Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе «Человек,природа,общество»
Урок по обществознанию для 8 класса (с использованием групповой работы по технике « аквариума») (проблемно-проектная дискуссия)
Тема: Человек, природа, общество
Автор: Дубинчина Л.Н.(учитель истории и обществознания)
МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Это занятие разработано по обществознанию для 8 класса. Оно является частью тематического блока « Общество и человек». Занятие является интерактивным, при его проведении рекомендуется использовать работу в группах, опережающее задание – познакомиться с экологическими проблемами, с трудностями в решении глобальных экологических проблем.
Цели и задачи урока:
1.Рассмотреть экологические проблемы в современной России, выявить основные тенденции решения проблемы глобальных экологических проблем. Задуматься о роли человеческого потенциала в экологическом развитии и высказывать собственное мнение о путях развития человеческого потенциала в современной России.
2.Развивать умения осуществлять комплексный поиск информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы.
3.Формировать отношение к глобальным проблемам современного общества.
4.Тренировать навыки работы в группах, критически слушать , находить в споре компромиссное решение ,консенсус.
Подготовка урока по технике «аквариума». Класс разбивается на несколько групп. Каждая из них получает задание по исследованию проблем.
Каждая группа должна четко распределить роли участников дискуссии.
Состав группы должен включать следующие роли:
Ведущий - организует обсуждение частных задач в группе, вовлекает в него всех участников.
Эрудит - ученик, который является источником информации для всей группы.
Аналитик – ученик или ученица, которые подвергают сомнению все гипотезы и предложения, задают каверзные вопросы и предположения участникам дискуссии, организуют полемику.
Интегратор- связывает различные моменты содержания дискуссии,
подводит промежуточные и окончательные итоги.
Протоколист - фиксирует все, что относится к решению проблемы, наблюдает за обсуждением, оценивает каждого участника дискуссии.
Хрономист- следит за временем.
Все остальные члены участвуют в дискуссии.
Ход занятия:
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Когда природе надоест
Давиться ядом и обидой,
Она заявит свой протест,
как это было с Атлантидой.
***
Мне кажется наука с ее трезвостью,
Умом и сединою в волосах
Копается в природе с наглой резвостью
Мальчишки ,что копается в часах.
И.Губерман
Вопросы классу:
1.О каких проблемах, связанных с отношениями человека к природе, говорится в четверостишиях?
2. Как соотносятся наука и природа в современном мире?
2.Версии.
Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Выразите их одной краткой фразой.
Информация к размышлению.
«Чтобы повелевать природой, необходимо повиноваться ей» (Ф.Бэкон)
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (И.С.Тургенев)
«В природе нет ни воздаяний, ни наказаний, а только последствия» (Р.Ингерсолл)
Беседа с классом по вопросам:
1 .Какие мысли о взаимодействии человека с природой отражены в каждом высказывании ? Какие последствия человеческой деятельности отражаются сегодня в природе? Является ли человек «царём природы»?
3.Актуализация знаний.
– Чтобы проверить версии, выполните задания в тетради из дополнительного источника.
– Сейчас вам предстоит поработать в группах.
1 группа – Какие экологические проблемы появились с переходом к индустриальному обществу? Насколько они глобальны? Как решались эти проблемы?
2 группа - Дайте собственный прогноз развития экологической ситуации на ближайшие годы. Какие факторы при этом вы учитываете? От каких условий будет зависеть ,сбудется этот прогноз или нет?
3 группа – Природа – это храм или мастерская? Могут ли быть другие альтернативы?
4.Планирование деятельности.
– Как вы думаете, что нам надо узнать?
Ключевыми словами фиксирует на доске план действий по решению проблемы:
Ученики формулируют план действий по решению проблемы.
Надо узнать:
1.Промышленность как угроза окружающей среде.
2.Общая плата за экологические ошибки.
3.Болезни нового века.
4.Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа?
5. Экология и бизнес.
5.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Класс работает в группах. Обсудите в группе задание, распределите работу и договоритесь, кто будет отвечать
– Давайте проверим, что у вас получилось
При проверке задания применяем алгоритм самооценки. Оценивается отметкой выступление представителя каждой группы, а словесной оценкой – работа всей команды.
Представители от групп по очереди рассказывают, как они выполнили задание.
Задания 1 группе
1.Какие экологические проблемы наиболее остры в современном мире?
2.В чем заключается принцип экологической ответственности и почему он важен в современном мире?
Задания 2 группе
1.Какие заболевания в 21 веке можно назвать глобальной угрозой существованию жизни на земле? Почему? Что вы знаете об этих заболеваниях?
Задания 3 группе
1.Какова роль государства в решении современных экологических проблем?
Разминку под названием «армрестлинг». Это упражнение служит хорошей мотивацией для изучения тем по переговорам, медиации, разрешению проблем, поиску интересов друг друга, а также для начала любой совместной работы.
Порядок проведения:
Всем встать в пары и взяться за руки.
Цель упражнения – заработать как можно больше баллов. Каждый участник, который сумел притянуть к своей ноге руку своего партнера, получает 1балл.
Для демонстрации можно вызвать кого-то из участников и продемонстрировать это, применяя явные усилия, чтобы притянуть руку партнера к своему бедру.
На выполнение упражнения отводится 15 секунд. Все начинают по сигналу.
После истечения времени остановить участников и попросить поднять руку тех, кто не набрал ни одного балла, кто набрал не более двух, 10 баллов, 30 баллов, более 30. Как правило, лишь некоторые участники смогли набрать большое количество баллов.
Попросить этих участников выйти вперед и показать, как они смогли это сделать. Выяснится, что они смогли это сделать лишь потому, что не противодействовали, а помогали друг другу быстро двигать рукой. Участники, сопротивлявшиеся друг другу, не заработали ни одного балла.
Вывод: упражнение показало, как важно думать об интересе другого, как важно работать вместе для получения желаемого результат.
6.Формирование стратегии поведения.
Ролевая игра «Ваше мнение»
Можно ли решить экологические проблемы? Какие трудности в решении глобальных экологических проблем?
7.Выражение решения проблемы.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
8. Рефлексия. Коллективное творчество.
Учитель возвращается к эпиграфу, просит прочитать его.
Вопрос: Как вы думаете, именно эти слова я предложила в качестве эпиграфа?
Можно ли их исправить в одиночку?
Я предлагаю вам создать общее полотно под названием “Сердечная дружба”. Вашему вниманию предлагается набросок, выполненный на фоне. Описание картины я буду читать. Задача каждого выходящего к доске – нарисовать то, что он слышит в описании картины.
Сердечная дружба
1. Жила была одна девочка по имени Сердце. Она была необычайной красоты: глубокого синего цвета глаза, небольшой аккуратный носик и нежные чувственные губы.
2. Сердце была мила, словно ангел, от этого у нее с рождения были крылья.
3. Однажды ей захотелось быть по особенному красивой и она решила надеть свою самую пышную юбочку.
4. В тот день она вышла на чистую, свежую полянку, и увидела неподалёку юношу.
5. Она подошла к нему поближе и увидела на его голове корону: юноша оказался принцем из соседнего королевства.
6. Ему настолько понравилась Сердце, что он сорвал для неё самый прекрасный цветок на поляне.
7. Она ответила ему взаимностью и у него за спиной выросли крылья от счастья.
8. Они взялись за руки и жили потом долго и счастливо.
Давайте поаплодируем друг другу и нашему совместному творчеству. Напишите в своих маршрутных картах, о чем была история.
Подведение итогов урока, выставление оценок, выводы по уроку, заключительное слово учителя.
Как это страшно – умиранье рода
Всех поголовно, всех до одного.
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут. И падут растенья,
И зверь не обойдет своей беды.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты, требует, защиты,
Она спасенья просит у людей.
9.Домашнее задание.
1.Ответить письменно на вопрос : Почему общество и природа не могут существовать в гармонии друг с другом?
2. Прочитать параграф 2 .
3.Составить волшебные заповеди или обращение к потомкам.
Приложение.
Учащимся было дано опережающее задание: составить обращение потомкам, которое бы содержало правила бережного отношения к окружающему миру. Итогом выполнения такого задания стали волшебные заповеди.
Волшебные заповеди или обращение к потомкам.
Люди помните, что Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик .Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от нас.
Мы, обращаясь к потомкам, заявляем:
1.Мы хотим сделать все, чтобы не загрязнять воздух, ведь без чистого воздуха человек не сможет выжить.
2.Мы хотим сделать все, чтобы вода оставалась чистой, ведь вода – это источник жизни.
3.Мы хотим сделать все, чтобы сохранить ландшафт и уберечь от разрушения почву, ведь все это связано с красотой и здоровьем людей.
4.Мы хотим сделать все, чтобы сохранить многообразие растительного мира, ведь без растений человек не сможет насладиться всей окружающей красотой.
5. Мы хотим сделать все, чтобы защищать животных, ведь они наши меньшие братья.
6.Мы хотим сделать все, чтобы поддерживать выращивание и продажу полезных для здоровья продуктов питания, ведь мы за здоровую нацию.
7.Мы хотим сделать все, чтобы было как меньше отходов, ведь они загрязняют нашу планету.
8.Мы хотим сделать все, чтобы стать потребителями с разумным отношением к окружающей среде, так как мы хотим оставить эту красоту последующим поколениям.
Люди, берегите Землю!
В качестве определения нравственной позиции каждого учащегося было предложено выполнения задания в виде тестов «Познай людей и самого себя», связанного с темой пресс – конференции.( как поведет себя человек оставшись один на один со своей совестью в той или иной ситуации)
Познай людей и самого себя.
Подберите подходящий для вас вариант действий в следующих ситуациях:
А) если бы я увидел, что мучают животное, то:
1 – вмешался бы и постарался прекратить издевательство
2 – прошел бы мимо
3 – принял бы участие
Б) если бы я стал свидетелем залпового сброса нечистот в реку, то:
1 – не принял бы близко к сердцу
2 – позвонил бы в прокуратуру, в редакцию газеты, на телевидение
3 – написал бы гневное письмо директору предприятия
В) если бы мне предложили принять участие в посадке деревьев, то:
1 – участвовал бы с удовольствием
2 – участвовал, если бы другие пошли
3 – постарался бы уклониться
Г) если бы представилась возможность безнаказанно руками выловить любое количество рыбы, идущей на нерест, то:
1 – поймал бы столько, сколько смог унести
2 – полюбовался бы рыбой, которая исполняет свой долг перед природой, потомством
3 – позвал бы друзей, родных и постарался бы поймать как можно больше
4 – поймал бы пару рыбин на уху.
Теперь посмотрите выбранные вами ответы и подумайте о том, что может произойти, если все люди в природе будут вести себя именно так, как вы. Что произойдет с природой, если все выберут из этого вопросника следующие варианты ответов: а -3; в – 1; в – 3; г – 1 или г - 3
15