Дидактические материалы по русскому языку для уроков развития речи в 8-9 классах
Дидактические материалы на уроках развития речи в 8-9 классах.
Для самостоятельной работы:
Вариант 1
Выпишите из текста примеры образных средств: а) риторических вопросов б) эпитетов в) инверсии г) парцелляции д) повторов е) рядов однородных членов
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?
Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда пошел я на Красную площадь. Послушать, как бьют часы. Хотелось потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно – как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах?
Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
(по В.М.Пескову)
Определите стиль и тип речи данного текста, озаглавьте его.
Напишите небольшое сочинение по данному тексту в форме рассуждения, используя следующий опорный план:
1) Вступление (1-2 предложения, подводящие к раскрытию темы).
2) Основная тема и идея текста(1-2 предложения).
3) Как автор раскрывает идею текста на примере размышлений героя? (3-5 предложений – комментарий к тексту).
4) Выразите свое отношение к идее текста. Бывали ли вы в Москве? Какое впечатление произвел Кремль на вас? (4-6 предложений).
5) Какое место в России является для вас наиболее значимым и почему? (4-5 предложений).
6) Сделайте общий вывод из написанного (1-2 предложения).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант 2
Выпишите из текста примеры образных средств: а) фразеологизмов б) эпитетов в) инверсии г) парцелляции д) повторов е) рядов однородных членов
Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. И нельзя медлить.
Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
(по В.М.Пескову)
Определите стиль и тип речи данного текста. Напишите небольшое сочинение по данному тексту в форме рассуждения, используя следующий опорный план:
1) Вступление (1-2 предложения, подводящие к раскрытию темы).
2) Основная тема и идея текста(1-2 предложения).
3) Как автор раскрывает идею текста на примере размышлений героя? (3-5 предложений – комментарий к тексту).
4) Выразите свое отношение к идее текста. Бывали ли вы в Москве на Красной площади? Какое впечатление произвел на вас собор Василия Блаженного? (4-6 предложений).
5) Для чего, по-вашему, необходимо сохранять древние памятники культуры? Аргументируйте свою точку зрения. (4-5 предложений).
6) Сделайте общий вывод из написанного (1-2 предложения).
Для индивидуальной или фронтальной работы
Задания к микротекстам (удобно использовать на уроках)
1.Какие из средств выразительности встречаются в тексте №1?
№1.Сколько за день было на небе тяжелых синих облаков и темных дождевых, сколько раз принимался дождь и опять сияло солнце? Но вот солнце чистое село. Все улеглось, все прошло: и дождь, и солнце, и слезы, и радость бабьего лета.
1) эпитеты 2) сравнение 3) олицетворение 4) инверсия
2. Какое средство выразительности является ведущим для текста №1?
1) развернутая метафора 2) антитеза 3) перифраз 4) градация
3. В каком предложении текста №2 заключена его основная мысль?
№2. (1) Можем ли мы говорить о звучании того или иного слова, о красоте его и благозвучии в отрыве от смысла?
(2)Возьмем, к примеру, слово АМУР.(3) По-французски оно означает «любовь», а по-русски этим именем называли только крылатого бога любви. (4)У нас оно отдает литературой, 18м веком и звучит несколько слащаво и архаично, а иногда даже насмешливо: «дела амурные».
(5)Зато совсем иным кажется нам то же слово АМУР, когда оно относится к могучей полноводной сибирской реке.(6) В названии реки нет ничего слащавого и кокетливого. (7)Оно сурово и величаво. (8)В нем есть нечто азиатское, монгольское
(9)Так неразрывно связано звучание слова с его значением.
1) 1; 2) 5; 3) 8; 4) 9
4. Определить стиль и тип речи текста №2 из предыдущего задания.
1) разговорный стиль; повествование
2) публицистический стиль; рассуждение
3) художественный стиль; описание
4) разговорный стиль; рассуждение
5.Как изменится предложение 4 текста №2, если слово ОТДАЕТ заменить словом НАПОМИНАЕТ (литературу)?
1) изменится пунктуация в предложении; 2) изменится стилевая окраска предложения; 3) предложение не изменится; 4) изменится смысл предложения
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
15