Методическая разработка Сетевая модель современного школьного образовательного пространства
Ермакова Татьяна Юрьевна
Сетевая модель современного школьного образовательного пространства
Ключевые слова: сетевая модель, предпрофильное обучение, исследовательская компетенция, непрерывное естественнонаучное образование, практико- ориентированное знание, социальная адаптация.
Аннотация: рассматриваются основные условия формирования непрерывного естественнонаучного образования. Авторами рассмотрена эффективность формирования сетевой модели, применение которой способствует повышению качества знаний учащихся по химии и смежным наукам, практической направленности образования и социальной адаптации выпускников.
Современное образование слишком задержалось на этапе реформирования, при этом наблюдается занижение роли естественнонаучных предметов на общем фоне снижения уровня образованности и общей культуры. Для решения данной проблемы необходима интеграция усилий педагогов всех естественнонаучных направлений по разработке и внедрению учебных инновационных программ и программ дополнительного образования, конечная цель которых - формирование социально мотивированной и адаптированной в мировое сообщество личности. Роль учителя при этом – тьюторское сопровождение. В нашей школе таким центром стала МНЛ (муниципальная научная лаборатория), с некоторыми направления деятельности которой мы хотим поделиться.
С 2005 года в образовательных учреждениях области началось поэтапное введение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Одним из направлений создания профильной школы является вариативность форм предпрофильного обучения. Практический опыт показывает, что существуют две модели профилизации: внутришкольная и сетевая. В Саратовской области большинство школ используют внутришкольную профилизацию, но больший на наш взгляд эффект дает сочетание внутришкольной профилизации и сетевой. Основное отличие сетевой модели предпрофильной подготовки заключается в активном привлечении профориентационной работы и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур. Модель предпрофильной подготовки по химии образовательного учреждения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени П.А. Столыпина» строится из внутришкольной модели: 5 класс – естествознание (Т.С. Сухова, В.И. Строганов) - ранняя профилизация, основы естественнонаучных знаний, 6 – 7 класс – раннее изучение химии (пропедевтический курс), (авторы: Габриелян О.С., Остроумов И.Г.), 8 класс – элективные курсы по химии, 9 класс – сетевая модель предпрофильной подготовки. По результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования учащиеся называют химию в числе самых сложных предметов. Однако химия является профилирующим предметом во многие вузы Саратовской области (3 вуза, 24 специальности). Сложность в том, что учащиеся сталкиваются со значительной перегрузкой курса химии в основной школе, прохождение материала очень интенсивно, просто часто нет условий для создания и развития познавательного интереса к предмету.
В нашей школе сложилась система работы по ранней предпрофильной подготовке по химии с 5 класса. Мы считаем, что естественнонаучное образование должно быть непрерывным, только в этом случае у ребят возникнет интерес к предмету.
В 2009 году учителями Остроумовой Е.Е. и Агуреевой С.В. разработан и апробирован сетевой элективный курс: «Химия в моей будущей профессии». Мы старались сделать этот элективный курс доступным, актуальным, практически значимым, побуждающим к практической деятельности. Занятия элективного курса проводятся в учебных и лабораторных аудиториях разных образовательных учреждений. Таких как: Энгельсский технический институт, филиал СГТУ (кафедра экологии, кафедра полимерных материалов и эластомеров, кафедра электрохимических производств), Энгельсский промышленно – экономический техникум, Энгельсский «Политехникум». Среди учащихся 8 – 9 классов проводим мониторинги: Знакомы ли учащиеся с профессиями, основанными на химических знаниях? Имеют ли отношения к химическим профессиям твои родители? Будет ли ваша будущая специальность в дальнейшем связана с химией?
На занятиях элективного курса помогаем ребятам познакомиться со специальностями, связанными с химией, узнать, какие вопросы решают эти специалисты, какие вузы их готовят, объекты их дальнейшей работы. Среди таких специальностей – криминалисты. Наши ребята познакомились с этой профессией в криминалистической лаборатории, побывали в роли врача – лаборанта, фармацевта, на некоторое мгновение стали инженерами – технологами; на практическом занятии побывали в роли врача – стоматолога; занимались в современной химической лаборатории на предприятии «Хенкель – Юг». А в детской больнице стали для малышей добрыми докторами, медсестрами. На практическом занятии в медицинской лаборатории научились анализировать состав крови.
В ЭПЭТ (Энгельсский промышленно – экономический техникум) ребята побывали в роли экспертов потребительских товаров. На практическом занятии ребята осуществляли экспертизу молока и творога органолептическим методом, определяли качество кожи.
В СГТУ ЭТИ на кафедре «Технология электрохимических производств», на практическом занятии ребята наносили защитные покрытия на металлические изделия с помощью гальванометода. Особое впечатление ребята получили, увидев, как с помощью новых материалов – структурированного графита – можно удалить нефтяное пятно – это доступный и перспективный метод.
На кафедре «Экология», ребята изучали экологическое состояние воды из различных источников, знакомились с профессией эколога.
Навыки, полученные на занятиях, с успехом применяются во внеклассной работе. Вся деятельность в рамках клубов по интересам направлена на формирование интегрированного естественнонаучного пространства. Посещая музеи города, наши ребята предлагают свои услуги по реставрации экспонатов и экспозиций. Участие в масштабном проекте РГО « Живые родники России» требует проведения и серьезной оценки химического анализа воды Волжских притоков и обоснования экологического состояния природных объектов.
Итак, в заключении нам хочется сказать, что основная цель сетевой предпрофильной подготовки:
заставить человека задуматься о личном вкладе в охрану окружающей среды,
спровоцировать его на размышления о проблемах выбора профессии и карьеры.
15