Тех.карта урока по русскому языку на тему Упражнение в написании слов с Ь

Позднякова Зинаида Евгеньевна,
учитель начальных классов Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
г. Мичуринска Тамбовской области

Тип урока:
 Урок отработки умений и рефлексии

Авторы УМК:
 УМК «Перспектива». Русский язык, авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина

Цель и задачи урока:
 Цель: создание условий для формирования навыков правописания слов с ь.
Задачи:
Образовательная –формировать у учащихся умение писать слова с мягким знаком; определить правило правописания Ь; научиться пользоваться алгоритмом по написанию Ь; на основе изученных правил решать практические задачи.
Развивающая – развивать познавательный интерес, вырабатывать умение рассуждать, анализировать;
Воспитательная - развивать культуру общения и поведения.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
 Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.
Предметные результаты:
- определение качественной характеристики согласного звука;
- применение знаний фонетического материала при использовании правил правописания;
- установление соотношения звукового и буквенного состава слова;
- применение правил переноса слов с мягким знаком в середине слова.


Оборудование:
 проектор, компьютер, учебник «Русский язык» для 2 класса, авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, цветные карточки.

Образовательные ресурсы:
 Презентация


Урок русского языка во 2 классе
«Упражнение в написании слов с ь на конце и в середине слова»
Ход урока:

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД

I. Орг. момент
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.





II. Актуализация знаний учащихся
Цель: повторение изученного материала.










III. Постановка учебной задачи.
Цель: определение вопросов для исследования.




IV. «Открытие нового знания»
Цель: решение устной задачи и обсуждение её решения.











V. Первичное закрепление.
Цель: закрепить полученные сведения при коллективном выполнении задания



VI. Самостоятельная работа.







VII . Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: решение задач на повторение и закрепление изученного материала.



































































































VIII. Итог урока. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.










Проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки,
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И не досуг дуть
На корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок ну очень важный!
Слайд . На слайде рисунки:
гусь, конь, коньки, пальто
- Назовите слова с ь на конце слова.
- А теперь слова с ь в середине слова.
- Что мы знаем о ь, который стоит на конце и в середине слова?
- Приведите свои примеры слов.
- Напишите слова с ь на конце и в середине слова в 2 столбика:
Проверка выполнения работы.
- Где может стоять ь в словах?
- Что он обозначает?
- А как переносить слова с ь в середине слова? Слайд. Примеры переноса слов с ь в середине слова.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Слайд.


- Какие задачи мы должны решить на сегодняшнем уроке?

- Что для этого нужно?
Слайды. Фрагменты сказки «12 месяцев» С.Маршака.
- Узнайте сказку.
- Как называется сказка?
- Кто её автор?
- Назовите главных героев сказки.
- О чем эта сказка?
- Назовите эти 12 месяцев.
- А теперь назовите месяцы, в которых есть ь на конце слова.
- А какие из них зимние месяцы?
- Запишите названия зимних месяцев в тетрадях, разделите их для переноса.
- Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы и мягкие согласные.
Закройте глазки, откройте, посмотрите направо, вперед, назад.
- Что вы заметили необычного на стенах нашего класса?
- Что на них написано? Прочитайте их.

- Что их объединяет?
- Какой месяц сейчас?

Прочитайте пословицы и приметы о декабре. Как вы их понимаете?
Слайд. (Декабрь, зиму, начинает, кончает, год).
- Составьте из слов пословицу, запишите ее в тетрадь, вставив пропущенные буквы; поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы.
Проверка выполненной работы.
- Какие ещё пословицы о зиме вы знаете?







Словарная работа.
- А сейчас отгадайте загадки.
а. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
б. Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал, а проснувшись, стал реветь, этот зверь лесной? (медведь) Слайд.
- Что вы знаете интересного о медведе?
- Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.
Слово медведь образовалось в русском языке из двух слов: мед и ведать.
Слово ведать – обозначает когда – то есть, пробовать.
Какое слово поможет нам запомнить, какую гласную букву нужно писать в слове медведь? (мед)
- Какие слова называются родственными или однокоренными?
- Какой корень в слове медведь?
Подберите родственные слова к слову медведь. Запишите их.
- Что интересного вы заметили в корне?

- А теперь сделайте устный фонетический разбор этих слов. Слайд с памяткой.
- В каком слове звуков меньше чем букв? Почему?
Работа по учебнику.
- А сейчас откройте учебник на 92 странице. Прочитайте задание к упражнению №160.
- Какие слова вставим в предложения?
- Спишите предложение о медведе. Подчеркните орфограммы и главные члены.
- Продолжим разговор о медведе.
- Какое животное медведь? Почему?
- Медведь – герой многих русских народных сказок.
- Каким медведь изображен в сказах?
- На самом деле медведь, ловкое и быстрое животное.
Иногда слово медведь применяют по отношению к человеку.
- Какого человека называют медведем?

- Когда так говорят: «медведь на ухо наступил»? (
- Что такое «медвежья услуга»?


Физ. минутка
- А сейчас мы отдохнем, и я посмотрю, кто из вас наиболее внимательный.
Я буду называть слова: если в середине слова надо писать ь – вы должны встать; на конце хлопаете в ладоши, а если в слове не должен писаться ь – вы сидите молча.
Коньки, лиса, конь, угольки, лесник, пень, мальчик, мамочка, осень, апельсин, дочка, олень, рысь.
Творческая работа
- Ребята, какие виды текстов вы знаете?

- Какой вопрос можно поставить к тексту повествованию, описанию, рассуждению?
- Перед каждым из вас на столах лежат по 2 карточки с текстами. Прочитайте их.
Определите тип первого текста, второго.
А теперь девочки списывают текст – описание, а мальчики – повествование. При списывании вставьте пропущенные слова.
Медведь.
Медведь – ловкий, умный зверь. У него толстые лапы, длинная шерсть, сам очень большой. Когда он убегает от врага, догнать его бывает очень трудно.
Медведь.
Осенью Оля и Игорь собирали в лесу ягоды. Вдруг из кустов вышел медведь. Пчелы кружились и жалили медведя. Лесной разбойник разорил пчельник. Дети убежали.
Проверка. Слайды.
- А сейчас вы должны показать свои знания. У вас есть зеленые и красные карточки. Если я назову слово, в котором есть ь – зеленая карточка, а если ь нет – красная. (осень, рыбак, тетрадь, телефон, сеть, доска, гнездо, мельница, соль)
Слайд.
(Снегирь, мальчик, апельсин, лось.)
- Что же такое ь?
- Для чего он служит?

Приведите примеры слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
- Над какой темой урока мы работали?
Слайд с темой урока.
- Выполнили ли мы поставленные задачи?
- О чём узнали сверх поставленных задач?
- Проанализируйте свою работу на уроке.
- Закончить сегодняшний урок я хочу стихотворением.
Мягкий знак – хитрый знак, не назвать его никак.
Он не произносится, но в слово часто просится.
Без него не написать 30, 20, 10, 5.
Вместо «шесть» получим шест, вместо «есть» напишем ест.
Станут пенками «пеньки», уголками – «угольки».
Вот что может получиться, если будем забывать мягкий знак в словах писать.
- Помните об этом и не допускайте ошибок.
- Вы сегодня все хорошо поработали. А отметки вы получите, когда я проверю ваши работы.
Выполняют самооценку готовности к уроку, настраиваются на предстоящую работу.










Ответы детей.

Обозначает мягкость согласного звука






При переносе ь не отделяется от предыдущей согласной
Дети приводят примеры.
Формулируют тему урока. Планируют собственную деятельность на уроке. (Слова с ь).

Научиться писать слова с ь.
Научиться правильно переносить слова с ь в середине слова.
Думать, рассуждать, выполнять упражнения.


12 месяцев.
С. Маршак.
Падчерица и 12 месяцев.

Ответы детей.



Декабрь, январь, февраль.

Ученики работают в тетрадях, один ученик – у доски.
На стенах плакаты.

Поговорки, пословицы, приметы.
Дети читают по 1 пословице.
Они все о зиме.
Декабрь – это первый зимний месяц.
Ответы детей.










Больше снега – больше хлеба
Декабрь снежный и холодный – будет год плодородный
Сильно блестят зимою звезды – к морозу.
Сухой декабрь обещает сухую весну и лето.
Теплый декабрь – к затяжной зиме и поздней холодной весне.








Медведь зимой спит в берлоге.















Близкие по смыслу, имеющие общий корень.
Ученик работает у доски.

Медведь, медведица, медвежата.
Произошло чередование д-ж в корне слова.
1 р. – 1-е слово
2 р. – 2-е слово
3 р. – 3-е слово
В слове медведь, потому что в нём есть ь, который не имеет звука.




медведь, гуси, белка



Дикое.


Глуповатый, неуклюжий, косолапый.




Неуклюжего, неповоротливого, неловкого.
Когда у человека отсутствует музыкальный слух.
Неумелая услуга, приносящая вместо пользы – вред.












Описание, повествование, рассуждение.
Что произошло? Какой? какая? Почему?




Самостоятельная работа учащихся.

























Это буква.
Для обозначения мягкости согласных
Ответы детей.





О медведе.
Фразеологизмы со словом медведь.
Ученики анализируют свою работу, дают оценку.
Мне было. Я понял. Мы ра-ботали.
Я узнал. Самое трудное зада-ние.
Мне бы хотелось. Я решил.








Личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.








КоммуникативныеУУД:
ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии.


Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу.














Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
- установление причинно-следственных связей.






Регулятивные УУД:
-контроль и оценивание своих действий при работе с наглядно-образным материалом.


Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков
Коммуникативные УУД:
- умение договариваться, приходить к общему решению.

Регулятивные УУД:
-контроль и оценивание своих действий при работе с наглядно-образным материалом.
Коммуникативные УУД:
-формулировка собственного мнения и позиции;
- построение сообщения в соответствии с учебной задачей.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации в дополнительных источниках.





Коммуникативные УУД:
-формулировка собственного мнения и позиции;
- построение сообщения в соответствии с учебной задачей


Личностные УУД:
-представление о причинах успеха в учебе.
Регулятивные УУД:
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат
своих действий;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-строить устные высказывания.








Коммуникативные УУД:
-формулировка собственного мнения и позиции;
- построение сообщения в соответствии с учебной задачей


Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу.





























Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД:
-формулировка собственного мнения и позиции.


































Коммуникативные УУД:
-формулировка собственного мнения и позиции;
- построение сообщения в соответствии с учебной задачей


Личностные УУД:
-представление о причинах успеха в учебе.




15