Доклад Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы (Из опыта работы)


«Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы»
(из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ «Волоконская СОШ имени А.В. Забояркина»
Серых Ю. С.)

 «Одно колесо часовой машины спросило другое:
- Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону?
- Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая»
 (Притча)
  
Разные школьные предметы, как колесики часового механизма, служат одной цели -        обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться.

        В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии.
Учителю-предметнику в решении этой задачи помогают интегрированные уроки.
Слово «интеграция» запало мне в душу еще в начале моего педагогического пути, когда еще только заканчивала институт. На одном из занятий мы обсуждали плюсы и минусы интеграции. Прошло время. С введением ФГОС многое изменилось. Сегодня интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность. И теперь мы не задумываемся над тем, нужны нам такие уроки или нет. Знаем, что нужны. Зачем? Что дает нам межпредметная интеграция?
Начну, пожалуй, с проблемы. Вспомните, что отвечают нам дети на вопрос: «Какой предмет тебе больше всего нравится?» Какой ответ чаще всего мы слышим? Может, русский язык, литература или математика? Нет, как правило, так ответят единицы. Какой предмет на первом месте? Физкультура (!), ИЗО, технология, музыка.
Такие ответы заставляют меня задуматься. Ведь я учитель русского языка и литературы. Как же так? Почему мой предмет не такой интересный? Как сделать так, чтобы мои дети сказали, что русский – самый их любимый предмет?
Конечно, перед учителем русского языка стоит непростая задача. С одной стороны, он должен научить так, чтобы дети сдали хорошо Единый государственный экзамен, заставляя постоянно повторять и заучивать отвлеченный языковой материал. А с другой стороны – должен учить интересно, создавая на уроке атмосферу научного исследования. Осознание ответственности за результаты экзаменов и будущее учеников часто заставляет нас, учителей, оставить все развлекательное и интересное на второй план. В итоге, как правило, к предмету снижается интерес самих обучающихся.
Мы можем заставить ученика учиться. Но как сделать так, чтобы дети еще учились не только потому, что надо, но и потому, что им это интересно?
На мой взгляд, одним способов решения данной проблемы является проведение интегрированных уроков.

Подобные уроки могут проводиться двумя и более учителями разных предметов или же одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является основным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, соотнести с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

 Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.

Попробую это доказать на примерах из личного опыта.
Иногда, при изучении некоторых тем, без интеграции просто не обойтись. Вот урок литературы. Читаем мифы Древней Греции. Останавливаемся почти на каждом слове, потому что не понятно. А между тем потеряно важное – потеряно первое положительное восприятие текста. Поэтому, прежде чем знакомиться с текстом, нужно воспроизвести знания из истории. Совмещаем урок истории и литературы. Или привносим элемент урока истории в урок литературы. Тем самым помогаем нашим ученикам учиться применять полученные умения сразу на двух предметах.
Однажды читали с учениками сказку. Встретили много устаревших слов. Пришлось призвать на помощь знания по истории: разделение на социальные слои населения древней Руси (крестьяне, купцы, дворяне, бояре, царь); быт крестьянской семьи и т.д.
Продумывая будущий урок, учителю все время приходится предугадывать то, что может быть не понято, или непонятно учениками в каждом конкретном классе.
Вот еще пример. Урок развития речи в 5 классе. Тема «Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом». Прошу рассказать, о чем написал художник, воспроизвести историю, рассказанную художником. Часто дети затрудняются ответить, поэтому здесь (заранее) можно дать индивидуальное домашнее задание поискового характера. И тут как раз на помощь приходят знания, полученные учащимися на уроках истории, ИЗО или самостоятельно: краткая биография художника, история его жизни, время написания картины, как оно отражено в истории и т.д. Могу отметить, что ученикам нравится проявлять себя, показывать свои знания на уроке, побыть, так сказать, в роли учителя.
Где потом могут пригодиться подобные знания? Ребята постепенно научатся разбираться в искусстве. Только человек, разбирающийся в изобразительном искусстве, сможет описать детали картины, мотивы полотна, выбранные краски и композицию. Эти знания лежат уже не в плоскости языкознания, но именно эти знания помогут написать хорошее сочинение, помогут научиться составлять текст – описание.
           В последнее время все чаще стали говорить о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. С этой целью ввели в школьный курс предмет «Основы православной культуры». Вся русская литература вместе с православной культурой направлена на воспитание духовной личности. Без этого альянса невозможно изучение, например, таких произведений, как роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор», рассказ Н. С. Лескова «Христос в гостях у мужика» и многих других. Ученики с замиранием сердца слушают евангельские притчи, сопоставляют их с художественным  текстом, анализируют, делают выводы.
Особое настроение создает заочная экскурсия в храмы. Это преображает детей, приобщает к нравственным истокам своей Родины, заставляет задуматься о духовных ценностях жизни. Ребята начинают интересоваться духовным наследием.
Учитывая специфику преподаваемых предметов, особенности программного материала и содержание учебников, свои интегрированные уроки я в основном выстраиваю на основе русского языка или литературы. Совмещаемыми предметами чаще всего бывают музыка, живопись, история, краеведение, МХК. Но иногда приходится вспоминать и географическое расположение острова, и химический состав того или иного элемента, и математические правила, и многое другое.
Например, изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Петра I в романе А.Толстого «Петр I» без опоры на исторический материал об эпохе Петра I и личности самого царя? Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества? На таких уроках так же уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания, что позволяет не только расширить знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.
    Что помогает на уроке создать непринужденную атмосферу, усилить впечатление от прочитанного? Конечно, музыка! Музыка на уроках русского языка помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная, так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке учитель чаще всего сообщает и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это способствует расширению кругозора учащихся.
Напряженность на уроке помогает снять ИЗО. Ребята раскрепощаются, наполняются положительными эмоциями, проявляют творчество, демонстрируют своё видение мира.
     Одна из задач каждого учителя – подготовка ученика к взрослой жизни, к жизни в обществе. И на пороге взрослой жизни ребят ждет испытание в виде ЕГЭ. Интегрированные уроки помогают более эффективно подготовиться к экзамену. Знания, полученные на таких уроках, особенно выручают в выполнении творческого задания, написании сочинения-рассуждения.   
             Чтобы учеба была в радость детям, главное в работе учителя - быть заинтересованным самому. И тогда, как пишет известный академик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», будет интересно и тому, кто тебя слушает. Значит, твоему ученику. Многое зависит от самого учителя. Готовясь к уроку, он должен четко себе представить не только то, что конкретно по теме он хочет объяснить ученикам, но и знать, с каким предметом будет целесообразно интегрировать урок литературы или русского языка. Необходимо знать, что интеграция возможна  при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
        Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
       Нужен огромный личный багаж знаний не только по своему предмету, но и хотя бы по схожим с ним. Немаловажную роль играет увлечение учителя.
 Интегрированные уроки дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
      Таким образом, можно утверждать, что межпредметная интеграция на уроках русского языка способствует не только активизации учебной деятельности, но и воспитывают:
-коммуникативность,
-критическое мышление,
- толерантность,
-креативность,
-самостоятельность и ответственность,
-любовь к своему краю и многие другие качества личности.
     Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам.  Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы можно и нужно интегрировать (в приложении я отразила темы возможных интегрированных уроков русской литературы и русского языка).
Подводя итог, хочется сказать, что  необходимо осознать каждому из нас, что межпредметная интеграция в современной школе - реальная потребность настоящего времени. Она необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании у ребенка целостной картины мира.


Приложение 1
Разделы и предметы, которые мне приходилось чаще всего совмещать:
Русский язык и физика, русский язык и биология (человек).
(Фонетика. Что такое звук? Как зарождается звук? Какие органы помогают человеку говорить?). 2. Язык и общество (Что такое речь? Как она зародилась? Какие функции выполняет речь?).3. Русский язык и история. ( Словообразование. Этимология. Алфавит. Ученые – русисты).4. Русский язык и ИЗО. (Текст – описание. Слова в переносном значении. Художественные средства языка).5. Русский язык и математика. ( Числительное).
6. Литература и история. (Жизнь и творчество поэта или писателя. Развитие искусства в определенный исторический период).7. Литература и музыка, литература и кино, литература и театр.
Приложение 2
Темы возможных интегрированных уроков  русской литературы, музыки, МХК, основ православной культуры, ИЗО 
Тема Интеграция уроков Класс
Частушки как произведения устной народной поэзии Литература, музыка 5
Тема природы в стихотворениях С. А. Есенина. Изображение природы в литературе, живописи, музыке. Литература, музыка, ИЗО5
Инсценирование сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» Литература , МХК (театр), музыка 5
Тема осени в словах и красках Литература, музыка, ИЗО6
«Нам жизнь дана, чтобы любить…».Сопоставление притчи о добром самарянине и сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок» Литература, ИЗО, основы православной культуры 6
Поверьте в чудо! (просмотр и анализ кинофильма по феерии А. Грина «Алые паруса») Литература, ИЗО, МХК (искусство кино) 6
Строгий, стройный вид… Архитектура Петербурга и А. С. Пушкин. Урок по поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Литература, МХК 7
Образ Ивана Грозного и опричники в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Литература, история, МХК, музыка 7
«Нет уз святее товарищества…» Анализ повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Литература, история, основы православной культуры, ИЗО7
Изображение пугачевского бунта в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Литература, история 8
«Мужчина и женщина в семье» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и на основе личных наблюдений учащихся) Литература, обществознание 8
Повесть о Петре и Февронии Муромских. Литература, МХК (иконопись, архитектура) 9
Адресаты лирики А. С. Пушкина. Литературно-художественная композиция. Литература, музыка (романс) 9
Тема Кавказа в лирике М. Ю. Лермонтова. Литература, живопись 9
Евангельские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Литература, основы православной культуры 10
Петербург Достоевского по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Литература, МХК, архитектура Петербурга 10
«Гимн высокому чувству любви»(по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Литература, музыка (соната Бетховена) 11
«У меня в Москве купола горят…»  Тема Москвы в творчестве М. Цветаевой. Литература, МХК (архитектура Москвы) 11
«А об этом вы можете рассказать?…» Тема сталинских репрессий в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Литература, история, основы православной культуры 11
«Идет война народная…» по произведениям о войне Литература, история, музыка 11
«Мне жалко той судьбы далекой» (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Литература, история, основы православной культуры 11
Литературно-музыкальная композиция по творчеству В. Высоцкого. Литература, музыка, МХК (кино) 11
 
 
   
Приложение 3
Темы возможных интегрированных уроков русского  языка, русской литературы, ИЗО 
Виды работ, темы уроков Интеграция уроков
Различные виды разбора (особенно синтаксический) на примерах произведений классической литературы. Русский язык, литература
Изложения и диктанты на примерах произведений классической литературы. Русский язык, литература
Сочинение по картине (картины Шишкина, Сурикова, Левитана,  Саврасова, Крамского, Иванова, Врубеля, Васнецова, Кустодиева и других)Русский язык, ИЗОСочинение по картине (иллюстрации к произведениям, виды архитектурных зданий, храмов (Храм Покрова на Нерли, Храм Василия Блаженного, Церковь Кижи, Храм Христа Спасителя и другие)Русский язык, ИЗО, основы православной культуры, краеведение
Изучение тем: «Имя числительное» Русский язык, математика
Устойчивые сочетания слов, взятые из Библии. Их происхождение. Русский язык, основы православной культуры
Происхождение крылатых слов и выражений. Русский язык, литература
Этимологический анализ слова. Русский язык, история русского языка, старославянского языка, история, основы православной культуры.
Лингвистический анализ текста. Русский язык, литература