Раздаточный материал для уроков немецкого языка для обучающихся средней школы


Подготовила:
учитель немецкого языка
Шавронская Е.А
Горловская ОШ №12
с углублённым изучением
отдельных предметов
Лексические схемы на уроках немецкого языка.
В работе с детьми 1-3 классов можно использовать наглядные средства для обучения лексике, в частности, - лексические карточки: в клеточки прямоугольника вписаны слова; как правило, рядом с ними помещены соответствующие картинки. В четвертой клеточке сделан кармашек, в который вложен лист бумаги, закрывающий написанное слово.
Вот пример такого прямоугольника:
BleistiftAktentascheFarbe?
Он используется для фронтальной работы. Учитель помещает прямоугольник на доску и предлагает ребятам поиграть, найти слово, которое можно поместить в четвертую клетку. Учащиеся ищут слово на отдельных карточках.
Этот прием используется на начальном и среднем этапах обучения для закрепления лексики и контроля ее усвоения. При этом формы деятельности могут быть различными: индивидуальная (прямоугольники используются для самоконтроля), парная(контроль усвоения лексики осуществляется в режиме Р1-Р2), групповая(в группах работают ученики с различным уровнем успеваемости, сильный учащийся выполняет роль консультанта) и фронтальная.
Еще один пример:
tanzenspielensingen?
Учитель просит учащихся найти слово, написанное в четвертой клетке и сравнить слова в первой и второй клетках.
Когда учащиеся овладевают достаточным запасом лексики, на основе угаданного слова они составляют небольшие высказывания. Данный прием возможен на различных этапах урока. В начале урока он служит хорошей опорой для проведения лексической зарядки. Можно использовать этот прием работы для создания игровой ситуации: «Догадайтесь, какое слово написано в четвертой клетке прямоугольника, и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке». Иногда мы предлагаем несколько прямоугольников, в которых нужно выбрать те слова, которые соответствуют теме урока. Данный прием работы играет свою положительную роль в повышении уровня усвоения лексики учащихся. Дети воспринимают его как игру. В игре же они легко и прочно усваивают необходимые знания.
Игра 1
Цель игры: развитие внимания, повторение лексики.
Ход игры: на столе разложены предметы, названия которых ученики знают по-немецки (газета, журнал, книга, ручка и др.) Ученик, вышедший к столу, рассматривает одну – две минуты предметы, затем отворачивается. Учитель убирает один из предметов и задает вопрос ученику: Was fehlt hier? Ученик должен назвать отсутствующий предмет по-немецки.
Игра 2
Цель игры: развитие памяти, внимания, повторения лексики.
Ход игры: на доске написаны несколько предложений.
Ученики повторяют эти предложения вслух за учителем. После каждого повтора стирается одно слово, и так пока доска не останется пустой. Ученик (и) должен повторить предложения.
3. Игра «Правое место от меня»Учащиеся сидят в кругу, один стул пустой. Игрок, справа от которого стоит этот стул, говорит: -Mein rechter, rechter Platz ist leer. Ich rufe mir Anja her.Тот, кого вызвали, садится на стул и выполняет задание ведущего. Здесь могут быть задания любой направленности: ответы на вопросы, высказывание мнения, лексический и грамматический материал
4. Игра «Память»В этой игре тренируется не только лексический материал, но и грамматический.Парные карточки, на одной - значение слова, на другой - соответствующая картинка, выкладываются рядами на стол лицевой частью вниз. Первый игрок переворачивает пару карточек, проговаривает слова. Если карточки оказались непарными, то их переворачивают снова, и ход переходит другому игроку. Если карточки совпали, то игрок имеет право на дополнительный ход. Побеждает игрок, набравший больше карточек. У него лучшая память.Грамматический вариант игры:Настоящее время – будущее время на лексическом материале темы «Auf dem Lande» 7 класс.

5. Игра «Домино»Самый лучший вариант, если учащиеся сами изготовят домино из картона. Принцип игры – сопоставление картинки со словом. Можно сопоставлять не только существительные с соответствующими картинками, но и формы глагола, например, Infinitiv – Partizip II, Infinitiv – Präteritum.6. Игра «Тримино»Игроки распределяют между собой карточки, на которых написаны прилагательные в разных степенях сравнения. Первый игрок хочет собрать три формы прилагательного schön и обращается к соседу с вопросом:- Hast du die Karte mit “schöner”?- Ja.- Gib mir bitte.Если у соседа нет нужной карточки (обманывать нельзя), то ход переходит другому игроку. Выигрывает тот, кто собрал больше тройных карточек. В этой игре тренируются не только степени сравнения, но и повелительное наклонение, соблюдение этикетных норм. Можно в обращениях использовать фразы: - Schade, … Es tut mir leid, .. Danke. Bitte.Эта игра адаптируется на три формы глагола.Страноведческий материал также хорошо закрепляется в этой игре, только на карточках будут изображены достопримечательности, реки, горы и т.д.7. Игра «Я вижу то, что ты не видишь» («Ich sehe das, was du nicht siehst»)Для этой игры нужен плакат, коллаж с множеством различных предметов в ярком исполнении. Учащийся загадывает предмет с плаката, другие должны отгадать. Они задают вопросы, касающиеся формы, цвета, размера, принадлежности этого предмета. Игрок отвечает односложно Ja/Nein.Вместо коллажа можно использовать наголовники с картинкой конкретного предмета. Только теперь предмет видят все, а отгадывает игрок с головным убором
8. Игра «Бинго»При изучении чисел учащимся предлагается нарисовать поле из девяти клеток и записать в них любые цифры от 1 до 15. можно взять другой диапазон. Учитель произносит числа вразнобой. Учащиеся зачеркивают услышанное число. Кто первый зачеркнул все числа, говорит «Бинго» и игра прекращается. Учащийся зачитывает свои цифры вслух, чтобы доказать, что он все правильно сделал. По аналогии числового бинго проводится буквенное бинго.