Межпредметная связь на уроках крымскотатарского языка и литературы (справка)



«Межпредметная связь на уроках крымскотатарского языка и литературы»
(справка)
Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Необходимость МПС диктуется дидактическими принципами в обучении, воспитательными задачами, подготовкой учащихся к практической деятельности.
Реализация межпредметных связей способствует достижению большего эффекта в общем развитии обучающихся. Основное значение межпредметных связей состоит в том, что они дают возможность увязать в единую систему все знания, получаемые по различным дисциплинам, а также получать новые знания на основе этих связей.
В соответствии с годовым планом работы управления образования администрации Симферопольского района, МБОУ ДО «ЦДЮТ» проводились тематические проверки по крымскотатарскому языку и литературе в Донской, Маленской, Тепловской, Кольчугинской № 2 школах.
В школах района открыты классы с крымскотатарским языком обучения, крымскотатарский язык и литературу изучают как предмет, факультативно и в форме внеурочной деятельности. Из них:
- Кольчугинская школа № 2 с крымскотатарским языком обучения: 14 классов – 264 обучающихся;
-Тепловская школа с двумя языками обучения (русский, крымскотатарский): 5-9 классы с крымскотатарским языком обучения - 85 обучающихся;
-Маленская школа с тремя языками обучения (русский, крымскотатарский, украинский): 1А класс с крымскотатарским языком обучения – 8 обучающихся, 1-4 классы - внеурочная деятельность – 25 обучающихся, 5-9 классы – факультативно – 30 обучающихся;
- Донская школа: 1-4 – внеурочная деятельность – 20 обучающихся, 5-9 классы – факультативно – 23 обучающихся.
В проверяемых школах работают 9 учителей крымскотатарского языка и литературы:
- специалистов высшей категории – 5, звание «Старший учитель» - 1;
- специалистов I категории – 2;
- специалистов – 1.
Кадровый состав позволяет вести предмет на достаточном уровне.
С целью обеспечения оптимальных условий для организации учебно - воспитательного процесса в школах оформлены кабинеты крымскотатарского языка и литературы, которые соответствуют требованиям. Кабинеты в данных школах выполняют основные задачи функционирования, а именно, способствуют индивидуальной подготовке учителя к занятиям, а также организации индивидуального и дифференцированного обучения учащихся. Оформлены постоянные и сменные стенды по крымскотатарскому языку и литературе. Книжный фонд кабинетов представлен учебниками, учебно-методическими пособиями, таблицами, информационной литературой. Систематизированы учебно-наглядные пособия, тематические картотеки дидактических и учебно-методических материалов, собраны электронные носители информации. В кабинетах оформлены этнографические уголки и экспозиции.
Во время проверок было посещено 7 уроков учителей крымскотатарского языка и литературы. Учителя школ широко используют индивидуальную работу у доски, стимулируют способность учащихся высказывать свою точку зрения по теме урока, проводят уроки с учетом возрастных особенностей обучающихся. Уместно используют наглядный и дидактический материал, иллюстрации. Учителя используют разные приемы и методы работы, которые служат для развития речи обучающихся.
Взаимосвязи крымскотатарского языка и литературы с другими учебными предметами разнообразны и многофункциональны. Предмет «Крымскотатарский язык» и «Крымскотатарская литература» включает в себя знания из разных областей: русский язык, литература, математика, история, география, биология, музыка, изобразительное искусство.
На уроках крымскотатарского языка и литературы Донской, Маленской, Тепловской, Кольчугинской № 2 школ прослеживалась межпредметная связь, которая позволяет учащимся восстановить в памяти, приобретенные раннее знания из других дисциплин. Каждый из методов (викторина, доклады учащихся, прослушивание музыкальных произведений, обсуждение произведений живописи, дополнительная информация историка) использованных учителями является продуктивным для воспитания общей культуры учащихся, для развития художественно-образного мышления. На уроках литературы в Маленской, Тепловской, Кольчугинской № 2 школ при работе над произведением, при изучении биографии писателей учителя опирались на знания и умения, сформированные в курсе крымскотатарского языка, истории, географии. Межпредметная связь литературы с крымскотатарским языком была направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях. Использование музыки на уроках литературы создает предпосылки дружной коллективной работе.
На уроках крымскотатарского языка в Маленской школе межпредметная связь осуществлялась с русским языком, литературой, (сравнение главных и второстепенных членов предложения в крымскотатарском языке и в русском языке), историей (работа над текстом); в Донской школе с литературой, музыкой, географией (игра путешествие), в Тепловской школе с музыкой, с изобразительным искусством (мини сочинение по картине, справка о художнике, музыкальное сопровождение), в Кольчугинской школе № 2 с биологией, изобразительным искусством (мини сочинение о любимом животном, обучающиеся сами были художниками).
В настоящее время трудно представить себе жизнь без информационных технологий, поэтому на уроках крымскотатарского языка и литературы учителя осуществляют межпредметную связь с информатикой и широко используют ИКТ в процессе обучения.
Таким образом, используя межпредметные связи на уроках крымскотатарского языка и литературы, учитель  подготовит учащихся  грамотных, вооруженных  навыками пользования устной и письменной речи в такой степени, в какой это будет им необходимо для творческой, производственной и общественной деятельности.
С целью совершенствования использования межпредметных связей на уроках крымскотатарского языка и литературы рекомендовать:
- продолжить работу по использованию межпредметных связей на уроках;
- расширять практику интегрированных уроков;
- привлечь деятелей культуры, искусства с целью расширения знаний о культуре, быте своего народа.
Методист МБОУ ДО «ЦДЮТ»А.И. Рустемова