Моря, озёра, реки России..
Тема: Моря, реки, озёра.
Цели: сформировать у учащихся представления о морях, озёрах и реках России, ознакомить с их местонахождением; формировать умение работать по карте.
Формируемые УУД:
Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Личностные – проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.
Оборудование: презентация , физическая карта России, план выступления для каждой группы.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний.
Блиц опрос
Покажите на карте и назовите горы на территории России.
Покажите на карте известные вам равнины нашей страны
Тест (Слайд 1,2,3.)
- Какова тема урока ( сообщение детьми темы урока.) (с №4)
Самоопределение к деятельности.
• На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.
Создание проблемной ситуации.
• Что называют водными просторами?
• Как называются самые большие водоемы?(океаны)
Какие океаны омывают берега территории России? ( Северный Ледовитый океан, Тихий океан, Атлантический океан)
(на доске карточки: море ( Баренцово, Карское, Лаптевых, Восточно – Сибирское, Чукотское, Охотское, Японское, Беренгово, Азовское, Чёрное, Балтийское.) озёро (Байкал, Ладожское, Онежское) моря – озёра (Каспийское, Аральское, Белое.) реки (Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Печора.)
- какая цель урока может быть поставлена в связи с темой урока? (узнать какие моря, реки, озёра находятся на территории России и омывают её.)
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
План:
Вспомнить… что такое моря, озёра и реки. Чем они отличаются друг от друга.
Познакомиться с названиями морей, озёр и рек находящимися на территории России. Познакомиться с их географическим расположением.
Запомнить какие моря, реки и озёра находятся на территории России и омывают её.
Открытие нового знания
- Посмотрите на карту и скажите какие океаны омывают берега России?- Ребята давайте с вами вспомним что такое море и охарактеризуем его(часть Мирового океана, почти полностью или частично окруженная сушей. Моря бывают внутренними и внешними. Внутренние моря связанны с океаном реками. Море также называют необъятная бездна.)Что такое река? Река – это водное пространство, начинающиеся с маленьких ручейков. А ручейки образуются или из родников, когда подземные воды выбиваются на поверхность, или в горах – там где тают ледники. Соединяясь, ручьи превращаются в быструю горную речку. Река вытекает на равнину. На равнине реки начинают петлять. Она становиться шире и течёт уже медленнее. Река впадает в море. Там где река берёт своё начало называется исток, участок реки где она соединяется с морем называется устьем. Углубление по которому протекает река называется русло. Изгибы реки называются излучинами. Вода в реках пресная.
Что такое озеро? Озеро - это естественно возникший водоём, замкнутое углубление суши, заполненное водой и не имеющее непосредственной связи с океаном. Иногда озёра образуются от излучин реки, одна из излучин «отделяется» от реки и образуется озеро, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном).
Не все реки заканчиваются в море, некоторые из них впадают в озера, такие озёра называются – озером – морем. Из – за своих огромных размеров.
Работа в группах
- Чтобы на уроке многое успеть, поработаем в группах. Наши группы назовём «Озёра», «Моря», «Реки».
- я предлагаю подойти к моему столу и выбрать конверт с названием своей группы и соответственно названия группы подготовить сообщение. Будьте внимательны в вашем конверте лежит план сообщения и дополнительная информация к вашему сообщению.
Море
План выступления
Название моря
Местонахождение ( показ на карте)
Интересные сведения.
Берега России омывают моря трех океанов: на севере – Северного Ледовитого океана. На западе – Атлантического, на востоке – Тихого океана. Всего 11 морей. Вода в морях солёная. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно – Сибирское, Чукотское. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Это моря Охотское, Японское, Беренгово. Моря Алантического океана особенно глубоко вдаются в сушу, их ещё называют внутренние моря. Это моря Азовское, Черное, Балтийское.Чёрное море тёплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском не скажешь что оно тёплое но в нём купаются.
Озеро
План выступления
Название озера
Местонахождение ( показ на карте)
Интересные сведения.
На территории России свыше 2 мил озёр. За особую красоту их ещё называют голубыми глазами Земли. Самое глубокое пресное озеро мира Байкал (1637 м. глубина). Оно внесено в список Всемирного природного наследия. Самое большое по площади - Каспийское . Из –за огромных размеров его называют озером – морем. К озёрам – морям также относятся Аральское и Белое моря. Ладожское и Онежское озера – крупнейшие в Европе. Это озёра с пресной водой. Они связаны между собой рекой Свирь.
Река
План выступления
Название реки
Местонахождение ( показ на карте)
Интересные сведения.
В нашей стране более 2 мил. рек. Из них около 200 большие ( длиной свыше 500 км.) самые крупные реки нашей страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Самая крупная река Восточно – Европейской равнины – Волга. На севере – Северная Двина и Печора, на юге Дон, Урал, в центре – Кама, Ока.
- и так ребята в начале урока мы не могли определить к каким водным пространствам отнести Каспий. Теперь скажите куда мы всё таки отнесём Каспий? (озерам.)
3.Включение нового знания в систему знаний
Работа в парах
- Выполним задание 2 на стр. 34 раб. Тетради.
Подведение итогов
- какие три океана омывают берега России?
- Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана?
- какая вода в море?
- какая вода в реках и озёрах?
- какие моря относят к озёрам?
- перечислите озёра, моря, реки России, которые вы запомнили.
Рефлексия
- что на уроке у вас хорошо получалось?
- над чем ещё надо поработать?
Самооценка
Выставление отметок за урок.
Домашнее задание
Учебник с. 66-70 читать, Р.Т с.33 № 1, с. 35 № 4, 5, 6.
Подготовить сообщение о путешественниках, чьим именем названы моря.