Конспект урока литературного чтения для 2 класса. Рассказ В. Железникова Рыцарь
Урок чтения, на тему: В.К. Железников “Рыцарь”, спроектированный по стратегии №2 работы с художественным текстом
Ход урока:
(работа в группах)1 стадия “Вызов”
Организационный момент
Объявление темы, постановка цели
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем читать рассказ Владимира Карповича Железникова “Рыцарь”, в котором фигурируют понятия, которые вы видите на доске: Саша, машины, шофер, оскорбление, рыцарь, заступился.
- Составьте свой рассказ из этих 6 слов.
- Представьте, каким может быть рассказ, что может произойти в этой истории?
Чтение составленных рассказов вслух.
- Кто хочет поделиться со всеми, прочитав свой рассказ? (Желающие читают рассказы)
Саша села в машину и сказала шоферу: “поехали!”. В ответ она получила оскорбление. Но ее брат, словно рыцарь, заступился за нее.
Во дворе шофер оскорбил девочку за то, что та прыгнула под колеса. Саша увидел это и заступился, как рыцарь. За то, что он заступился за нее, она подарила ему маленькую машину.
Бабушка ехала с маленьким внуком Сашей. Шофер попался очень грубый. По телефону он оскорблял другого человека. Саша читал книгу про рыцаря, который заступился за прекрасную даму.
2 стадия “Реализация смысла”
4. Знакомство с оригиналом и заполнение двухчастного дневника
- Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ Владимира Карповича Железникова «Рыцарь». Слушайте внимательно и по ходу моего чтения заполняйте двухчастный дневник. Заполнение начинайте с левого столбика таблицы. Цитату можете полностью не выписывать. Записывайте то, что произвело на вас наибольшее впечатление (например, вызвало у вас воспоминания, ассоциации, какие-нибудь мысли) В правый столбик пишете, почему записали эту мысль, какой вопрос возник в связи с этой цитатой, записываете ваше мнение.
Запись идей, мыслей, цитат, которые вызвали наибольшее впечатление (согласие, протест, воспоминание)Комментарии: что заставило написать эту мысль, какой вопрос возник, мое мнение
В. Железников «Рыцарь»
Саша вышел во двор и огляделся... Двор был пуст, только у гаража, который стоял в глубине, ворота были открыты настежь.
Ну, машины — это была его страсть. Он знал все марки советских автомобилей.
Саша подошёл к гаражу, осторожно заглянул и остановился на пороге. Дальше идти без разрешения он боялся.
Шофёр, совсем молодой на вид парень, возился в моторе «Волги». Он поднял голову и улыбнулся.
— Зравствуйте, дядя,— сказал Саша.
— Здравствуй, малый, если не шутишь,— ответил шофёр.
— Я не шучу.— Саше понравилось, что шофёр назвал его малым. Это для него звучало необычно, ну, вроде как он сродни стал этому необыкновенному человеку, от которого так хорошо пахнет бензином, мазутом и ещё чем-то таким, от чего просто захватывает дух.
— А если не шутишь, вот тебе ведро, принеси воды,— сказал шофёр.— Вон там, в глубине гаража, есть водопровод.
Саша взял ведро, дужка его глухо звякнула. И он, Саша, пошёл в глубь гаража.
В гараже было полутемно, но Саша совсем не боялся, он легко и свободно шёл среди машин. Потом набрал полнёхонько ведро воды, еле дотащил, а когда шофёр сказал, что ведро, пожалуй, было для него тяжёлым, он улыбнулся: ерунда, мол, не такие таскали. Хотя в своей жизни не притащил ни одного ведра воды. И сейчас, когда тащил, от собственной неловкости облил себе ноги.
Шофёр залил воду в машину, закрыл капот и протянул Саше руку.
— Заходи, когда будет время,— сказал он.
Саша крепко пожал ему руку и ответил:
— Обязательно зайду, я ведь живу в этом доме.
Шофёр уехал, а у Саши на руке осталась широкая тёмная
полоса — это шофёр вымазал его руку машинным маслом. Жалко, что во дворе не было ребят: некому было показать шофёрскую заметину. Так и ушёл Саша домой, но шофёра теперь считал лучшим своим другом.
Прошло несколько дней, и как-то этот шофёр, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не видела, что загородила дорогу машине.
— Эй, тётка! — грубо крикнул шофёр,— Нашла где стоять, а то толкану машиной, костей не соберёшь.
И Саша это всё услышал. Это так кричали на его бабушку, на самого хорошего, доброго человека! И кричал не кто-нибудь, а его друг-шофёр.
Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Он подскочил к шофёру и крикнул ему в лицо:
— Если вы ещё раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас... я вас ударю! — Он кричал высоким тонким голоском.
Вот сейчас что-то должно было случиться.
— Ух ты! — сказал шофёр.— Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь,— Он оглушительно рассмеялся.
Больше он ничего не мог сказать. Просто не знал, что ему говорить. Может быть, ему было стыдно. До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. Он кричал на них и уезжал дальше своей дорогой. А тут впервые ему сказали такие слова. И кто сказал? Маленький мальчик, которого он мог одним щелчком опрокинуть на землю, о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы. Он даже не знал его имя.
А Саша стоял перед ним, как дикий зверёк,— решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые. Пусть все-все люди смотрят на него, а он ничего
не боится. Пусть на него смотрят случайные прохожие. И только где-то в глубине его глаз шофёр увидел и боль и обиду. Тогда он сказал:
— Ну прости, малый, виноват, кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите.
Он тронул машину и помахал Саше рукой.
А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он лезет не в своё дело, но потом передумала. Разве можно ругать человека за благородные поступки? Нет, конечно! И бабушка это отлично знала. Тем более что у неё в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей захотелось запеть эту песню вслух, так у неё было радостно на сердце, но она сдержалась. Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы, они почему-то расползлись в улыбку. Никто бы даже не поверил, что бабушка умеет так весело и молодо улыбаться. Пели руки, когда они стали, непонятно зачем, поправлять шапку у Саши. Так у неё было хорошо на сердце, ведь до чего дожила: Саша заступился за неё! Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел. Жив человечек.
Запись идей, мыслей, цитат, которые вызвали наибольшее впечатление (согласие, протест, воспоминание)Комментарии: что заставило написать эту мысль, какой вопрос возник, мое мнение
Саша знал все марки советских автомобилей. Почему знал все марки автомобилей? (Они его страсть)
Саше понравилось, что его назвали малым. Почему ему понравилось, что его назвали малым? (Необычно для Саши)
Шофер протянул Саше руки, он пожал ее.
Здорово, когда к тебе обращается взрослый человек по дружески, ведет себя наравне с Сашей.
Шоферская заметина. Память о помощи, оказанной шоферу.
Саша считал шофера лучшим другом. Почему Саша считал шофера лучшим другом? Были ли у него основания так думать? Как шофер относится к мальчику?
Эй, тетка! Нашла где стоять, а то толкну машиной, костей не соберешь! Очень грубое отношение к пожилой женщине.
Саша покраснел, побелел… Услышал о оскорблении и ему это не понравилось, ведь его бабушка – самый хороший, самый добрый человек!
Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас…я вас ударю! Саша поступил правильно, благородно, мужественно…
Ух, ты! Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь! Почему назвал рыцарем?
Маленький мальчик пристыдил его.
Саша поступил правильно. Не испугался, не убежал, не сделал вид, что ничего не случилось.
Боль и обида внутри глаз.
Шофер извинился. Как мог шофер так оскорбить человека?
Он удивился, что маленький мальчик пристыдил его.
Разве можно ругать человека за благородные поступки? Нельзя.
Бабушка стала улыбаться. Жив человечек. Бабушка очень обрадовалась, ведь Саша заступился за нее!
Обсуждение
- Ребята, сейчас мы посмотрим, как вы заполнили двухчастные дневники.
- Какие цитаты записали?
- Что заставило записать эту цитату?
- Как ты прокомментируешь ее?
- Вырази свое мнение, что ты думаешь по этому поводу?
- Какие мысли она вызвала?
- Какой вопрос возник в связи с ней?
- Кто думает по-другому?
- Какая запись взволновала тебя больше всего? Почему?
- Кого эта запись взволновала еще?
- Ответим на вопросы: Почему Саша считал шофера лучшим другом? Были ли у него основания так думать? Как шофер относится к мальчику? (Шофер даже и не вспомнил о мальчике, стоило ему уйти с работы)
3 стадия “Рефлексия”
Перекрестная дискуссия
Аргументы: да Аргументы: нет
1.
2.
3. 1.
2.
3.
- Сейчас, мы с вами проведем дискуссию. Ответим на такой вопрос: Можно ли назвать Сашу рыцарем? Работать будете, как и сидите в группах. На доске таблица:
По ходу дискуссии мы будем ее заполнять, выдвигая аргументы “за” и “против”. В группах продумайте аргументы, потом будете высказывать свое мнение.
- Начнем! Ответим на вопрос: можно ли назвать Сашу рыцарем?
- Кто как думает? Почему ты думаешь так?
- Кто думает по-другому?
- Почему Саша так поступил? Чем вызван его отчаянный поступок? Какие чувства он испытывал? Благородно ли поступил Саша?
- Трудно ли было Саше совершить этот поступок?
– Вам случалось совершать благородные поступки? Вы чувствовали себя в этот момент взрослым человеком? Опишите этот момент.
- Зачем автор вводит в рассказ размышления бабушки Саши? Как она отреагировала на поступок Саши? А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он лезет не в свое дело, потом передумала. Разве можно ругать человека за благородные поступки?
- А как назван рассказ? Почему рассказ называется “Рыцарь”?
- Какие аргументы выдвинули в защиту?
- Аргументы “против”?
Аргументы: да Аргументы: нет
1.Саша благородный, мужественный, решительный, бесстрашный
2. Бабушка считает, что Саша поступил благородно.
3. Рассказ назван “Рыцарь”
4. Шофер извинился.
5. Не испугался, не бросил бабушку, не сделал вид, что ничего не случилось.
6. Саша сумел защитить родного человека 1. Сказать может каждый, а вот на деле…
2. Бабушка могла сама за себя постоять.
3.
- Как мы видим, аргументов “да” больше, а это означает, что, действительно, Сашин поступок заслуживает уважения, и его можно назвать рыцарем.
- Вывод: Рассказ Железникова заставил задуматься о том, что такое рыцарский поступок, кого можно назвать рыцарем. Саша рыцарь, потому что он обратил внимание на слова шофера, высказал свое отрицательное отношение по поводу обидной реплики шофера, смог отстоять свою точку зрения, смог защитить родного, близкого и дорогого ему человека и показал всем этим свое благородство, мужество, бесстрашие.
7. Эссе
- Ребята, мы с вами прочитали текст, обсудили его, провели дискуссию. Теперь мы организуем свои мысли с помощью эссе. Для этого вы в течение 10 минут будете писать без остановки на тему: “Кого можно назвать рыцарем в наши дни?” Главное правило - не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. Подумайте, человек с какими личными качествами может быть рыцарем?
“Кого можно назвать рыцарем в наши дни?”
Рыцарем в наши дни можно назвать бесстрашного, решительного человека, который не убегает, не прячется от проблем, который может защитить и помочь преодолеть трудности, попавшему в беду человеку, неважно знакомый он, близкий или родственник.
Рыцари жили очень давно. Любой человек мог обратиться к ним за помощью. Особенно внимательны были рыцари к женщинам и старикам, потому что они физически довольно слабы и им очень трудно постоять за себя. С тех давних пор рыцарем называют любого человека, который внимателен к слабым, защищает их, помогает преодолевать трудности.