Презентация по русскому языку Развитие орфографической зоркости через применение материалов устного народного творчества
Развитие орфографической зоркости через применение материалов устного народного творчестваВыполнила :Подольских Наталья Милентиевна, МБОУ г. Иркутска СОШ № 77
Я давно работаю в школе, как говорится, собаку съела на этом деле., Так же давно применяю материалы устного народного творчества на уроках русского языка для формирования орфографической зоркости, расширения словарного запаса, развития речи, давала открытые уроки, выступала на педсоветах, на МО.
Но появление в нашей работе несколько лет назад компьютеров, вносит много нового и в эту работу. Она становится более интересной, появляются новые возможности для творчества как у учителя, так и у детей.
Много материала по теме можно найти в интернете, но если использовать все, что там есть. Времени ни на каком уроке не хватит. Поэтому я, начиная с уроков обучения грамоте, использую этот материал на минутках чистописания. Практически ежедневно в течении 4-х лет я прописываю в тетрадях по –русскому языку пословицы, поговорки, народные приметы, фразеологизмы и т.п. причем, одно и то же могу прописывать в каждом классе, используя разные виды работ в соответствии с программой.
Рассмотрим виды заданий, которые можно давать детям на примере одного, очень простого фразеологизма «водить за нос».Конечно, самое первое задание, причем во всех классах- объяснить смысл. Если ученики пытаются это сделать и в первом, и во втором, и в третьем классе, то к четвертому классу смогут даже применить фразу в речи, смогут объяснить его значение, например, в олимпиадном задании, потому что во всех олимпиадах встречаются задания типа «замени одним словом».
Водить за нос Это выражение было связано с ярмарочным развлечением: цыгане водили медведей за продетое в нос животного кольцо и заставляли их выполнять различные трюки, обманывая обещанием подачки.
Задание в первом классе очень простое- напиши красиво.Во втором: вставь пропущенные буквы «в.дит. За но.», напиши красивоЗадание в третьем классе: разбери по частям речи, напиши красиво.Задание в четвертом классе: определи падеж существительного, спряжение глагола, напиши красиво, объясни одним словом, в этом слове (обманывать) выдели орфограммы, составь предложение, употребив фразеологизм.
Со словом «нос» много фразеологизмов, поэтому можно много уроков подряд посвятить работе с такими фразеологизмами. Многие из них позволяют проводить ненавязчивую воспитательную работу, например, фразеологизм:
Зарубить на носу Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами».
К четвертому классу ученики легко справляются с разными видами работ. Могут сочинить, например, четверостишье под названием «клевать носом» (Долго вечером смотрел я взрослый сериал, сегодня на уроке всю парту носом исклевал.) Могут сочинить сказку, рассказ , например, на тему «вешать нос»
а сейчас задание для учителей. Мы сейчас сидим и точим лясы. Все знают этот фразеологизм, знают, как объяснить его значение, а знаете ли вы его происхождение? Очень интересное задание: подобрать синонимы и антонимы к данному фразеологизму.
Лясы - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить их мог только настоящий мастер. Предположительно, изначально "точить лясы" означало вести изящную беседу. Но умельцев подобным образом общаться становилось всё меньше и меньше. Что и привело к изменению значения выражения на противоположное. И ныне «лясы точить» означает вести пустую болтовню.
Спасибо за внимание