Конспект НОД для детей подготовительной группы Пришла с мороза Елочка
Конспект совместной музыкальной деятельности для детей подготовительной группы «Пришла с мороза Елочка»
Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства через исполнительское и сочинительское творчество в движении.
Задачи:
- учить детей придумывать танцевальные движения к знакомой песне;
- совершенствовать навыки исполнения различных видов шага;
- развивать чувство ритма, желание творческого поиска;
-воспитывать умение действовать в коллективе, принимать идеи товарищей;
- приобщать к подготовке к общенародному новогоднему веселью.
Этапы Содержание
Мотивация к деятельности
Музыкальный руководитель приходит в группу с маленькой новогодней елочкой.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, как наша елочка нарядилась, ведь завтра наступит зима, а с ней придет самый веселый праздник – Новый год. Совсем мало времени осталось до встречи Нового года, а я никак не могу придумать движения к песне «Пришла с мороза елочка». Столько веселых хороводов придумала, а этот - ну никак не могу. Слова песни мы с вами разучили, а движений нет. Так хочется, чтобы праздник получился радостным, красивым и незабываемым… Ребята, может быть, вы мне поможете? У кого есть желание, пойдемте в музыкальный зал.
Желающие дети с музыкальным руководителем проходят в музыкальный зал
Проблемная ситуация
Целеполагание
Музыкальный руководитель: Поставим нашу елочку в центр зала. Итак, с чего же мы начнем?
Дети (предполагаемые ответы): Начнем придумывать движения (танцевать, двигаться).
Музыкальный руководитель: Хорошо, начинайте.
Педагог стоит рядом с детьми, за инструмент не садится
Варианты поведения детей:
1. Дети в растерянности, стоят, переглядываются, вопросительно смотрят на педагога.
Музыкальный руководитель: Что-то случилось? Почему вы не танцуете?
Дети (предполагаемые ответы): Мы не знаем, как.
Музыкальный руководитель: Вы знаете много различных движений, танцуйте. Или вам чего-то не хватает?
Дети (предполагаемые ответы): Не хватает песни, музыки и т.п.
Музыкальный руководитель: Я тоже так думаю. Прежде, чем сочинять движения, нам нужно вспомнить песню. Давайте пропоем ее с помощью нашего музыкального альбома.
Пение песни «Пришла с мороза елочка»
(в сопровождении музыкального альбома)
2. Дети начинают двигаться каждый по-своему, исполняя «свои» движения.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Вы красиво двигались. А что вы хотели показать в своих движениях?
Дети (предполагаемые ответы): Танец, елочку, праздник, веселье, Новый год.
Музыкальный руководитель: вам было удобно танцевать?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель: Почему? Чего вам не хватило?
Дети (предполагаемые ответы): Не хватает песни, музыки и т.п.
Музыкальный руководитель: Я тоже так думаю. Прежде, чем сочинять движения, нам нужно вспомнить песню. Давайте пропоем ее с помощью нашего музыкального альбома.
Пение песни «Пришла с мороза елочка»
(в сопровождении музыкального альбома)
3. Дети говорят педагогу: Садитесь за фортепиано; играйте музыку; давайте споем песню про елочку!
Музыкальный руководитель: А без музыки можно обойтись?
Дети (предполагаемые ответы): Нет, мы же движения к песне будем придумывать!
Музыкальный руководитель: Мне тоже кажется, что без музыки движения будут непонятными и придумать их очень сложно. Прежде, чем сочинять движения, нам нужно вспомнить песню. Давайте пропоем ее с помощью нашего музыкального альбома. Исполним песню в характере.
Пение песни «Пришла с мороза елочка»
(в сопровождении музыкального альбома)
Актуализация имеющихся знаний
Добывание новой информации
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы пели очень красиво. Песню мы вспомнили, а сейчас я предлагаю вспомнить все виды шага, которые мы знаем. Кто сможет напомнить нам?
Дети называют известные виды шагов (хороводный, дробный, пружинящий, приставной шаг с приседанием, приставной шаг с припаданием и т.п.:Музыкальный руководитель: Ваня, пожалуйста покажи всем, как выполняется этот шаг. (Ребенок выполняет под счет музыкального руководителя, дети называют шаг и анализируют качество исполнения). Молодец, Ваня, ты очень постарался! Какой еще шаг мы знаем? (Ответ ребенка). Позволь, я тебе подыграю! (Выполняет ребенок, назвавший вид шага, в сопровождении фортепиано, дети анализируют).
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вспомнить этот шаг всем девочкам, а мальчики оценят ваше исполнение (девочки выполняют, мальчики оценивают).
Музыкальный руководитель: А сейчас, мальчики, покажите нам следующий шаг (мальчики выполняют, девочки оценивают).
Далее дети отрабатывают различные виды шага то в круге,
то врассыпную, то встав в шеренгу.
(Схемы движений изображены на слайдах)
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами вспомнили различные движения, которые можно использовать в хороводе. А к нашей песне «Пришла с мороза елочка» все движения подойдут?
Дети (предполагаемые ответы): Да; нет…
Музыкальный руководитель: Как это проверить?
Дети (предполагаемые ответы): Спеть и станцевать.
Музыкальный руководитель: Хорошо. Вставайте в круг, возьмитесь за руки. И мы начнем исполнять песню и выполнять… дробный шаг.
(Дети поют и двигаются по кругу дробным шагом)
Музыкальный руководитель: Ну, что, подходят движения к музыке?
Дети: Нет, не все движения подходят.
Музыкальный руководитель: Мне тоже так показалось. Давайте вместе вспомним, какая музыка звучит в песне. Подойдите к инструменту. Я сыграю музыку запева.
Слушание запева песни «Пришла с мороза елочка»
Музыкальный руководитель: Какая музыка звучала? Какой у нее характер?
Дети: Музыка плавная, торжественная, праздничная, важная). Музыкальный руководитель: Исполним запев песни вместе.
Пение запева песни «Пришла с мороза елочка»
Музыкальный руководитель: Какой из шагов больше подходит к этой музыке?
Дети: Хороводный.
Музыкальный руководитель: Давайте попробуем.
Исполнение запева песни с движением
Музыкальный руководитель: Соответствуют движения характеру музыки?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: Итак, движения к запеву песни мы придумали. А сейчас вспомним припев. Предлагаю присесть на ковер и послушать музыку.
Слушание припева песни
Музыкальный руководитель: Какая музыка звучала? (нежная, ласковая, певучая). Исполним припев в характере.
Пение припева песни «Пришла с мороза елочка»
Музыкальный руководитель: Какие движения вы представляете под эту музыку?
Дети (предполагаемые ответы): ласковые, нежные.
Музыкальный руководитель: А, может быть, слова помогут нам: «Фонарики на елочке качаются». Как это можно показать?
Дети высказывают свои предложения
Музыкальный руководитель: Давайте выполним с пением.
Исполнение 1 музыкальной фразы припева с движением
Музыкальный руководитель: Красиво получилось? Соответствуют движения музыке? А дальше в песне такие слова: «И наш веселый праздник продолжается!» Движения должны быть веселыми, но одновременно нежными, как музыка. (Дети высказывают свои предложения).
Исполнение 2 фразы припева с движением
Музыкальный руководитель: Ну, как вам эти движения? Понравились? Мне тоже. Ребята, а что мы будем делать во время музыкального проигрыша? Вспомним музыку. В каком характере звучит проигрыш? (Озорной, веселый подвижный).
Музыкальный руководитель: Как можно передать веселое настроение?
Дети (предполагаемые ответы): Можно покачать головой, попрыгать, похлопать в ладоши, улыбаться.
Музыкальный руководитель: Давайте создадим озорное настроение. Покачаем головой, улыбнемся, похлопаем. Какой ритмический рисунок можно выполнить под эту музыку ладошками? Я сыграю, а вы похлопайте.
Исполнение детьми ритмического рисунка хлопками
Музыкальный руководитель: Кто придумал свой ритмический рисунок и покажет нам на фланелеграфе, используя цветные полоски?
Дети по желанию записывают свой ритмический рисунок,
все прохлопывают заданный ритм
Освоение новых знаний
Закрепление разученных движений хоровода Музыкальный руководитель: Я тоже придумала ритмический рисунок и предлагаю его вам. Внимание на экран!
(Ритмический рисунок изображен на слайде)
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте прохлопаем и эти варианты ритмического рисунка. (Дети хлопают, глядя на слайд и проговаривают):
ТИ – ТИ – ТА – ТА – ТА,
ТИ – ТИ – ТА – ТИ – ТИ – ТА.
Музыкальный руководитель: Молодцы, четко говорили и хлопали. Особенно мне понравилось, как хлопала Валя. Прохлопай для всех. Постарайся, у тебя обязательно получится! (Девочка хлопает, педагог хвалит ее). А теперь все вместе под музыку без слов. Постарайтесь четко, как Валя.
Исполнение ритмического рисунка хлопками под музыку
Музыкальный руководитель: Ребята, какой ритм вам понравился больше всего? А тебе, Андрей? А тебе, Маруся?
Музыкальный руководитель: Ну, что ж, ребята, движения к разным частям хоровода у нас есть. Что нам осталось сделать, чтобы получился хоровод?
Дети (предполагаемые ответы): Спеть, станцевать, похлопать.
Музыкальный руководитель: Да, пришло время соединить все части хоровода.
Исполнение хоровода «Пришла с мороза елочка»
(1 куплет)
Рефлексия
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравился наш хоровод? Дети: Да!
Музыкальный руководитель: А мне – то как понравился! Вы мне очень помогли. Вам, наверное, было трудно? А интересно? (Ответы детей) Что вы чувствовали, когда сочиняли движения к хороводу?
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, мы уже можем выступить с нашим хороводом у елочки на новогоднем празднике?
Дети (предполагаемые ответы): Да! Нет!
Музыкальный руководитель: Почему же нет?
Дети: Он не закончен. Песня продолжается, а движений нет.
Музыкальный руководитель: Точно. В песне 2 куплета. Сегодня мы закончим работу над хороводом, а вам предлагаю дома, в группе придумать движения хоровода до конца. Вы готовы? Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Ребята, спасибо, что откликнулись на мою просьбу, все вместе мы сочиним красивые движения к песне, а, когда мы их отработаем, получится веселый хоровод, и мы весело встретим Новый год. До свидания.