СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ВАЖНОСТЬ УРОВНЕВОЙ ПРОГРАММЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.

Важность уровневой программы в формировании современного образовательного пространства.

Есмаханова Улжан Алибаевна,
Абиева Гулжайна Утепбергеновна
преподаватели по педагогики
Кызылординский гуманитарный колледж им.М.Маметовой

Такие качества человека ХХІ века как духовность, творческий интеллект, спобность искать новшества в наше время ценятся как основной капитал общества. Будущее нашей независимой страны в руках образованного, воспитанного, сознательного поколения и в нашем современном обществе достаточно необходимых задач, имеющих отношение к воспитанию молодежи. Отсюда вытекает акутальность данной темы.
В настоящее время, знание, образование влияют на жизнь людей, на их ответственность перед собой и перед историей человечества. Как говорил Ш.А.Амоношвили: "Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом".
Чем больше развивается и изменяется общество, тем самым изменяется и обновляется цель воспитания детей. В наше время, один из основных целей – это освоить основы науки, вместе с тем, впитывать в сознание будущих профессиональных специалистов такие качества как милосердие, справделивость, любовь и счастье.
Если мы хотим воспитать здравомыслящее и образованное, квалифицированное и культурное поколение, развивать их мировоозрение на гражданском уровне, если мы хотим вырастить поколение у которого есть национальная и гражданская гордость, мы должны улучшить виды и методы образования в целом. В связи с этим перед педагогами стоит обязанность постоянно обновлять методику преподавания и освоив новые технологии уметь их умело использовать в работе. Каждый педагог имеет возможность использовать свои личные методики преподавания, новые технологии и авторские образцы своих работ. В связи с этим увеличивается важность осваивания содержания уровневой программы.
Понятие главной идеи данной программы послужит основой для совершенствования и укрепления педагогико-психологических знаний, основанных на многих научных теориях.
В каком бы периоде, в каком бы обществе не жил ребенок его формирование как личность начинается с учителя. Значительные изменения в сфере образования требуют большой ответственности как от педагогов так и от будущих специалистов. Воспитать самообразованного, всесторонне развитого, знающего свое дело личность – в руках педагога.
Приоритетными направлениями содержания уровневых программ определены следующие актуальные тематические модули:   
Новые подходы в преподавании и обучении.
Обучение критическому мышлению.
Оценивание для обучения и оценивание обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий в
преподавании.
Обучение талантливых и одаренных детей.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
учеников.
Управление и лидерство в обучении.
По данной программе формируется новое мировоззрение, повышается уровень знании. На сегодняшний день внедрение новых технологий в системе образования стал одним из клювчеых требований и увеличивается необходимость совершенствования этих методов. Если учитель не сможет выявить активность у ученика, то каким бы не было мастерство учителя, знания, который дает учитель не даст никаких результатов. Личность ученика формируется при помощи его активности.
Учитель, который развивает самоувереность ученика и поддерживает его во всех начинаниях, который развивает его творчество и способности – это творческий педагог. В принципе, в педагогическом процессе вопрос потенциала занимает важную роль. В процессе развития творческих возможностей ученика, находя все новые методы обучения и воспитания, учитель сам тоже развивается как творческая личность.
На основании уровневой программы студентами колледжа были презентованы уроки. Ставили цель, углубить у студентов теоретическое понимание данной темы. Научить в соответствии с программой выученые методы использовать на практике. Перед уроком, для формирования солидарности и психологической атмосферы в группе было предложено посмотреть видео «Как надо работать в команде». Обсуждая увиденное на видео составили правила группы.
По программе работать в группе эффективнее и мы заметили, что студентам понравилось работать в группе. После того как учеников разделили по группам, благодаря применению активных методов можно сформировать внутри группы солидарную атмосферу и развивать самосовершенствование, организвать нужную атмосферу для самореализации в общественной среде. Например, пробежавшись по домашнему заданию и во время повтора пройденных уроков при помощи диалога можно развивать критическое мышление. Если рассмотреть диалоговое обучение Александра, он с осторожностью смотрит на традиционную модель взаимоотношении среди одноклассников. Во время исследовании, было замечено, что при активном участии студентов в работах, связанных с диалогом и анализом, увеличиваются их интеллектуальные способности. Студенты в течении урока используя диалоговые отношения учатся правильной постановке вопроса.
Барнс утверждает, насколько в классе используется язык, настолько он действует на получение знаний. [4. 29 стр]. На уроке студенты смогли показать, что у них развито критическое мышление, богатство языка и что могут слушать мнение других и свое мнение могут донести до других. При изучении студентов с средней успеваемостью было видно, что по сравнению с прошлыми уроками они научились собирать мысли и свободно их объяснять.
Во время работы по методу Джигсо у студентов появилась возможность солидарно всем вместе читать, анализировать заданную тему. Полностью освоившие с учебника заданную тему студенты, защитили их при помощи постера, благодаря более глубокому пониманию предмета, научились вне класса в любой ситуации результативно использовать полученные знания.
Во время выполнения задания было заметно, что групповое размышление задания студентами, т.е. их уровень активности был на высоком уровне. С другой стороны, в работе с группой было замечено, насколько они могут показать себя в группе, так же было подмечено, что студенты могут слушая друг друга обмениваться мнениями и суждениями.
На каждом уроке регулярно используются новые методы образования. Например, для закрепления урока ученики группы при помощи метода «Вращающий круг» создают два вида группы. Внешний и внутренний круг. Участник из внешнего круга задает вопрос на заданную тему участнику из внутреннего круга. Участник из внутреннего круга дает ответ на вопрос. В дальнейшем участники меняясь местами продолжают игру.
Для того, чтобы выяснить на сколько студент освоил тему провели метод «Горячий стул». Тот студент, который уверен, что до конца освоил задание садится на «горячий стул», ему студенты группы задают вопрос. Цель этого метода – студенты между собой обсуждая тему вопроса, контролируют друг-друга насколько тот или иной студент освоил заданную тему.
После выполнения каждого задания для повышения интереса, методами «Две звезды, одно пожелание», «Пять пальцев», «Большой палец» проводятся оценивание при помощи критериев. Эффективнее при помощи прибора АКТ оценивать тестом ЕasyQuizzy. Студенты, каждый со своего ноутбука отвечая на воросы теста смогут увидеть свой личный результат.
За время проведения урока можно заметить у студентов заинтересованность к изучаемому предмету. А во время групповой работы студенты смогли показать свои способности. При составлении задании были учтены возрастные показатели студентов.
В общем, за время прохождения данных уроков, у учеников заметно повысились увлеченность к знаниям, заинтересованность к новшествам в сфере образования, самооуверенность, умение делиться с другими, умение внутри группы создавать дружеские отношения и др.
В конце урока ученикам были предложено заполнить маркировочную таблицу «ИНСЕРТ» (insert), метод «Плюс, минус, интересно». «Плюс» - записывают положительные заинтересовавшие факты. «Минус» - пишут «не могу» или «не получается». «Интересно» - пишут что было интересно или про что хотят больше знать. И при помощи данного метода была проведена обратная связь. Результат данных уроков можно увидеть в действиях самих учеников. Но все же, нехватка времени и неумение правильно высказывать сое мнение мешали нам при проведении уроков. Поэтому в будущем планируем развивая методы преподавания путем коллажа, постера, синквейна расширить кругозор студентов.
За время проведения уроков по уровневой программе у студентов появились следующие достижения:
Студенты научились самостоятельно творчески думать;
Научились находить самую главную суть поставленного задания;
Приобрели навыки задавать конкретные, последовательные вопросы;
Появились особая активность и стремление к знаниям;
Развились навыки самостоятельной, групповой и коллективной работы;
Мы верим, что в будущем при помощи применения новых методов работы можно достичь определенной цели в педагогической практике.
Цель определена как повышение  профессионального роста учителей по использованию   элементов  уровневой программы для формирования  у  учащихся    мотивации  к  обучению, создать   эффективную   среду  для  профессионального  самообразования   и саморазвития,  повышения   профессионального роста   педагогов, заинтересованности учащихся  в результатах обучения.
Новые методы и способы образования студентам очень понравились. У них появился большой интерес к учебе. Что же новое учитель принес нам сегодня на занятие? Как же пройдут уроки, лишь бы интересно прошел урок. Такие вот высказывания видя в глазах студентов у преподавателей тоже появляется мотивация к тому, чтобы провести урок еще интереснее чем предыдущие занятия.
И так мы пришли к такому заключению. Если каждый день будем внедрять идеи семи модулей в учебный процесс, то мы преодолеем все трудности и со своей стороны хотим дать следующие предложения:
основываясь на модели «Таксономии Блюма», на каждый период планирования урока подготовить систематизированные вопросы;
обратить особое внимание на качество, содержание составленных вопросов;
дать возможность студентам правильно самостоятельно сформулировать вопрос;
интегрировать диалоговый метод с другими методами программы.
Не сложно заметить, что при помощи культурного взаимоотношения преподавателя и студента можно фсормировать «личное я» студента. Образованность, мастерство любого преподавателя начинается со студенческих поры, с тех практических занятии, полученных во время учебы.
Самый главный фактор формирования преподавательского мастерства – подготовка профессионального специалиста и разбудить в нем любовь к своему делу. Это значит, что в стенах колледжа надо учить будущего специалиста логически мыслить, пробудить интерес к новостям, происходящим в сфере образования, к умению рассматривать поставленный вопрос и искать приемлемые пути их решения, также уметь связывать теоретические знания, полученные в стенах колледжа с практикой. Если все эти качества усвоит студент колледжа, то мы уверены, что он в будущем будет отличным педагогом – специалистом своего дела.


Использованная литература:

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2012 годы, утвержденный Приказом № 1118 Президентом РК от 7 декабря 2010 года. Астана.
ТaрCынбаева Б.А. МaCалімдердіS шыCармашылыK ‰леуетін біліктілікті арттыру жаCдайында дамыту: теория ж‰не т‰жірибе. Алматы.: 2005.
Айтмамбетова Б.Р. ЖаSашыл педагогтар идеялары мен т‰жірибелері /23 лекция/ Алматы.: 1991
€лімов. А. Интербелсенді ‰дістемені ЖОО - да Kолдану м‰селелері. Алматы.: 2013.
Зимняя И. А. ПедагогикалыK психология: ЖоCары оKу орындарына арналCан оKулыK. Алматы: TST-company, 2005.
Караев Ж.А. Педагогическая технология обучения Ж.А. Караева (метод. пособие). Алматы, Республиканский издательский кабинет. 1999.
МaCалімге арналCан нaсKаулыK. ^шінші (негізгі) деSгей. «Назарбаев Зияткерлік мектебі» ДББ`, 2012






13p
·
·