Сложение и вычитание смешанных чисел


Пояснительная записка


Место урока в учебном плане: Тема «Координатная плоскость» рассматриваются в разделе «Координаты на плоскости». Эта тема в разделе третья, после «Перпендикулярные прямые», «Параллельные прямые» и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и практикой. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по математике.
Данный урок ориентирован на учащихся 6-го общеобразовательного класса, работающих по  учебнику «Математика 6». Авторы: Н.Виленкин, В. Жохов, А.Чесноков, С. Шварцбурд. Объяснение по теме  "Координатная плоскость" проходит с помощью электронно образовательных ресурсов и при помощи мультимедийной презентации, что  позволяет сэкономить время, которое тратит учитель на выполнение построений на доске. Главную роль в построении выполняет компьютер, это привлекает внимание  учащихся и у них возникает интерес к происходящему. Презентация выполнена с помощью  красочных иллюстраций, анимаций и звуковых эффектов.
 Разминка.  Данный вид опроса хорошо знаком ученикам.  Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются длинных публичных ответов. Данный прием проводится на этапе проверки домашнего задания, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос. Устная разминка проводится в начале урока перед объяснением новой темы,  она включает не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.
Мотивационный материал. Целью представления этого материала было раскрытие его значимости изучения, привлечение внимание учащихся, пробуждение их интереса, желания узнать, понять, применить. Роль учителя выполняла ученица. Частичное использование метода диалогических сочетаний позволило представить материал в доступной форме и организовать работу в форме диалога, в котором учащиеся дополняли друг друга, тем самым, реализовывая образовательную задачу урока.
Исторический материал. Исторический материал на данном уроке призван повысить уровень грамотности, расширять знания, кругозор учащихся. Это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся. Историческое отступление на уроке, помогло ученикам осознать важность данной темы для изучения, побудило желание самостоятельно выбрать неизвестные им факты истории, связанные с математическим открытием, в данном случае  понятия «Координатная плоскость»   


Цель урока:
создать условия для прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для решения задач на координатной плоскости; формировать умение строить в координатной плоскости точки по заданным координатам и определять координаты заданной точки; развивать познавательный интерес к математике.

Задачи:
- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) научить учащихся определять координаты заданной точки и строить точки по заданным координатам.
- развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение пользоваться полученной информацией; формировать коммуникативную компетенцию учащихся, а также контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) формировать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать ответственность и аккуратность; участвовать в коллективном обсуждении при этом учиться умению осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран, компьютеры для каждого учащегося.









Этап урока
Время
(мин.)


1.
Организационный момент.
1

2.
Повторение. Подготовка к изучению нового материала.
7

3.
Актуализация темы и мотивация.
7

4.
Изучение нового материала.
5

5.
Практическая часть. Выполнение задания на построение.
7

6.
Время расслабления.
3

7.
Практическая часть. Тренировочное задание на ПК.
10


ИТОГО
40


Перемена


8.
Практическая часть. Интерактивная игра.
15

9.
Практическая работа. Закрепление.
7

10
Время расслабления.
3

11
Контроль знаний. Тестирование.
7

12
Рефлексия.
4

13
Выставление отметок.
2

14
Задание домашней работы.
2


ИТОГО
40

План




















































1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята.
И вот опять звенит звонок –
Мы начинаем наш урок
Узнаем новые слова,
Применим термины в дела
Координаты изучать,
Их строить и определять
Не будем медлить и начнём
Работать этим добрым днём

Откройте ваши тетради. Запишите дату и тему нашего урока «Координатная плоскость».


2. Повторение.
Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Однажды польский писатель Станислав Лем сказал, что для того, чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать. Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке. и чему научились? Спросите друг друга об этом.
    (Разминка. Ребята с первого ряда задают вопрос тем, кто сидит на втором ряду и т.д.  Повторяется материал по темам «Перпендикулярные прямые» и «Параллельные прямые»).  


3. Актуализация темы и мотивация.

Учитель: Задача: определите координаты точек A, B и С. Ребята легко находят координаты точек А, В, а вот координаты точки С не могут найти. У них возникает вопрос: Как делать? Учащиеся замечают, что точка лежит не на координатной прямой и они не умеют ее находить. A(2), B(-0,5), С(?) Проблема: как определить координаты точки с помощью координатной прямой, если эта точка не лежит на координатной прямой?
Кроме точки C существует множество точек, не лежащих на данной координатной прямой. Существует ли способ определить их координаты?
Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?....Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Е-mail. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта. Системы координат окружают нас повсюду. А вот где применяем, когда и кем было это изучено, посмотрим в презентации (1-7 слайд).
Где?
1 слайд. Место в кинотеатре. Как зритель находит свое место?

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 141513 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

2 слайд. Система географических координат

3 слайд. Морской бой и шахматная доска
Когда?
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

4 слайд. Линия времени (Гиппарх – Птолемей – Рене Декарт)
Кем? 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



5 слайд. Гиппарх


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



6 слайд. Птолемей
7 слайд. Рене Декарт
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Что же за человек был Рене Декарт, об этом нам расскажут Андрей Дубинин и Дилноза Шарипова (ученики заранее подготовили доклад на эту тему).


4. Изучение нового материала.

Учитель: Мы с вами послушали: когда и кем изучалась эта тема, а вот, чтоб узнать как, я предлагаю вам посмотреть.

Ссылка: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








5. Практическая часть.
Выполнение задания на построение в тетрадях.

Учитель: А теперь мы возьмём карандаш и линейку и построим координатную плоскость в ваших тетрадях. Выполняем аккуратно и не забываем, что любая работа требует трудолюбия и внимательности. Как только будет готова координатная плоскость, то выполним задание и выясним, как вы поняли новый материал.

Задание: на координатной плоскости построить точки по заданным координатам и последовательно соединить их отрезками. (Цель: применение полученных знаний в практическом задании; овладение умением строить координаты точек на координатной плоскости). Раздаются карточки с координатами.
1) (2;6), (-4;6), (-4;0), (0;0), (0;-3), (-2;-3), (-2;-2), (-4;-2), (-4;-4), (-3;-5),
(1;-5), (2;-4), (2;1), (1;2), (-2;2), (-2;4), (2;4), (2;6)
Какая фигура при этом получилась?



2) A(1;7); B(1;2); C(2;2); D(2;1); E(10;1); F(7;-4); G(-6;-4); H(-9;1); K(-3;1)



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Какая фигура при этом получилась?
6. Время расслабления.

Учитель: ребята, вы, наверное, знаете, что когда занимаешься одной и той же работой, то немного устаешь, лучший способ избежать утомляемости - на несколько минут отвлечься и постараться расслабиться. А если послушать в этот момент спокойную красивую музыку, то получится замечательный отдых.
За окном весна и мне хотелось бы, чтобы вы послушали фрагмент произведения нашего русского композитора Чайковского, на весеннюю тему. Называется он «Апрель. Подснежник» из времён года. Можете закрыть глаза и представить прекрасную весеннюю картину
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Практическая часть. Тренировочное упражнение.
(Цель: выявить уровень усвоения нового материала.)

Учитель: Ребята, поднимите руку, кто считает, что хорошо может справиться с практическим заданием по новой теме. А вот сейчас мы с вами выполним тренировочное упражнение на компьютере, и в результате вы получите оценку вашей работы и посмотрите, кто хорошо понял тему, а кому ещё нужно поработать над ней, быть более внимательным и усидчивым.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Учитель: Какую предварительную оценку вам поставил компьютер за выполнение? Поднимите руку у кого пять и четыре? Поднимите руку, кому ещё нужно поработать?
Молодцы! Справились с заданием.



Прозвенит сейчас звонок, И закончится урок... Отдохните и опять, Будем знания закреплять

Перемена

Практическая часть. Интерактивная игра.
(Цель: выявить уровень усвоения нового материала)

(интерактивная игра с компьютером на построение точек на координатной прямой)
Учитель: Теперь немного поиграем и выясним, как вы поняли сегодня тему урока. Компьютер будет задавать координаты, а вы должны построить их на координатной плоскости или наоборот, должны определить координату заданной точки, которую вам задаст компьютер.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Учитель: Поднимите руку, у кого в игре победил компьютер? А кто смог победить компьютер?
Молодцы ребята! Справились с заданием!



9. Практическая часть. Закрепление.

Задание: (Цель: формирование умения построения точек по их координатам на координатной плоскости)

Построить на координатной плоскости точки по указанным координатам, соединить их последовательно. Не забывайте, что выполнять построение нужно аккуратно в своих тетрадях.
Что напоминают эти фигуры?

Вариант 1:
A(6,6),B(3.7),C(0,8),D(-3,5),E(-6,3),F(-8,5),G(-5,7),D(-3,5);

Вариант 2:
K(-15,-7),L(-10,-5),M(-6,-5),N(-3,-6),O(-1,-10),P(5,-10),R(6,-6),N(-3,-6)
(проверка ответов на экране)
(на экране)

13EMBED PowerPoint.Slide.8141513EMBED PowerPoint.Slide.81415


Учитель: Молодцы! Справились с заданием. Какие фигуры вы получили? Кто знает, что это за фигуры?

10. Время расслабления.

Перед самостоятельной работой опять немного передохнем и восстановим силы. На этот раз я предлагаю вам фрагмент балета Чайковского «Танец цветов ». Сейчас весна и нас так радуют обновления в природе. Отдохните.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


11. Контроль знаний. Тестирование.
(Цель: выявить уровень усвоения нового материала)

Учитель: А теперь проверим, насколько вы запомнили главные моменты нашего урока. Сейчас вы пройдёте тестирование, и компьютер вам поставит оценку.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





12. Рефлексия

Учитель: Ребята вот и подходит к концу наш урок. Как вы считаете, мы сегодня достигли нашей цели? Почему? Что было трудным на уроке, как с эти можно бороться? Подумайте и поставьте себе за свой труд и работу отметку, поставьте сами, эту отметку никто из ребят не увидит, попробуйте быть честным с самим собой. Полностью ли вы участвовали в работе на уроке? Что нужно сделать, чтобы результат был лучше?



13. Подведение итогов. Выставление отметок

Учитель: Ребята, за два урока вы получили две отметки: одну за практическую часть и вторую за тест. Проставьте в дневнике те отметки, которые вам поставил компьютер, я распишусь.

14. Задание домашней работы

Учитель: Запишем домашнее задание:

А)
Карточки для домашнего задания
На координатной плоскости постройте точки по заданным координатам и последовательно соедините их отрезками. Какая фигура при этом получится?

Уровень1
1(-1; 3), 2(-3; 3), 3(-3; 5), 4(-2; 6), 5(2; 6), 6(3; 5), 7(3; 2), 8(-1; -5), 9(-3; -5), 10(1; 2), 11(1; 4), 12(-1; 4).


Уровень2
1(-1; 5), 2(-3; 5), 3(-3; 9), 4(-2; 10), 5(3; 10), 6(3; 4), 7(0; 1), 8(3; 1), 9(3; -1),
10(-3; -1), 11(-3; 1), 12(1; 5), 13 (1; 8), 14 (-1; 8).


Уровень3
1(0; -7), 2(3; 2), 3(6; 2), 4(7; 5), 5(7; 10), 6(6; 16), 7(9; 16), 8(5; 18), 9(2; 11),

10 (1; 13), 11(-9; 11), 12(-10; 11), 13 (-9; 7), 14 (-8; 7), 15(-9; 5), 16(-4; 1),

17(-2; 2), 18(-2; -10), 19(4; -10).




Б) И творческое домашнее задание на неделю: Придумать самостоятельно и нарисовать на координатной плоскости животное, состоящее из ломаных, а затем "зашифровать" его с помощью координат точек. Лучшие работы будут вывешены в классе.

Учитель: Итак, я была рада встрече с вами, интересуйтесь математикой, это, несомненно, отразится в положительную сторону в ваших размышлениях и действиях. До свидания.
Рисунок 1Root EntryТе, кто в детстве играл в морской бой, помнят , что 0каждая клетка на игровом поле определялась двумя 5координатами буквой и цифройаналогично в шахматах8