Урок по географии «Географические пояса и природные зоны» 6 класс


Класс: 6
Дата ________
Урок 57.
Тема: Географические пояса и природные зоны.
Цель:
Образовательная: конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле.
Развивающая: продолжать формирование умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон
Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру
Тип урока: комбинированный
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, беседа, индивидуальный, групповой
Оборудование: карта природных зон Земли, контурные карты, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация « Природные зоны ЗемлиХод урока
1.Организационный момент (психологический настрой учащихся)
2.Ориентировочно-мотивационный этап ( постановка учебной задачи)
Учитель читает эпиграф и спрашивает о чем он, учащие отвечают
Эпиграф урока:
Привычка странствовать по картам,
видеть в своём воображении разные места
помогает правильно увидеть
их в действительности.
Тема урока «Географические пояса и природные зоны»
Заполнение таблицы ЗУХ
3.Актуализация знаний (работа по карте)
Задание в парах
Наше путешествие мы начнём с географической разминки.
Давайте вспомним, что называется природный комплекс?
Приведите по 3 примера ПК и АПК
Что такое географическая оболочка
Из чего состоит географическая оболочка
Какую роль географическая оболочка в жизни людей
Что бы было если бы географическая оболочка исчезла
Относятся ли птицы к географической оболочке
4. Изучение нового материала
- Ребята, везде ли на земном шаре природа одинакова? Почему?
(Из-за распределения солнечных лучей)
Задние каждая пара получает картинку с изображением тепловых поясов Земли
Рассмотрите внимательно рисунок и найдите на нем самые холодные участки Земли, обведите эти рисунки синим карандашом.
Найдите самые жаркие места. Обведите рисунки красным карандашом. Посмотрите, как они называются?
Работа в парах
Прочитать, пересказать, оформить постер
Тропики
Полярный круг
Влажный экваториальный лес
Саванна
Пустыня
Тайга
Арктическая пустыня
Просмотр видеороликов
На земном шаре обитает огромное число видов растений и животных, распространение которых зависит от многих факторов, но важнейшим из них является распределение тепла и влаги, что создает в разных широтах неодинаковые условия для жизни организмов. Территории, имеющие сходные климатические условия, образуют природные зоны.
5. Закрепление материала
Дети в парах получают листы с изображением таблицы, где записаны природные зоны Земли. Учитель еще раздает картинки с животными. Их задача распределить животных по их природным зонам
Влажный экваториальный лес Саванна Пустыня Тайга Арктическая пустыня
6. Рефлексия
на стикерах изобразить смайлик и приклеить на доске
Подведение итогов
Д.з Подготовить презентацию об одной любой природной зоне
Выставление оценок
Дополнительный материал
Тро́пики (от др.-греч. — поворотный круг) — климатические зоны Земли. В строго географическом понимании расположены между Южным тропиком и  Северным тропиком — основными параллелями, расположенными на 23° 27′ к югу и северу от экватора и определяющими наибольшую широту, на которой Солнце в полдень может подняться в зенит: в северном полушарии — в день летнего солнцестояния, в южном полушарии — в день зимнего солнцестояния.
Полярный круг, - земная параллель на широте 66°33′39″, или 66.56083, длина которой составляет 15948 км. Широта полярного круга равна наклону земной оси к плоскости эклиптики. На полярном круге и в более высоких широтах бывают полярная ночь, когда солнце не восходит 1 сутки и более, и полярный день - когда оно сутки и более не заходит. Холодные пояса. Бывает Северный полярный круг на севере и Южный полярный круг на юге.
Экваториальные леса формируются в условиях жаркого и влажного климата. Растительность образует несколько ярусов. Животный мир очень разнообразен Здесь нет времен года.
Круглый год тепло и влажно. В кронах деревьев живут обезьяны, множество птиц,
Ползают змеи и ящерицы. В многоводных реках водятся крокодилы, бегемоты. Самый известный хищник –леопард.
Саванны – это территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев.
Здесь различают зимний сухой сезон и летний сезон дождей. Высокие травы, толстая кора редких деревьев, как у африканского баобаба и мелкие листья, как у акации помогают запасать воду
Дикие животные (антилопы, зебры) могут пробегать большие расстояния в поисках воды и пищи, величественно ступают слоны. Самые известные хищники – львы, гепарды.
Отличительной особенностью пустыни – недостаток влаги, высокие температуры в течение всего года и их большие суточные амплитуды, скудность растительности и животного мира. На материке Африка располагается одна из величайших пустынь планеты – Сахара, на западе
Южной Америки самая сухая пустыня – Атакама. В оазисах растет царица пустыни – финиковая пальма. Животный мир представлен грызунами (тушканчики, песчанки),копытными животными (антилопами,верблюдами). Водятся змеи, ящерицы. Много насекомых – скорпионов, пауков, муравьев.
Леса умеренных широт – смешанный и широколиственный лес, тайга. Здесь четко выделяется четыре времени года: зима, весна, лето, осень – выпадает достаточное количество осадков.
В широколиственных лесах увеличивается число копытных: олени, лоси, косули. Гораздо реже, чем раньше встречаются волки, лисы, медведи. Животный мир тайги богат пушным зверем (соболь, куница).
Арктические и антарктические пустыни – это царство снега и льда. Здесь очень холодно, температура достигает -50°С. Животный мир в основном связан с морем. Здесь распространены ластоногие - моржи, тюлени, морские слоны. В Арктике живет белый медведь. В Антарктиде – пингвины.
Влажный экваториальный лес Саванна Пустыня Тайга Арктическая пустыня
Влажный экваториальный лес Саванна Пустыня Тайга Арктическая пустыня