Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по теме: Значение воды в жизни человека в классе Особый ребёнок 
государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г. Красного Сулина
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО
                     ЗАНЯТИЯ В КЛАССЕ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК».
                   Тема: «Значение воды в жизни человека».
                        Воспитатель: Кривоклякина Н.Ф.
                                                                    2013 учебный год.
             
Открытое занятие в классе «Особый ребёнок».
Тема: «Значение воды в жизни человека».
Цель: - закрепить знания воспитанников о назначении воды и её важности в жизни человека;
           - уточнить представления воспитанников о том, что вода очень важна для всех живых 
             существ, что без неё не могут жить растения, животные, человек;  
          - воспитывать у детей бережное отношение к использованию воды, закрепить понятие 
            «капля за каплей и океан, капля за каплей, закройте кран»;
          - продолжить развивать речь воспитанников, учить отвечать на вопросы воспитателя 
             предложениями, состоящими из 2-3 слов;
           - познакомить воспитанников со свойствами воды: холодная, горячая, тёплая, растворять и 
            не растворять вещества, с «запахом воды», вода прозрачная, не прозрачная;
           - формировать у воспитанников исследовательские навыки, вводить в  активный словарь детей 
             соответствующие слова;
 
                                                                    Ход занятия:
   1 Отгадывание загадки: 
      - Ребята, послушайте загадку и отгадайте её:
                  Меня пьют, меня льют.
                  Я всем нужна.
                  Кто я такая? … (вода)
 2 Прослушивание стихотворения  о воде:
     - Послушайте стихотворение о воде.
                   Если руки наши в ваксе,
                   Если на нос сели кляксы.
                   Кто тогда наш первый друг?
                   Снимет грязь с лица и рук?
                   Без чего не может мама
                   Ни готовить, ни стирать?
                   Без чего, мы скажем прямо
                   Человеку умирать.
                   Чтобы лился дождик с неба,
                   Чтоб росли колосья хлеба,
                   Чтобы плыли корабли,
                   Чтоб варились кисели,
                    Чтобы не было беды…
                 « Жить нельзя нам без Воды!!»
   3 Сообщение темы занятия и его целей:
        - Ребята, сегодня мы будем говорить о воде, о её значении в жизни человека, о бережном отношении к ней. Согласитесь, что без воды невозможно представить жизнь человека в квартире, дома и на земле.
  4 Значение воды для человека:
     - Ребята, а для чего нам нужна вода?  (отвечают дети)
     - Как мы её используем?   (отвечают дети)
    - Пьём, моем руки, умываемся, чистим зубы, полощем рот, принимаем ванну или душ, смываем в туалете.     - Когда нам ещё нужна вода? (отвечают дети)
    - Когда мы готовим пищу, кипятим чай, моем посуду, стираем бельё, убираем класс, моем пол, поливаем растения, так как они живые и без воды они погибнут. Вода нужна для всех живых существ!
  Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок. Вода нам нужна не только для бытовых нужд. А для чего ещё? (отвечают дети). По водным путям человек передвигается на теплоходах, пароходах, лодках, перевозят продукты, машины. По воде рек сплавляют лес (брёвна). Вода приносит тепло  по трубам и обогревает наши дома.
    Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток. На фабриках и заводах вода используется для растворения различных красок, для изготовления бумаги, кирпича и так далее.
   В поле, в саду, в огороде для выращивания пшеницы, овощей, фруктов тоже нужна вода. 
Без воды  не могут жить рыбы, растения, животные, птицы и вообще всё живое!
   5 Работа с копией Земли – глобусом:
        - Давайте рассмотрим нашу планету Землю (на глобусе). Казалось бы воды на Земле много, сколько угодно! Моря и океаны покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Нельзя забывать, что вода в морях и океанах – солёная. 
   - Какая вода в море и в океане? (отвечают дети, что вода солёная)
   - Правильно, ребята, вода солёная. А человеку какая вода нужна? Правильно, вода нужна пресная!
     А какие живые существа живут в солёной воде? (отвечают дети)
    - В солёной воде живут рыбы, акулы, киты, медузы, моллюски, крабы…
      Физпауза: « Рыбки плавают» (звучит музыка, дети двигаются под музыку)
  6  Как вода поступает к человеку в дом, квартиру:
    - Ребята, подумайте, откуда у нас в кране берётся вода? (отвечают дети)
    - Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделывают большой путь. 
     - Так как же они попали к нам? (отвечают дети)
     - Сначала они плавали в реке. Потом с помощью мощных насосов  человек направил их в трубы водопровода. Вода поднимается по трубам в квартиры, помещения до верхних этажей. Предварительно воду обеззараживают.
      - Ребята, представьте, что вы захотели пить. Можно ли пить некипячёную воду из-под крана? (отвечают дети) Нет, этого лучше не делать. А почему? (отвечают дети) 
      - Да потому, что в воде много вредных микробов и можно заболеть. Поэтому воду нужно обязательно кипятить. А когда вода кипятится, то микробы погибают.
      - Так для чего нам нужна такая вода? (отвечают дети)
      - Правильно, чтобы нам не заболеть.
     - Ребята, а вы знаете, что к воде нужно относиться бережно? И не оставлять без надобности открытыми краны?  Почему? (отвечают дети)
     - Чистую воду надо экономить – зря не лить!!! Закрывать кран, чтобы вода не текла напрасно! Берегите воду!
    - Представьте, что в доме, квартире неожиданно отключили воду. Вы открыли кран, а вода не течёт? Что нужно сделать? (отвечают дети)
     - Правильно, нужно закрыть кран! А что может произойти, если мы забыли закрыть кран? Вода польется через край раковины и потечёт на пол и начнётся настоящий потоп. Вода зальёт, протечёт на этажи к соседям, испортит мебель, потолки и стены станут мокрыми и может произойти короткое замыкание в электрических проводах.
  Вывод: Не расходуйте воду зря! Капля за каплей – и океан, капля за каплей – закройте кран!
 - Вы вечером, когда умываетесь и моете ноги, разбрызгиваете воду на пол в умывальной комнате?
Что может произойти плохого? (отвечают дети)
 - Можно поскользнуться, упасть на пол, сломать ногу или руку. Произойдёт несчастный случай! И воды опять расходуется много без пользы! Берегите воду!
 7 Проведение игры: «Солнышко и тучка»:
   - Ребята, давайте поиграем в игру «Солнышко и тучка». Прошёл дождик, выглянуло солнышко. Капельки испарились.
  - Ребята, отгадайте загадку:
      Если пить мы захотели, 
      То её мы вскипятим!
       Что это? (вода)
  8 Проведение опытов с водой:
     - Ребята, как вы думаете, у воды есть запах? (отвечают дети)
     - Давайте проверим это.
      Опыт №1: «У воды нет запаха».
   Предложить детям понюхать воду в стакане, и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
   Вывод: «У воды – нет запаха».
      Опыт №2: « Прозрачность воды»:
    - Ребята, давайте посмотрим и определим, что вода прозрачная или непрозрачная.
   Нальём в стакан воды. В этот стакан поместим чайную ложечку. А в другой стакан нальём молоко. В стакан с молоком тоже поместим чайную ложечку. Определим, в каком из стаканов ложка видна, а в каком – нет. Почему? В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком – не видна.
    Вывод: «Вода прозрачная, а молоко – нет».
     Опыт №3: 
   - Ребята, вода бывает холодной, горячей, тёплой. 
     На парте стоит 3 стакана с водой разной температуры. Воспитатель предлагает детям определить воду горячую, холодную и тёплую.
     Вывод: «В реках, озёрах, морях вода бывает разной температуры. А значит там живут разные растения, животные, приспособленные к жизни в этой воде».
        Опыт №4:
    - Ребята, давайте в стакан с водой насыплем сахар. Размешаем воду чайной ложкой. Посмотрим, растворился ли сахар или нет? Правильно, сахар в воде растворился.
    Вывод: «Сахар растворяется в воде».
  9 Подведение итогов занятия. Оценивание  работы воспитанников.
    - Ребята, а сейчас давайте запятим воду. Заварим чай и пригласим наших гостей к столу на чаепитие.
  Дети сервируют стол к чаю и приглашают гостей к чаю.