Конспект урока по литературному чтению Железников Три ветки мимозы, Северянин Отчего
Конспект урока
Класс: 3
Тема: « В.Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить с рассказом В.Железникова «Три ветки мимозы» и стихотворением И.Северянина «Отчего?» .Задачи:
Образовательная: отрабатывать навык выразительного чтения;
Развивающая: развивать мышление, навыки чтения, монологическую, связную речь;
Воспитательная: воспитывать сознательную дисциплину;
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение; читать выразительно выборочно, по ролям; рассуждать и делать выводы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Познавательные – анализировать произведение для определения рассказчика; анализировать произведения с целью определения характеристики персонажа
Регулятивные – ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу.
Коммуникативные – вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – формировать нравственно-этические ориентиры; развивать эстетические чувства и эстетический вкус; развивать рефлексию.
Средства обучения: компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение» 3кл. Автор О. В. Кубасова.
ПК ОК ПО У
1.1,1.2,1.3.1.4,1.5,4.1, 4.2 1,2,4,7 1,2,3,6,7 1-12,21-26
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯМотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Полина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
- Начать урок мне хотелось бы с высказывания Ф.Бэкона
-Почему Бэкон называет груз драгоценным?
-Как вы считаете, важно ли беречь книги, которые нам перешли от прошлых поколений?
- Действительно, книги несут в себе память других поколений, которая является ценностью для человека, поэтому нам нужно беречь книги и дорожить ими, ведь в них хранится история. - В книгах авторы всегда выражают свои мысли, мысли героев, именно, эти мысли являются драгоценным грузом, потому что прочитав книгу, наши чувства к прочитанному остаются в наших сердцах и мы должны хранить и ценить это.
- Да, ведь это память и история.
2. Актуализация знаний.
- С какими произведениями вы работали на прошлом уроке?
- Вашим домашним заданием было выучить стихотворение наизусть.
- Теперь отройте рабочие тетради и прочитайте слова, которые вы подобрали к упражнению 2.
Отвечают ( Ф.Тютчев «Зима недаром злится»; М.Пришвин «Капля и камень»)
3-4 человек рассказывают стихотворения наизусть.
Читают задание в тетради.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Владимира Железникова
- Владимир Карпович Железников – известный детский писатель и кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, детство, много путешествовал, потому что его отец был военным. Писать начал рано, уже в 9 лет у него был дневник. Закончил Московский юридический институт.
- Его первая книга «Разноцветная история» была выпущена в 1960 году. Тогда же Владимир Карпович попробовал себя в роли кинодраматурга (это человек, который пишет сценарии к фильмам), написав сценарий к фильму «Серебряные трубы». Им было написано и выпущено более сорока книг и около двадцати сценариев к фильмам.
-Ребята, какой праздник наступает в первые дни весны?
-Что принято дарить в этот праздник?
- С каким цветом у вас ассоциируется Весна?
- Посмотрите на экран, какие весенние цветы изображены?
- Правильно, это мимоза. А вы знаете, как растет мимоза?
- На самом деле мимоза это не цветок, эти маленькие желтые пушистые шарики, которые растут на кустарниках или низкорослых деревьях.
-Предположите, как может называться рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.
- А познакомимся мы с рассказом под названием «Три ветки мимозы»
- Откройте учебник на странице 150. Я буду читать, а вы внимательно следите.
- Назовите героев рассказа.
- От чьего имени ведётся повествование?
- Какое у вас настроение после прочтения? Почему?
- Что посоветовала мама Вите перед выходом в школу?
- Был ли рад этому Витя? Как думаете, почему?
- В какой обстановке Витей были подарены цветы Лене Поповой?
- Как в классе отнеслись к Витиному поступку?
- Можно ли Витю назвать несчастным человеком?
- Почему Витя на маме сорвал обиду?
- Какие из перечисленных качеств подходят Вите? Докажите это словами из текста.
-Как бы вы поступили на месте Вити? А как бы вы подарили цветы?
- О чем заставляет задуматься нас автор рассказа?
ФизминуткаПотрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством еще одного замечательного поэта.
- Игорь Васильевич Северянин родился в 1887 году в Петербурге. Первое стихотворение было опубликовано в 1905 году. В 1918 году на поэтическом собрании его определили «королем поэтов». Им были написаны три сборника стихотворений.
- Послушайте одно из самых известных стихотворений Игоря Васильевича Северянина.
Отчего?
Отчего снег бесследно пропал,
И ручьи отчего потекли?
Отчего соловей засвистал,
И цветы отчего зацвели?
Отчего лес оделся в листву,
И влечет меня зелень в него?
Отчего я дышу и живу
Так привольно?… зачем! отчего?
Отчего так внезапно весь мир
Пробудился от долгого сна?
– «Отчего? – прошептал мне зефир, –
Оттого, что настала весна». Внимательно слушают рассказ учителя
Отвечают (Международный женский день - 8 марта)
Рассуждают (Подарки, цветы)
Высказывают своё мнение (Желтый – тепло, ласка, доброта, счастье, веселье)
Отвечают (Мимоза)
Предполагают
Слушают чтение учителя
Отвечают (Витя, Лена, мама)
Отвечают (Автора)
-Грустное, но в тоже время и доброе, нежное. Грустное, потому что ребята посмеялись над Витей, а доброе и нежное, потому что его поступок благороден.
-Взять три веточки мимозы и подарить их Лене Поповой
- Я думаю, что Витя не был рад этому, так как он не хотел дарить Лене цветы и , может быть, даже стеснялся.
- Он встретил девочку около школы сказал «Это тебе» и убежал.
-Ребята посмеялись над Витей, дразнили его, показывали на него пальцем.
- Нет, так как я считаю, что человек, который делает счастливым другого человека, не может быть несчастным.
- Потому что он считал, что в том , что ребята в классе его высмеяли и дразнили, виновата мама, потому что именно сказала ему подарить девочке цветы.
- Вспыльчивый («Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол…) Обидчивый ( «… сорвать свою досаду и обиду»
Стеснительный («Она была готова благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал», « … подошёл к ребятам, хотя чувствовал себя уже неудобно…» Добрый «… схватил портфель и вытащил открытку…»
- Я бы с гордостью дарил цветы Лене, а тем, кто смеялся над этим, разъяснил, что ничего смешного и постыдного в этом нет, а делать счастливым другого человека – это благородно.
- О том , что нужно быть добрым, внимательным, благородным.
Выполняют физические упражнения
Слушают рассказ учителя
4. Первичное закрепление во внешней речи.
-Прочитайте лексическое значение слова «зефир» .- Как вы думаете, с каким настроением нужно читать это стихотворение?
-Какие картины в своем воображении вы представили?
-Какие в них преобладают краски? Почему? Читаю
Рассуждают
- Радостным, потому что пришла весна и все вокруг оживает.
Рассказывают
Высказывают свою точку зрения
5. Самостоятельная работа
- Ответьте на вопросы.
От чьего имени ведется рассказ «Три ветки мимозы»?
Назовите автора произведения «Три ветки мимозы»
Подчеркните слова, характеризующие мальчика : вспыльчивый, веселый, несчастный, добрый, послушный.
Автор стихотворения «Отчего?»
О каком времени года идем речь в стихотворении «Отчего?»?
- Сверьте свои ответы с эталоном на доске.
-Кто допустил две и более ошибок? Одну ошибку? Не допустил ошибок? Самостоятельно отвечают на вопросы
Сверяют свои ответы с эталоном на доске
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-С какими авторами и их произведениями мы знакомились?
- Выберете изображение пейзажа, который соответствует вашему настроению.
- Я тоже выбираю второе изображение, потому что наступила весна, вокруг все просыпается, природа оживает, настроение поднимается, солнышко светит ярке.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание
Отвечают
Выбирают фотографию, соответствующую своему настроение в конце урока
Подпись руководителя практики: _______________
Подпись учителя: ____________
Отметка: ____________