовательная деятельность. Познавательное развитие. Подготовительная группа.
Тема: Хлеб – всему голова.
Цели: воспитание уважения и бережного отношения к хлебу. Закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных (от существительных «зерно», «пшеница», «рожь»). Словообразование родственных слов от слова «хлеб».
Материал: репродукция картин И.И. Шишкина «Рожь», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые»; предметные картинки: колос пшеницы, колос ржи, початок кукурузы, метелка овса. Словарная работа: рожь, озимые, колос, початок, овес, зерно.
Предварительная работа: заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Отгадывание загадок о хлебе. Чтение рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб».
Ход работы.
Вводная беседа.
Воспитатель. В далекой древности первобытные люди занимались охотой, собирательством (собирали дикорастущие растения, ягоды, грибы, цветы и т.п.). Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки… И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колосок. А то и несколько. Теперь уж можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, все разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай- дело не простое, для этого очень много надо знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать.
А что нужно сделать, чтобы получить хороший урожай зерновых культур.
(Дети вспоминают последовательность выращивания хлеба).
Воспитатель. Вспомним пословицы о хлебе:
Будет хлеб – будет и песня.
Хлеб всему голова.
Много снега -много хлеба.
Хлеб- наше богатство.

Беседа по картинам Шишкина, Куприянова
Рассматривание картины Шишкина и Куприянова: «Рожь», «Вспашка», «Посев», «Уборка».
Воспитатель называет картину и фамилию художника. Короткая беседа по картине.
Знакомство с зерновыми культурами
Воспитатель. Сейчас мы познакомимся с зерновыми культурами.
(Дети рассматривают колосья пшеницы и ржи, метелку овса и початок кукурузы).
-Чем растения схожи, что у них общего?
-Растения. Дающие зерно, называются зерновыми, из них приготавливают главный продукт питания людей – хлеб.
Упражнения на словообразование
Упражнение на образование относительных прилагательных от слов: «пшеница», «рожь» по образцу и согласование их с существительными.
Воспитатель. Поле на котором выращивают рожь - ржаное поле; поле на котором выращивают пшеницу – пшеничное поле; хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб.
Воспитатель. Назовите хлеб ласково – («хлебушек»); назвать хлебные крошки – (крошки хлеба); посуда для хлеба – (хлебница).
На столе в пакетах под салфеткой лежит белый батон и черный ржаной хлеб. Чтобы узнать, что спрятано под салфеткой, надо отгадать загадку.
Отгадай легко и быстро:
Мягкий. Пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Сейчас проведем игры на сопоставление ржаного и пшеничного хлеба: «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь».
(Кусочки ржаного и пшеничного хлеба находятся в чистом полотняном мешочке. Дети играют с закрытыми глазами).Игра «Скажи иначе».
Хлеб по запаху- … (пахучий, душистый, ароматный); на ощупь- … (свежий, мягкий, пышный); хлебопек – … (пекарь, булочник, кондитер); выпекать хлеб – … ( печь, готовить).

Хлебные изделия
Воспитатель. А теперь дети нам расскажут о хлебных изделиях.
1-ый ребенок. Черный хлеб.
О хлебе сложено много песен, легенд, пословиц и поговорок. На Руси хлеб был главным блюдом и в повседневной жизни, и за праздничным столом. Дорогих и уважаемых гостей встречали хлебом – солью. Традиция сохранилась и до наших дней.
Черный хлеб отражает самобытность русского народа. Именно на территории Руси в начале 9 века появился кислый ржаной хлеб из дрожжевого теста. Русский стол немыслим без хлеба.
В наши дни хлеб пекут на хлебозаводах, а раньше каждая семья пекла дома.
В наши дни Россия славится многообразием сортов и видов национального хлеба.
2-й ребенок. Пирог.
Пироги на русском столе всегда занимали видное и почетное место. Это – национальное хлебное изделие, которое дошло до нас из глубокой древности. Пироги поначалу готовили и ели на Руси исключительно по праздникам.
Обед русского человека мог состоять только из пирога, и это был полноценный обед, так как пироги начинались чаще всего капустой, репой, кашей, грибами. Их удобно брать с собой на работу, в дорогу.
3-й ребенок. Ватрушка.
Ватрушки – круглые лепешки, открытые сверху и защипанные только с краев. Обычно их пекли с наполнителем из творога, реже – из варенья или повидла.
Настоящая ватрушка должна быть большой. Обычно ватрушки ели за праздничным столом, разделив на всех гостей. Существовал интересный обычай – запекать в ватрушки сюрпризы – маленькую пуговку, кусочек шоколада, монетку. Считалось, что, тот, кому достанется монетка, будет богат, обладателя шоколада ждет счастливая жизнь, ну, а если попадется пуговка, придется много трудиться. Тем, кому сюрприза не доставалось, оставалось ждать следующего ватрушечного пиршества и надеяться на свою счастливую звезду.
4-й ребенок. Блины.
Блины – одно из самых древних и популярных мучных изделий. Им уже более двух тысяч лет. Интересно, что за этот период они не изменились.
Блины – русское национальное блюдо, но встречается по всему миру.
Блины – обязательное угощение на Масленицу, непременное лакомство этого праздника.
Самый большой в мире блин был испечен в Москве 15 марта 2002г. Это был не традиционный круглый блин, а длинный и узкий. Его длина составила 1 кг, масса – 300 кг.
Итоговая беседа.
-Что мы знаем о хлебе? Почему в народе говорят, что хлеб - всему голова? Как надо относиться к хлебу?