Проект на тему :Лук-зеленый друг
Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 24 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Проект
Тема: «От семи недуг - нами выращенный лук»
Возраст 5-6 лет
Выполнил:
Воспитатель Шакирьянова Г.Ф. Имеющаяся категория: первая Заявленная: первая
Педагогический стаж: 25 лет
г. Туймазы 2013 г.
Вид проекта: Исследовательский
Тема: «От семи недуг- это нами выращенный лук»
Возраст детей: 5-6 лет
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 месяца) .Социальные партнёры: дети, родители, воспитатели.
Актуальность.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Проблема: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Описание предметно – развивающего пространства: месторасположение – группа «Капитошка».
Оборудование:
Овощи муляжи.
Материал: луковицы, земля.
Инвентарь- лотки, лопатки, стаканчики, лейки.
Одежда: фартуки, косынки, нарукавники.
Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе. Заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление представления о луке, особенностях внешнего строения: «донце» с корнями и верхушка;
- формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
Развивающие:
- выработка навыков посадки лука;
- выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;
- способствование возникновению интереса к процессу роста лука.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к результатам своего труда.
Активизация словаря:
Профессии: продавец-консультант, водитель, кассир, рабочий, овощевод;
Предметы: лоток, луковица, лопата, семена, батун, порей, лейка, стакан, ножницы, тарелка.Признаки: горький, гладкий, круглый, овальный, сочный, вкусный.
Действия: сажать, копать, рыхлить, полить.
Работа с детьми:
Познавательно-исследовательская деятельность (НОД, экскурсии, наблюдения, рассматривание).
Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы).
Игровая деятельность (игры, игровые упражнения, игровые ситуации).
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
Работа с родителями:
Консультация «Витамины для здоровья».
Чтение энциклопедии из серии «Растительный мир».
Экскурсии на городской рынок, в магазин.
Работа с педагогами:
Обобщение опыта работы на тему «От семи недуг – это нами выращенный лук»
Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Предполагаемые результаты:
Дети должны получить представления о том, как сажают лук.
Узнать, как ухаживать за луком.
Узнать о пользе лука.
Познакомиться с поговорками, пословицами, загадками про лук.
Получить представление, где и в каких целях можно использовать лук.
Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы.
Формы реализации проекта:
- занятия;
- дидактические игры;
- беседы;
-рассматривание иллюстраций, открыток;
- работа с родителями.
I этап – Подготовительный
Постановка целей и задач
Подбор методической литературы
Подбор иллюстрационного материала
Подбор дидактических и развивающих игр
Включение в план цикла НОД
Экскурсия в магазин и на рынок
Подготовка места и оборудования
Подготовка почвы
Сбор семян луковиц
II этап – исследовательский
Посадка луковиц в разных условиях:
- земля, тепло, свет;
- вода, тепло, свет;
- вода, тепло, отсутствие света.
Ведение календаря наблюдений за ростом лука
Чтение художественной литературы
Проведение НОД
Беседы с детьми
Дидактические и развивающие игры
Проведение развлечения «Лук и его друзья»
Домашнее задание на составление сказок и стихотворений о луке
III этап – заключительный
Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей
Дети самостоятельно пришли к выводу, какие условия наиболее благоприятны для роста лука (свет, тепло, вода)
68% - сформированы знания
28% - недостаточно сформированы
4% - не сформированы знания
Алгоритм разработки проекта
Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». «Лучше один раз испробовать, сделать своими руками»,- утверждают педагоги-практики.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»,- писал классик отечества психологической науки Лев Семенович Выготский.
Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который он пришел. Он изучает всё как может, чем может: глазами, руками, языком, он радуется даже носом маленькому открытию. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагога, родителей, из него вырастет исследователь-взрослый - умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное, необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше времени уделяется исследовательской деятельности. Не исключение и моя группа, где создаются все условия для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?».
Прежде чем приступить к 1 этапу исследовательской деятельности была проведена предварительная работа: подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах. Была показана презентация воспитателей детского сада Даяновой Л.М. детям «Веселый огород », Исмагиловой А.А.«Лук от семи недуг». Узнали что существует более 400 видов лука, (лук батун, шнитт-лук, лук репчатый, лук-порей) Узнали так же, что в России лук получил широкое распространение ещё в 8 веке, даже в бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей от всех болезней. Это была здоровая и полезная пища. Дети теперь знают, что лук - это лекарство. В луке содержатся очень много витаминов: Е, С. В луке есть такие вещества ( фитонциды), которые способны за очень короткое время уничтожить любые вирусы, опасные для человека. В связи с этим, и благодаря способности укреплять иммунитет, лук репчатый является хорошим средством от простудных заболеваний в осенне-зимний период. Кусочка лука достаточно, чтобы убить всех микробов в полости рта.
С целью создания развивающей среды в своей группе я составила план работы:
1. Выбор актуальной темы.
2. Подбор методической и художественной литературы.
3. Постановка целей и задачи по выбранной теме.
4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
5. Включение в план цикла НОД, наблюдений, игр и других видов деятельности.
6. Итог проекта – выставка детских работ по данной теме, приготовление салата «Витаминный», презентация проекта
«От семи недуг – нами выращенный лук», подготовка и проведение праздника- развлечения «День Земли».
Разработала перспективный план работы.
Месяц, неделя Название мероприятия Цель мероприятия Формы и методы проведения
Февраль
1-2 неделя «Лучок - желтенький бочок» Набрать информацию о луке. Заинтересовать детей информацией о вкусных и полезных свойствах лука. Развивать любознательность. Загадки, стихи. Беседа, обмен опытом детей. Экскурсии в магазин «Фазенда», на городской рынок. Рассказы детей о лете, работе в огороде.
Февраль
3 неделя Огород на подоконнике Создание «огорода на подоконнике» для выращивания и экспериментирования для роста лука в разных условиях. Сбор материала с родителями(луковицы,
баночки, семена, коробки, земля)
Февраль
4неделя «Луковицы» Изучение луковиц разных сортов (севок, чернушка, луковица). Задача: можно ли вырастить овощи из таких маленьких семян? Посадка луковиц в землю, в воду - практическая деятельность. Наблюдения.
Март
1-2 неделя «Хвостики» Изучить в опытной деятельности условия прорастания, влияние света, тепла и воды на рост лука. Выяснить причины разницы в росте луковиц. Опыты, моделирование. Выращивание из лука.
Март
(в теч. месяца) «Наблюдай, изучай, рисуй» Учить наблюдать и фиксировать результаты. Вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям.
Развивать наблюдательность, умение делать прогностические предположения. Наблюдения, практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) Создание мини-книжки «Зеленый лучок».
Март
4- неделя Витаминный салат Провести праздник, приготовить разные салаты (винегрет, овощной салат) с использованием лука, выращенного руками самих детей. Проведения праздника вместе с детьми, угощение салатами.
Провела начальное обследование в феврале месяце и получила такие результаты:
- у 39 % детей сформированы знания; - у 37 % детей не достаточно сформировано; - у 24 % детей не сформированы знания.
Обследование знаний детей о луке в начале проекта
(По методике М. А. Васильевой)
Имя ребенка Вопросы Итог
Назови части лука Где растет Что нужно для роста лука Как ухаживают за луком Какая польза
от лука Гульназ■ ● ■ ■ ▲ ■
Индира● ● ● ● ■ ●
Кристина ▲ ▲ ▲ ▲ ▲ ▲
Артур ● ● ● ● ● ●
Аделина■ ● ■ ■ ▲ ■
Азамат■ ■ ■ ■ ▲ ■
Вилена ■ ● ■ ■ ▲ ■
Антон ■ ■ ■ ■ ▲ ■
Артем ■ ● ■ ■ ▲ ■
Ваня ▲ ■ ▲ ■ ▲ ▲
Роксана ■ ● ● ● ● ●
Арслан● ● ■ ● ■ ●
Даша ■ ■ ■ ■ ■ ■
Алан ● ● ● ● ● ●
Кирилл ● ● ● ● ■ ●
Илья ● ● ■ ● ■ ●
Катя ● ● ● ● ● ●
Никита ■ ● ■ ● ■ ■
Айнур▲ ▲ ▲ ▲ ▲ ▲
Женя ▲ ▲ ▲ ▲ ▲ ▲
● 35% 65% 30% 45% 20% 39%
■ 45% 20% 50% 40% 30% 37%
▲ 20% 15% 20% 15% 50% 24%
Анализ. В ходе ежедневных бесед с детьми выяснилось, что не все дети знают, как и где выращивают лук, как ухаживать за ним. Поэтому запланировала работу по ознакомлению и расширению знаний о луке. Запланировала индивидуальную работу с Азаматом, Виленой, Катей, Антоном, Артемом, Ваней, играли в дидактические и развивающие игры.
Второй этап Как же мы будем работать над проектом ? Предварительно, договорившись с работниками магазина «Фазенда», с детьми отправилась на экскурсию.
В магазине обратила внимание детей на разнообразие семян, кашпо, лотков под выращивание рассады, цветов и других растений (пальмы, виноград и т.д.).
Дети задавали вопросы Светлане Викторовне- продавцу-консультанту:
- Откуда привозят семена?
- Кто и как выращивает такие красивые цветы?
- Какая земля для растений лучше: которая в магазине или земля с газонов?
- Почему так много горшков для цветов?
- Можно ли использовать для посадки любой горшок?
- Насколько важен уход за растениями, или их можно просто поливать?
- Как надо правильно высаживать растения?
Дети от консультанта-продавца получили полную, доступную информацию про сорта лука и ответила на заданные ими вопросы.
Обратила внимание детей на то, как в магазин постоянно заходят люди для того, чтобы купить необходимый товар. Покупатели приобретают не только семена и кашпо, они так же покупают специальные «подкормки» для растений. Арслану было очень интересно узнать, почему бабушка Фания так много покупает семена цветов. Она рассказала, что любит у себя в саду выращивать цветы. Светлана Викторовна рассказала детям о значении «подкормки».
После возвращения из магазина, дети делились впечатлениями. Вместе сделали вывод о полезности лука, важности ухода за ним, вспомнили полезные советы продавца-консультанта. И я предложила выбрать полученную информацию и использовать её во время разбивки огорода на подоконнике.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности провела ряд НОД по исследовательской деятельности: «Путешествие капельки»; «Живая не живая природа», «Вода и лед», «Веселый ветер» и др. Так же создала центр «Детской научной лаборатории».
В этом центре исследования скопилось много материала. Этот материал создавался с помощью родителей и детей в течение 3-х лет. Здесь представлена коллекция самого разного природного материала:
камешки разного вида, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов.
Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, пробки, поролон, вата.
Различные пробирки, спиртовки, лупа, весы, магниты.
Посуда: пластиковые стаканы, ковши, миски, гибкие и пластиковые кисточки, соломки, контейнеры. Резиновые груши разного объема, резиновые перчатки, фартуки.
Весь этот материал находится в доступном для детей месте.
В феврале с детьми приготовили лотки, наполнили их землей. Рассмотрели семена лука, обращая внимание детей на то, что не все семена одинаковы: чернушка, севок, луковица для зелени. Никита был так удивлен, когда увидел семена чернушки. Он сказал, что они же такие маленькие, как «черные точки», из этих «черных точек» ничего не может вырасти.
И Никита каждый день ждал, что же вырастит из «черных точек»?
И вот, наконец, он удивился, увидев «зеленые волосики». И действительно, через два дня начали появляться маленькие перья лука. Вечером все дети пригласили своих родителей рассказать и показать, что же у них выросло из семян лука- чернушки?! Часто напоминала детям, что после посадки семян в землю важно полить её водой, чтобы семена «проснулись», и начали прорастать. Также создали разные условия для роста лука: в воде, в земле, на солнце и в тени. Результаты роста растений в разных условиях мы отмечали в календаре наблюдений.
По итогам наблюдений дети самостоятельно сделали вывод, что:
- лук на солнце вырос темно- зеленый, а в тени бледный;
- перья лука на солнце густые, крепкие, а в тени редкие и слабые;
- лук в земле растет медленнее, а в воде быстрее.
За время проведения проекта я познакомила детей с художественной литературой об овощах: р.н.с. «Вершки и корешки», белорусской сказкой «Пых», сказкой Джанни Родари «Приключения Чипполино», стихотворениями Ю.Тувима «Овощи», С.Маршака «Спор овощей». Детям было интересно слушать сказки и рассказы об овощах и инсценировать отрывки из этих произведений.
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей «Сбор урожая», «Работа людей в поле» расширило знания детей о труде взрослых.
Познакомила детей с пословицами и поговорками об овощах, с огромным желанием отгадывали загадки про лук.
Чтобы развивать познавательный интерес у детей об овощах проводила НОД и беседы в областях «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы» на темы: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».
Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Чудесный мешочек» беседы о том, как выращивают овощи на огороде, где закреплялись знания у детей о строении луковицы, о месте произрастания, развивались сенсорные знания детей.
Организовала выставку детских работ. С детьми рисовали «Веселого Чипполино», где они с удовольствием не только раскрашивали, но и дорисовывали смешные рожицы луковицы, отражая свои впечатления, полученные от чтения и рассматривания иллюстраций к сказке. Аппликация «Лучок - зеленый бочок» заинтересовала детей тем, что нужно было не вырезать ножницами, а просто рвать и клеить бумагу на готовую основу, создавая форму луковицы. Здесь закреплялась мелкая моторика рук, воспитывалась аккуратность, усидчивость. А ещё дети любят лепить. Во время проведения НОД на тему «Наша грядка», вспомнили про лето, про осенний урожай и отразили все воспоминания в своих работах.
И в завершение проекта провела праздник на тему «Лук и его друзья», на котором дети самостоятельно готовили овощной салат и угощали всех гостей.
Во время проекта проводилась работа с родителями, они были первыми помощниками в создании мини-лаборатории, принесли множество пособий и атрибутов для работы по экспериментированию. Было очень приятно, что родители всегда были осведомлены о том, что происходило в группе по организации огорода на окне. Особенно интересовались, как мы с детьми наблюдали за луком и отмечали рост растения в календаре. Было дано домашнее задание сочинить сказки и стихотворения про лук. Мы с детьми были удивлены разнообразным содержанием сказок и стихотворений, которые в итоге были собраны в одну книгу «Выдающиеся сочинения детей и их родителей о луке».
На этом наша работа с родителями не закончилась. Захотелось провести с ними еще что-то интересное. И сами родители предложили организовать праздник, посвященный Дню Земли, где сами же родители были персонажами: Земля - Лиля Ануровна, Вода - Ксения Владимировна, Солнце - Альфия Расилевна, Ветер - Дилара Рустамовна, Маша - Ольга Алексадровна. Весь праздник проходил в интересной игровой форме, дети были очень довольны, увидев своих родителей в ролях. Праздник удался на славу! Дети ещё раз закрепили знания о том, что растениям , так же как и людям , нужны свет, вода и тепло.
Итоговое обследование знаний детей о луке
Имя ребенка Вопросы Итог
Назови части лука Где растет лук Что нужно для роста лука Как ухаживают за луком Какая польза
от лука Гульназ● ● ■ ● ■ ●
Индира● ● ● ● ● ●
Кристина ■ ■ ■ ● ● ■
Артур ● ● ● ● ● ●
Аделина● ● ● ● ■ ●
Азамат● ● ■ ● ■ ●
Вилена ● ● ● ● ● ●
Антон ● ● ● ● ■ ●
Артем ● ● ● ● ■ ●
Ваня ■ ■ ▲ ■ ● ■
Роксана ● ● ● ● ● ●
Арслан● ● ● ● ● ●
Даша ● ● ● ● ● ●
Алан ● ● ● ● ● ●
Кирилл ● ● ● ● ● ●
Илья ● ● ● ● ● ●
Катя ● ● ● ● ● ●
Никита ● ● ● ● ■ ●
Айнур■ ■ ▲ ■ ■ ■
Женя ■ ■ ■ ● ■ ■
● 80% 80% 40% 90% 50% 68%
■ 20% 20% 50% 10% 40% 28%
▲ 0% 0% 10% 0% 10% 4%
Заключение.
По данной таблице можно увидеть, что после проведенных мероприятий обследование детей показало следующие результаты:
- у 68 % детей сформированы знания;
- у 28 % детей не достаточно сформированы;
- у 4 % детей не сформированы знания.
Исходя из данного обследования, можно с уверенностью сказать, что дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука.
У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дети рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья, изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
На этом наш проект не заканчивается. В подготовительной группе я хочу продолжить работу над ознакомлением детей с разными сортами лука и летом на грядке посадить лук-севок и вырасти полноценный урожай репчатого лука.
Список литературы
Л. Балаценко. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. – 2002, № 5
А.И. Васильева. Учите детей наблюдать природу. – Мн., 1972.
Т. Зенина. Наблюдаем, познаем, любим. Дошкольное воспитание. 2003, № 7.
Т. Зерщикова, Т. Ярошевич. Экологгическое развитие в процессе ознакомления с окружающим. Дошкольное воспитание. 2005, № 7
А.И.Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003, с. 56.
А.И. Иванова. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: Сфера, 2008, с.240.
Г. Иванова, В. Курашова. Об организации работы по экологическому воспитанию. Дошкольное воспитание. №7.
С.Н. Николаева. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
С.Н. Николаева. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательство центр «Академия», 2002, с. 336.