«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством применения игровых технологий и ИКТ».
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством применения игровых технологий и ИКТ».
2013г.
Содержание
1.Актуальность работы
2.Цель работы
3. Задачи обучения иностранным языкам посредством ИКТ
4.Информационные технологии обучения в зависимости от классификации типов уроков.
5. «Плюсы» и «минусы» информационных технологий в образовательном процессе.
6.Использование игровых технологий в обучении английскому языку.
7.Использование игровых технологий ,ИКТ и Интернет-ресурсов во внеклассной работе.
8.Результативность работы учителя.
9.Заключение.
Актуальность работы
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся, их подготовка к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Появление и применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. И педагоги и обучающиеся получили возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества и огромного желания изучения любого школьного предмета, в том числе и иностранного языка. На сегодняшний день информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. ИКТ на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Цель и задачи работы
Цель работы –способствовать развитию мотивации учебной деятельности учащихся и активизации их познавательной деятельности посредством применения игровых технологий и ИКТ.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач: • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
• совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов; • совершенствовать умения письменной речи, пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества; • знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Таким образом, содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а впоследствии сказывается на общем развитии учащихся.
Информационные технологии обучения в зависимости от классификации типов уроков
Урок введения нового материала.
В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы.
Урок обобщения и закрепления изученного материала.
Для подготовки к выступлениям на завершающем этапе, выполнения презентаций предназначены программа PowerPoint, видеоролики, флеш-анимация.
Презентация - целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала. Раньше я давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по страноведческой тематике. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, учащиеся отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Выявляются наиболее актуальные проблемы при обсуждении, представляющие взаимный интерес.
Урок – проект.
Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у учащихся познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашей школе. Теперь же, когда результаты этой деятельности чаще всего представляются в виде презентаций, она стала еще привлекательнее для школьников. Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры или презентации). Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала. Для меня, как учителя, такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разных возрастов. Пользуясь своим личным опытом, могу сказать, что такая организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку выразиться, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку.
«Плюсы» и «минусы» информационных технологий в образовательном процессе
Информационные технологии помогают:
• улучшить эффективность и качество образования,
• ориентироваться на современные цели обучения,
• повысить мотивацию учащихся к обучению,
• использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности,
• учитывать страноведческий аспект,
• сделать занятия запоминающимися и эмоциональными,
• реализовать индивидуальный подход,
• усилить самостоятельность школьников,
• повысить качество наглядности,
• облегчить труд учителя.
• излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников,
• находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса,
• экономить время для речевой практики,
• организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников,
• заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний.
Электронные учебные пособия помогают ученикам
• развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты, • самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал,
• приобрести навыки работы с компьютером,
• основательно подготовиться к ЕГЭ.
Факторы, влияющие отрицательно на успех процесса:
• недостаточная степень оборудования школы,
• недостаточное количество ЦОР(цифровые образовательные
ресурсы ),
• многие ученики не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом,
• многие учителя не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом,
• большинство учеников имеют доступ в Интернет только в школе,
• многие учителя имеют доступ в Интернет только в школе.
Использование игровых технологий в обучении
английскому языку
Цели игры
Мотивационно-стимулирующая. Нелегко задать мотив на уроке. В процессе игры побудительный фон заложен в самом сценарии, а ситуация и роль диктуют линию поведения учащихся.
Обучающая. Деятельность на уроке одновременно игровая и учебная. Это тренировка или контроль всех видов речевой деятельности (устная речь, чтение, аудирование, письмо).
Воспитательная. Игра помогает сплотить детский коллектив, устранить такие факторы как страх, неуверенность в себе, скованность. Игра способствует воспитанию добродушия, требовательности.
Развивающая. Игра помогает развивать навыки всех видов речевой деятельности на уроках иностранного языка, а также развивает речевую, слуховую, зрительную и двигательную деятельность детей. Игра знакомит с техникой театра, умением владеть жестами, речью, телом.
Виды игрПриспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как домино или лото, и шарады, загадки, конкурсы.
Сюжетно- ролевые игры, когда ученик воображает себя, к примеру, водителем автобуса или пассажиром, гидом или туристом, родителем или ребенком, а все присутствуют на импровизированном спектакле.
Это и игра по заранее установленным правилам, где между играющими происходит в том или ином виде соревнование.
Это и специфически лингвистические игры(грамматические игры, лексические игры, фонетические игры, орфографические игры).
Дидактические игры как форма обучения иностранному языку используется и на занятиях , и в самостоятельной жизни учеников. Их особенность состоит в том , что усвоение детьми языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание у них непроизвольны.
Подвижные игры детей создают благоприятную почву для развития их двигательной активности, укрепления здоровья, способствуют решению определенных учебно- воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку.
Ролевая игра относится к виду творческих игр. Проводящаяся на иностранном языке, она дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развить образную, выразительную речь ребенка
Театрализация на уроке
Это один из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком. Он активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс интересным.
Использование игровых технологий ,ИКТ и Интернет-ресурсов во внеклассной работеВнеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний позволяет более активно осваивать культуру своей страны.Во внеклассной работе мною широко используются ресурсы глобальной сети Интернет.
Всемирная паутина является:
• источником информации для учеников в ходе подготовки того или иного проекта или мероприятия,
• помощником в обмене опытом с коллегами (методические разработки опубликованы на сайте http://festival.1september.ru, разработки коллег помогают более эффективно выстроить внеклассную работу по английскому языку), • источником идей и вдохновения.
Во внеклассной работе используются :
мультимедийные презентации
видеоклипы
музыкальные композиции
документальные хроники
документальные фильмы
художественные фильмы
театральные постановки
игры и конкурсы
танцевальные постановки
Результативность работы учителя
Использование ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. Таким образом, ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к изучению языка, учащиеся имеют возможность в яркой, интересной форме познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, а также проверить свои умения и навыки в интерактивной деятельности. На мой взгляд, использование ИКТ на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.
Заключение
В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от знания центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.