Презентация к семинару по теме: Системно-деятельностный подход в обучении
Системно - деятельностный подход в обучении.«Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит…» Б.СлуцкийЗам.директора МБОУ СОШ № 17 Рустамова А.А.
Задача стандартовобщего образования второго поколения Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: · учебных программах (предметные, метапредметные, личностные) · программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные).ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.Назначение задают основные результаты образования – общие и по ступеням
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.Метапредметные результаты– освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуацияхПредметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Системно-деятельностный подходметодологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущность –формирование деятельностных способностей,которыми должен овладеть выпускник.Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:уроки «открытия» нового знания;уроки рефлексии;уроки общеметодологической направленности;уроки развивающего контроля.
Структура урока ОНЗ («открытия» нового знания) - Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»- «могу») -1- 2 мин.- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.- Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.Построение проекта выхода из затруднения – 5-6 мин.- Реализация построенного проекта- 5-6 мин. - Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону –4-5 мин. - Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.- Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.
Способность учащихся к усвоению:1-4 мин. – 60 % информации5 - 23 мин. – 80 % информации24 -34 мин. – 50% информации35 -45 мин. – 6 % информации
Критерии результативности урока.1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Структура урока ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ(Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания» в минутах)
Тема: «Информационно-коммуникационное обеспечение города № 17»Задачи:1. Обозначить технические средства ИКТ2. Определить применяемые программы информационно-коммуникационного обеспечения3. Выяснить, какое значение имеют ИКТ для города № 17Цель:изучить, какими информационно-коммуникационными техническимисредствами и технологиями их применения владеет город № 17.
Ход работы:I. Активные методы 1 фазы образовательного мероприятия.1.Метод «самолетик пожеланий» (7-8 мин).Цель: создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса,формирование команды, пожелание добра.Проводится например: перед началом учебного дня, для перестраивания с литературы на математику, с физкультуры на экономику и т.д., после каникул или когда появились новые ученики.II. Активные методы 2 фазы образовательного мероприятия.1. Метод «Город будущего» (20-23 мин).Цель: привлечение внимания и мотивация обучающегося, активизация мыслительной деятельности, структурирование материала, включение ассоциативного мышления, общий интерес к выступающим, лучшее запоминание и усвоение темы.III. Активные методы 3 фазы образовательного мероприятия.2.Инпут – «ввод информации» или «интерактивная лекция» . Длительность не более 20% от общего времени занятия.1. Метод активной релаксации «Земля, воздух, огонь, вода». (3-4 мин.)Цель: повышение уровня энергии в классе, снятие напряжения, расслабление мышц спины, шеи. IV. Подведение итогов урока, рефлексия, анализ, оценка урока. (5-7 мин.)