Литературное чтение план урока Рыцарь


Тема: В. К. Железников «Рыцарь. Чтение и анализ»
Цель: познакомить с рассказом В. К. Железникова «Рыцарь», используя приемы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность, развивать читательские навыки, развивать умение определять главную мысль произведения, его идею.
Ход урока.
Организационный момент
-Сегодня к нам пожаловали гости и мы должны показать все то чему научены. Давайте удивим гостей талантами и умениями!!!
2.Инструктаж по оцениванию
Карточки на партах ( за каждый вид работы будете ставить балл в виде плюса в таблице, по окончании урока ваши баллы дадут оценку в ваших дневниках)
3. Проверка домашнего задания
-Дома вы читали рассказ «Верблюд и мальчик» , работая над ответами вопросов в учебнике. Предлагаю самым смелым выйти к доске.
Вопросы на карточках
- Каким поступком гордился Мурад? Какое доброе дело совершил мальчик?(спасение верблюда)
-Какие качества характера человека описаны в рассказе? (смелость, доброта, дружелюбие)
- Какова главная идея произведения «Верблюд и мальчик»?
- Чему научил рассказ «Верблюд и мальчик»? ( всем)
*Оценивание учащихся ( поставить балл)
- Какое качество характера автор славит и показывает нам в рассказе? (смелость и отвагу)
*Стихотворение (заранее подготовлен)
-Саша расскажет о своем поступке(слайд №1)
На дереве, там, где густые ветки,
Сидит и плачет маленький котёнок;
Питомец он одной моей соседки,
И крик его так жалостлив и тонок.
Глаза полны таким тоскливым блеском,
Что просто разрывают в клочья душу.
За малышом, ломая ветки с треском,
Ползу наверх, - нисколько я не трушу.
К груди прижав пушистенький комочек,
По дереву я медленно спускаюсь;
Царапает мне кожу коготочек,
В одежду так отчаянно впиваясь.
Я сам себе кажусь сильней и круче,
И мир становится прекрасней разом,
И солнце, раздвигая в небе тучи,
Подмигивает мне весёлым глазом
- О каком поступке рассказал Саша? Чем он гордится?
-Сегодня мы с вами поговорим на тему смелости и отваги, ведь совсем скоро будет праздник, посвященный нашим мамам и бабушкам, а им необходима защита.
-Раньше этот день – 23 февраля назывался «День защитниеа Отечества»
-А что значит «защитник»? (какой это человек?)
*Сообщение темы
-Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Рыцарь»(на доске: название рассказа, автор) (слайд№2)
-Каковы цели урока? ( на доске- познакомимся…узнаем…будем развивать…)
-Как вы понимаете слово «Рыцарь»? -Давайте сложим все ваши идеи в корзину (корзина на доске)
(воин, мужчина, отвага, смелость,ЗАЩИТНИК…)
-Где мы можем узнать точное значение слова «рыцарь»? (в толковом словаре)
*Толкование слова из словаря(заранее подготовлен учащимся) + показ картинки рыцаря
Рыцарь-1. самоотверженный, благородный человек 2. в Средневековой Европе тяжело вооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина(слайд №3)
-Что добавим в нашу корзину? ( учащиеся дополняют ответы)
*Проблемный вопрос
-О чем будет рассказ?
-Как вы думаете, может ли стать рыцарем обычный мальчишка, не совершая каких либо больших подвигов, и не участвуя в сражении?
-Сегодня постараемся ответить на вопрос. Поможет нам рассказ Владимира Карповича Железникова(слайд№4).
Владимир Карпович Железников – известный детский писатель и кинодраматург. Родился в 1925 году. В детстве много путешествовал. Его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Работал в журнале «Мурзилка». Своими учителями называл писателя Виталия Бианки и художника Владимира Лебедева.
Первичное восприятие 1 части (чтение учителем)
Чтение 2 части по абзацам ( учащиеся )
Анализ 1 части
-Главный герой?(мальчик Саша) Чем увлекался? Что было его страстью? ( автомобили )
-Человека какой профессии встретил? ( шофер)
- Зачитайте отрывок - как произошла встреча? ( Подошел к гаражу, осторожно заглянул….Дальше идти боялся)
- О какой черте характера это говорит? ( стеснительный)
- Почему шофер, которого встретил в гараже показался близким ? Какой интерес сближал?
( автомобили)
-Каким представили себе Сашу? Подтвердите свое мнение текстом.(знал все марки автомобилей – любознательность, осторожно заглянул в гараж – стеснительный, робкий)
-Какое поручение дал Саше шофер? (принести воды)
-Куда нужно было идти? ( вглубь темнго гаража)
- О каких чертах характера говорит то, что Саша решился идти вглубь темного гаража? ( смелость, храбрость)
- Что узнали об отношениях Саши и шофера? ( завязалась дружба)
-Прочитайте строги диалога ( разговора) Саши и шофера, подтверждающие это. ( 7 строк – 1 часть)
4. Физминутка5. Анализ 2 части
-Что узнали о друге Саши из 2 части?
- Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)-Прочитайте строки слов и фраз шофера, в которых выражается невоспитанность.( Эй, тетка…)
- Изменилось ли ваше отношение к этому персонажу? Почему?(мнение детей)
- Как вы думаете, а отношение Саши к шоферу изменилось? Подтвердите свое мнение текстом.(он подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо…)
-Какое качество характера проявляется в этом поступке, если Саша решился заявить взрослому мужчине, что он может его ударить? ( смелость, решительность)
-Какие чувства испытывал при этом? А если бы на месте его родной бабушки была чужая?
- Прочитайте в тексте. Как повел себя шофер, когда Саша сделал ему замечание? ( стр.145 2 строки снизу, стр. 146 – рассмеялся)
- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)
-Что имел ввиду, когда назвал «Рыцарем»?
- С кем сравнивает автор Сашу? (с маленьким зверьком). Прочитайте этот отрывок.( А Саша стоял перед ним )
-Каким был Саша в начале произведения?(робкий, нерешительный, стеснительный) Что вы теперь можете сказать о Саше? (смелый, решительный, заступился за свою бабушку, высказал свои чувства, откровенен перед шофером) – РАБОТА В ПАРАХ - РАСПРЕДЕЛИТЬ ПО СТОЛБЦАМ СЛОВА на карточках (характеристика мальчика: 1 столбик – начало произведения, 2 – конец произведения)
-Каким сделал мальчика поступок шофера? Как вы думаете, каким человеком станет Саша, когда вырастет?
-Зачитайте строки, которые говорят о том, что шофер осознал свой поступок и сожалеет? ( Ну, прости малый….- Что заставило шофера принести извинения? (осознал свой поступок, стало стыдно)
- Простили ли бы вы друга на месте Саши? ( почему?)
— Какому персонажу уделяется внимание в конце рассказа?
- Почему бабушка не стала ругать Сашу? ( совершил благородный поступок)
-Опишите чувства бабушки, когда узнала о поступке внука. Что значит - в голове запела старая, забытая песня. Как вы это понимаете? (она была рада, что внук заступился за нее, ей было хорошо).
-Прочитайте в тексте предложения, подтверждающие это, выразив чувства (Ей захотелось запеть эту песню вслух…..Так у нее было хорошо на сердце…-Рассказ заканчивается предложением «Жив человечек». Что это значит?( Жив – в душе есть чувства: смелость, отвага, любовь)
6. Работа над заголовком. Определение главной мысли рассказа.
-Почему рассказ назван «Рыцарь»? что хотел сказать автор?
-Оказались ли ваши предположения верны? Можно ли назвать рыцарем мальчишку? Каждого ли ?- Для рыцарей были важны такие человеческие качества, как честь и достоинство. ”Рыцари с уважением относились друг к другу, к женам и дочерям других рыцарей. В нашу повседневную жизнь вошли такие выражения из прошлого: “Рыцарский поступок, “Рыцарское отношение”.
- Как вы думаете, о каком человеке мы скажем, что он совершил «рыцарский поступок?» (о человеке, который совершил хороший поступок, благородный)
- О чем вы задумались, прочитав рассказ?
-Слайд№5 - записаны предложения, Обсудите в парах, какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею. (Обсуждение в парах)
1) Близких надо любить.
2) Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.3) Надо слушаться старших.
-Если любить, достаточно ли этого? А если просто слушаться, выполнять просьбы? Как доказать любовь, уважение?(заботой и помощью)
*Вывод- формулируют учащиеся
Рефлексия ( слайд№6)
Рассказ учит….
Впечатление произвел…..
Поступок главного героя заставил задуматься….
Оценивание учащихся
Домашнее задание- Восстановление деформированного плана( план на партах)
1. Саша заступается за бабушку.
2. Знакомство с шофёром.
3. Радостно на сердце.
4. Саша помогает шофёру.
-Соответствует ли план последовательности событий? (нет)-Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план)