Шипящие согласные ч, щ. Упражнение в написании слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
«Шипящие согласные ч, щ. Упражнение в написании слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу »
Подготовила учитель начальных классов Бут Татьяна Ивановна
Тема урока: Шипящие согласные ч, щ. Упражнение в написании слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу
Дидактическая цель урока: уточнение представлений учащихся о мягких звуках [ч’], [щ’]; формирование умения правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.
Задачи: Содействовать формированию УУД:
Личностные УУД - формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности; знание основных моральных норм поведения
Регулятивные УУД- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Познавательные УУД- развивать умение различать согласные шипящие звуки ч и щ и правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.
Коммуникативные УУД- формировать собственное мнение и позицию, работать в паре, группе.
Оборудование: тест, инд. карточки, электронная таблица, презентация, словарные слова, зрительные меткиХод урока
Организация класса.
Девиз урока: Грамоте учиться –всегда пригодится
Проверка домашнего задания
Работа с карточками «Исправь в словах ошибки»
Как напишешь ЖИ и ШИ?
Мне уверенно скажи и ошибку укажи!
Пришла зима. На небе снежная туч.... Пушыстый снежок покрыл землю. Малышы играют в снежки. Петя принёс лыжы.Словарно-орфографическая работа.
– Сегодня вы познакомитесь с двумя новыми словарными словами. Какие это слова, вы догадайтесь сами.

– Какие это слова? (Карандаш, сторож.)
– Напишите эти слова. Звуковое строение слов
– Запомните написание этих слов.
Это интересно
Слово карандаш образовано от тюркского «караташ» – «сланец», «графит» (кара – «черный» и таш – «камень»). Свой путь карандаш начинает от графитовых и сланцевых палочек, служивших для письма.
Но прошло очень много времени, прежде чем люди научились делать для карандаша «деревянную рубашку» и карандаш стал иметь тот вид, к которому мы привыкли.
– Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько карандашей, запишите его. (Карандаши.)
– Какую орфограмму вы вспомнили, записывая это слово?
– Что означает слово сторож?
– Кого еще, кроме человека, называют сторожем? Почему?
– Чем занимается сторож? (Сторожит.)
– Запишите это слово и подчеркните орфограмму. Придумайте с этими словами предложения.
II. Работа над темой.
1. – Отгадайте, какой предмет может о себе так сказать.
Люблю я, подбоченясь, забраться на поднос:
То кланяюсь учтиво, то задираю нос. (Чайник.)
– Запишите отгадку. Что можете сказать о написании этого слова? (Сочетания ча-ща пишут только с буквой а.)
– С какой буквой не дружат ч и щ? Почему? (С буквой я. Потому, что никогда с ней не пишутся.)
– А еще с какой буквой не дружат ч и щ? Почему? (С буквой ю. Потому, что никогда с ней не пишутся.)– Подумайте и скажите, как будет называться тема нашего урока? (Слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.)
Работа с электронной таблицей.
ФизкультминутккаIII. Работа с учебником.
Упражнение 168, с. 88 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Игра «Исправь ошибки»– работа в группах
Что заметили? Исправьте ошибки и объясните написание слов.
Работа с тестом «Сочетания жи, ши, ча,ща, чу, щу, чк, чн, щн»
стр 55 (Е.М. Тихомирова «Тесты по русскому языку» Издательство «Экзамен» Москва, 2012)
IV. Итог урока.
– Запомнить стихи.
В сочетанья ЩА и ЧА
В словах: пиЩА и свеЧА,
КуЧА, гуЩА, каланЧА,
ТуЧА, роЩА, саранЧА,
ЧАЩА, даЧА и пеЧАть –
Нужно букву А писать.
Плавником бьет Чудо-ЩУка:
«Буква У нужна! А ну-ка!»
И шумит лесная ЧАЩА:
«В правило смотри поЧАще,
Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!»
Домашнее задание: упражнение 169, с. 88.