Конспект урока Географические пояса. Природные зоны.
Байдилдаева Динара Нурпеисова, КГУ "СШ имени Безродных", учитель географии.
География 6 класс
Тема урока: Географические пояса. Природные зоны.
Цель урока: 1) Сформировать знания о природных зонах
2) Развивать умение работать с картой и таблицами;
3) Воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Таблица «Экваториальные леса»
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Всесторонняя проверка знаний.
1. Как называется угол между направлением на север и предметом на местности? (азимут)
2. Географическая зональность заключается в (закономерном изменении всех природных компонентов и географической оболочки от экватора к полюсам)
3. Русский исследователь Океании (Н.Н. Миклухо-Маклай)
4. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана (повышается)
5. Круговорот воды в природе полностью обновляет воду в океане за (3000лет)
IІI.Проверка домашнего задания.
1. Взаимодействие земных оболочек
2. Географическая оболочка (входит нижний слой атмосферы, верхний литосферы, вся гидросфера и вся биосфера – комплексная оболочка, целостная система)
3. Компоненты природы. Природный комплекс (совокупность природных компонентов; географическая оболочка – самый большой природный комплекс, состоящий из системы ПК; материки и океаны – второй по величине природный комплекс; природные страны – Западно-Сибирская равнина, Сарыарка и др.; самые маленькие – пойма реки, роща, берег озера, овраг и др.)
IV.Подготовка к объяснению новой темы.
Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.
Проблемный вопрос: Почему в районе экватора больше всего разнообразной растительности и животных?
Почему земной шар делится на климатические пояса? Назовите их.
V.Объяснение новой темы.
1. Деление земного шара на географические пояса и зоны (4 основных и 3 основных, но всего 13; название зон от преобладающего растительного покрова)
2. Экваториальный пояс (температура +25°С, осадков – 2000-3000мм в год; 5-6 ярусов; лианы; эпифиты – растения, поселяющиеся на других растениях, но не паразиты, имеют воздушные корни, например орхидея, монстера и др.; слоны, носороги, гориллы и др.)
3. Субэкваториальный пояс (2 сезона – сухой и влажный; если сухой сезон 2-3 месяца – то переменно-влажные леса, а если 5-6 месяцев – то саванны; баобаб, бутылочное дерево; антилопы, зебры, жирафы, слоны, львы, гепарды, гиены; красные почвы)
4. Тропический пояс (между 20-30° широты; зоны тропических пустынь; Сахара; климат жаркий и сухой; +58°С, почва +90°С; осадки 100 мм; песчаные, глинистые и каменистые пустыни; финиковая пальма, кактусы; в стеблях гигантских кактусов накапливается до тонны воды; змеи, насекомые, ящерицы; крупные только вблизи оазисов; на востоке Австралии влажно-тропические леса и сухие тропические леса; вечнозеленые растения растут в нижних ярусах; эвкалиптовые леса - высота деревьев 150 м, огнеустойчивые, сбрасывают кору, листья ребром к солнцу, на них обитают коалы; там где климат суше – тропические саванны)
5. Субтропический пояс (на широтах 30-40° - изменение температур по сезонам; средняя температура от +4 до +20°С; круглогодичная вегетация; на западном побережье – субтропический средиземноморский, на восточном – муссонный; природные зоны – переменно-влажные леса, жестколистные леса и кустарники, пустыни и полупустыни)
6. Переменно-влажные леса (на востоке Евразии, юго-востоке северной Америки, в Бразилии – муссонный климат с сухой зимой и дождливым летом; растения – магнолии, лавр, бук, кипарис, лианы, папоротники; красные и желтые субтропические почвы)
7. Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники (зимой тепло и влажно, летом жарко и сухо; растения мало испаряют воды; антропогенные ландшафты – цитрусовые, виноградники, сады)
8. Субтропические пустыни и полупустыни (целые полосы на всех материках, являются продолжением тропических пустынь)
9. Умеренный пояс (в северном полушарии большие территории; пустыни в Азии, Южной и Северной Америке; летом жара +50°С, песок нагревается до +80°С, зимой -30°С; осадки 100-200 мм и меньше; испаряемость; приспособленность растений и животных к пустынным условиям; мелкие грызуны, пресмыкающиеся, птицы, сайгаки, джейраны, куланы; полупустыни – занимаются скотоводством и земледелием; степь – безлесные с травянистой растительностью равнины; большие пространства Евразии и Северной Америки, в южном полушарии – небольшие участки; климат резко континентальный; зимой морозы до -50°С, осадков в 2 раза больше, чем в пустынях -300-350мм; испаряемость больше осадков; засухоустойчивые растения – ковыль и др.; почвы черноземные; почти все степи распаханы под зерновые; грызуны, волки, лисицы, барсуки, сайгаки; тарпаны истреблены полностью; бизоны в Северной Америке чуть не исчезли, сейчас их около 50 тыс.; лесная зона между степью и тундрой; почвы подзолистые, серые или бурые; широколиственные, смешанные и хвойные леса; в широколиственных – бук, липа, дуб; в хвойных – лиственница, ель, пихта, сосна; животные – белки, лисы, соболи, бурые медведи, рыси, волки, лоси, косули, тетерева, глухари, дятлы; осадки превышают испарение)
10. Субполярный пояс (в северном полушарии в Евразии и Северной Америке – субарктический, в южном полушарии – субантарктический – на островах; средняя температура лета - +10°С, зима долгая, лето короткое; осадки 100-300 мм; осадки превышают испаряемость; земля прогревается на 30 см – вечная мерзлота; болота; в тундре мхи, лишайники, кустарники, карликовые деревья за лето вырастают на 1-5 мм, стелющиеся растения; след от гусеничной машины зарастает за 20 лет; животные приспособлены к холодам – северные олени, утки, гуси, лебеди, лемминги, песцы, волки, совы; лесотундра – переходная зона – редкие деревья с кривыми стволами)
11. Полярный пояс (ограничены полярными кругами – арктический и антарктический; покрыты льдом, суровый климат, лето – 3 недели с температурой чуть выше 0°С, зимой -30-40°С; в Антарктиде полюс холода -88,3°С; зона ледяной пустыни; летом растут мхи, лишайники; животные – моржи, тюлени, белые медведи, в Антарктиде – пингвины)
12. Высотная поясность (термический градиент – 0,6°С на 100 м;; закономерность – у подножия гор та природная зона, в которой они находятся; Алтай – в степной зоне, Тянь-Шань – в пустынной; отличия наветренной и подветренной сторон хребтов)
Учитель на доске пишет термины-пояса и напротив леса, ученики должны провести стрелочки к подходящим поясам. Сделать вывод как отличаются друг от друга пояса и получить звезду.
VI.Усвоение новой темы.
1. Коренные жители Океании из этого растения строят дома и лодки, а плоды употребляют для пищи (кокосовая пальма)
2. Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)
3. Главная причина неравномерности распределения растений и животных на Земле (распределение тепла и влаги)
VII. Домашнее задание. Читать §, ответить на вопросы.
VIII. Итог урока. Комментирование оценок.