Авторская программа кружка Волшебный фонарь.
Авторская программа кружка «Волшебный фонарь».
«В становлении творческой личности большое значение имеет словесное творчество,
так как язык – это база любого творчества»
О.С. Ушакова.
Данная авторская программа разработана с целью реализации внеклассной работы по предмету. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, направлена на формирование общей культуры, интеллектуальное, личностное, духовно-нравственное развитие обучающихся. Внеклассная работа по предмету – дополнительная возможность развития творческих способностей учащихся, воспитательного воздействия на них, что должно способствовать социализации слабослышащих детей, успешной интеграции в общество.
На первом году обучения кружковцы знакомятся с жанрами журналистики, учатся составлять тексты разных жанров. На втором году обучения дети учатся анализировать лирические произведения, учатся интерпретации, создают стихи.
Актуальность программы обусловлена тем, что слабослышащие дети в силу нарушения главного анализатора испытывают трудности в построении собственных высказываний, выражению отношения к тем или иным событиям, у них небогатый словарный запас, наблюдается монотонность и невыразительность речи, слабо ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Необходимо помогать слабослышащим детям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, выразить своё отношение к ним, прививать интерес к чтению газет, журналов. Важно зажечь в детских сердцах любовь к звучащему слову – это задача номер 1 в школе, где обучаются слабослышащие дети, поэтому необходимо направить все усилия на создание атмосферы, в которой детям захочется говорить, читать, думать, сочинять, фантазировать, творить.
Новизна данной программы состоит в том, что разработано мало литературы, специальных программ по творческому развитию детей с нарушением слуха. Данная программа даёт возможность использовать практические навыки, полученные во время обучения словесному творчеству, включая детей в систему массовой коммуникации общества. Публикация работ детей в республиканских и центральных средствах массовой информации мотивирует детей на обучение русскому языку, желание заниматься в кружке, каждому приятно увидеть в газете или журнале материал с собственным именем.
Программа предназначена для учащихся среднего и старшего звена.
Количество часов: 76 часов (1 занятие в неделю по 2 часа + 8 часов)
Цель данной программы: Развитие речи, творческих способностей слабослышащих учащихся, формирование универсальных учебных действий.
Обучающие задачи:
-организовать активную речевую деятельность учащихся;
- развитие навыков и приёмов анализа текстов разных жанров;
- обогащение словарного запаса школьников;
- совершенствование выразительности, образности речи;
- развитие умения логически мыслить, обобщать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
-формирование общественной активности личности, культуры общения;
- воспитание у слабослышащих детей постоянной потребности в устных и письменных выступлениях, прививать им необходимые для этого навыки;
- воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей в связи с развитием у них коммуникативно-речевых умений.
Развивающие задачи:
- развитие речи учащихся, что является основной задачей коррекционной школы 2 вида;
- привитие интереса к предметам «Русский зык», «Литература».
- пробуждение интереса к словесному творчеству, развитие творческого потенциала;
- расширение представления о мире, приобщение к миру прекрасного;
- знакомство с поэтами Якутии.
Программа направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий:
- личностных: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-регулятивных: целеполагание, прогнозирование, оценка, коррекция; поиск информации в сети Интернет;
-познавательных: добывание новых знаний, переработка полученной информации, анализ, синтез, выдвижение гипотезы;
- коммуникативные: постановка вопросов, умение вступать в беседу, выражать свои мысли.
Формы и методы работы:
-работа в группах;
-индивидуальные консультации;
-лекции;
-беседы;
-анализ текстов;
-чтение и обсуждение газетных статей;
-практические занятия;
-социологические опросы;
-экскурсии.
Занятия проводятся с учётом возрастных и психологических особенностей на основе индивидуального и дифференцированного подхода. Основная идея программы заключается в осуществлении коммуникативно-деятельностного подхода к речевому развитию слабослышащих детей.
Работа с родителями.
Подписка на республиканскую газету «Юность Севера»;
Родительские собрания, беседы, консультации;
Дни открытых дверей для родителей (ознакомление с творческими успехами членов кружка «Проба пера», открытое занятие).
Ожидаемые результаты.
Учащиеся научатся:
-работать с книгой, Интернет-ресурсами, материалами прессы;
-анализировать тексты разных жанров;
-выражать своё отношение к разным событиям, поступкам людей;
-строить устное и письменное сообщение;
-пользоваться разнообразными языковыми средствами;
-отбирать материал, составлять план и использовать их в устных и письменных высказываниях;
-готовить материалы к публикации в прессе.
Метапредметные результаты:
-умение осуществлять информационный поиск из разных источников для выполнения поставленных задач;
-умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
-приобретение навыков культуры общения.
Продуктом деятельности кружка являются публикация работ учащихся в прессе, участие в творческих и научно-исследовательских конкурсах, презентация собственного творчества, выпуск сборника творческих работ учащихся.
Программа включает экскурсии в республиканские газеты, беседы с корреспондентами, экскурсии в городскую библиотеку «Книжный мир», краеведческий музей, конкурсы сочинений.
Содержание программы.
1 год обучения.
Вводное занятие.
Формирование группы. Выборы старосты. Цели и задачи кружка.
1час.
Текст. Признаки текста. Коммуникативная задача текста. Тема и основная мысль (идея). Диалог, монолог, полилог. Микротемы.
2 часа.
Практическая работа: анализ текста, определение темы, идеи.
Смысловые типы текстов. Повествование, описание, рассуждение.
1 час.
Практическая работа: найти в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения.
Понятие о стиле речи. Разновидности функциональных стилей, особенности их употребления.
Практическая работа: определение стилей в предложенных текстах.
2 часа.
Публицистический стиль. Сфера употребления. Лексические, синтаксические особенности. Эмоциональные средства выразительности.
Практическая работа: составление текстов публицистического стиля.
2 часа.
Словари русского языка.
2 часа.
Практическая работа: составление словарных статей.
Игротека.
«Только весёлые слова».
Дети садятся в круг. Один из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д.
«Только круглые слова»
«Только зелёные слова» и т.д.
«Подбери слово».
Детям предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, небо какое? (синее, голубое, тёмное, высокое, бескрайнее).
«Автобиография».
Ведущий представляет себя предметом, вещью или явлением, от его имени ведётся рассказ. Остальные путём наводящих вопросов должны выяснить, о ком или о чём идёт речь.
2 часа.
Краткое введение в историю журналистики. Профессия – журналист.
Виды средств массовой информации.
Практическая работа: знакомство с детскими и подростковыми СМИ.
2 часа.
Жанры журналистики. Их особенности.
Информационные жанры.
Заметка как оперативная форма подачи информации.
Практическая работа: Анализ новостных сообщений в газетах.
4 часа.
Репортаж. Композиция. Особенности стиля. Метод наблюдения. Виды репортажа: проблемный, событийный, тематический.
Практическая работа: Коллективное составление репортажа об интересном школьном мероприятии.
часов.
Интервью. Виды интервью: интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, интервью-анкета, опрос. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет.
Практическая работа: Тренинг «Берём интервью».
-разработать план вопросов и провести интервью с родителями «За что я люблю свою профессию?»
-расспросить одноклассников о любимых занятиях, хобби.
часов.
Язык журналистики.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы.
Практическая работа: подготовить сообщения «Пословицы и поговорки».
6 часов.
Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры: анафора, эпифора, антитеза, градация, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие.
Практическая работа: Найти в газетных публикациях примеры тропов и стилистических фигур. Написать сочинение «Зимний день», используя определённые стилистические фигуры.
4 часа.
Зарисовка. Понятие зарисовки. Виды зарисовки: портретная, пейзажная, производственная, бытовая.
Практическая работа: Написать зарисовку «Мой друг».
6 часов.
Обсуждение материалов периодической печати. Обзор газет. Анализ материалов периодической печати.
Практическая работа: Написание статьи на заданные темы.
4 часа.
Экскурсия в редакцию газеты «Юность Севера». Беседа с корреспондентами.
2 часа.
Час общения «Роль газеты в жизни моей семьи».
Практическая работа: подготовить сообщения с презентацией о роли газет в жизни семьи.
2 часа.
Обсуждение материалов периодической печати. Дискуссия на тему: «Как газета воспитывает чувство патриотизма и интернационализма?»
Практическая работа: подбор различных статей по теме.
4 часа.
Отзыв. Рецензия.
Назначение произведений аналитических жанров.
Практическая работа: Написать рецензию на самостоятельно прочитанную книгу.
Конкурс на лучший отзыв.
4 часа.
Экскурсия в краеведческий музей.
Сбор материала для заметки на тему «В музее».
Практическая работа: написать заметку об увиденном в музее.
2 часа.
Художественно-публицистические жанры.
Очерк, эссе.
Практическая работа: Чтение письма А.П. Чехова брату.
Анализ прочитанного.
4 часа.
Экскурсия в городскую библиотеку «Книжный мир».
Беседа с библиотекарем.
Практическая работа: Написать статью «Книга в жизни моих одноклассников».
2 часа.
Читательская конференция по номерам газеты «Юность Севера».
Анализ газетных материалов разных жанров. Самые актуальные, интересные заметки и статьи.
2 часа.
Итоговое занятие. Презентация собственного творчества.
2 часа.
Литература.
Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978.
Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982.
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (4 – 8 кл.) – М., 1977.
Гуревич С.М. Репортаж в газете. М., 1963.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка – М.: Просвещение, 1983.
Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. – М., 1997.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова- М., 1990
Никитина Е.И. Русская речь. – М., 1992.
Русский язык и культура речи I Под ред. В. Черняк. – М.: Высшая школа, 2002.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М.: Дрофа, 1996.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000
2 – й год обучения (68 часов).
Для развития творческих способностей учащихся необходимо целенаправленное обучение, освоение ими богатого художественного опыта.
Учащиеся должны знать:
-основы теории литературы;
-композицию литературного произведения;
-жанровое разнообразие литературы;
-систему стихосложения;
-размер стиха;
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать лирические произведения;
-декламировать литературные произведения;
-подбирать рифмы;
-писать короткие стихотворные произведения.
Ожидаемый результат:
-учащиеся лучше усвоят программный материал;
-у учащихся расширится лингвистический кругозор;
-повысится языковая культура.
Кружковцы принимают участие в конкурсах чтецов, публикуют стихи собственного сочинения в республиканских газетах. Итог работы кружка – выпуск сборника стихов.
Содержание программы.
Вводное занятие. Цели и задачи курса.
1 час.
Беседа о великой силе поэзии. Выявление читательского вкуса: любимые поэты, стихотворения.
1 час.
Занимательная викторина.
1 час.
Жанры лирических произведений.
2 часа.
Стили речи.
1 час.
Художественный стиль. Особенности. Лексический состав. Эмоциональность. Экспрессивность. Синонимы, антонимы.
2 часа.
Средства художественной выразительности. Тропы. Стилистические фигуры языка.
Практическая работа: Анализ художественного текста.
4 часа.
Ритм, рифма, интонация.
Практическая работа: обучение выразительному чтению.
2 часа.
Библиотечный урок.
1 час.
Строфа: двустишие, катрен, октава, одическая и онегинская строфа.
Практическая работа: анализ поэтических текстов.
4 часа.
Рифма, способы и типы рифмовки.
Практическая работа: Анализ стихотворений по определению рифмы.
4 часа.
Игротека.
Игра «Весёлые рифмы».
2 часа.
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.
Практическая работа: Анализ лирических произведений.
4 часа.
Размер стиха. Ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий.
Практическая работа: анализ поэтических произведений.
4 часа.
Практикум: написание четверостиший.
2 часа.
Конкурс стихов, посвящённых временам года.
4 часа.
Краеведение. Творчество первого слепого поэта Якутии И.Н. Егорова - Горного.
4 часа.
Творчество якутских поэтов.
4 часа.
Викторина по творчеству поэтов.
2 часа.
Подготовка к участию в «Егоровских чтениях».
4 часа.
Составление синквейнов.
4 часа.
Экскурсия в лес. Декламация.
2 часа.
Поэзия и живопись.
4 часа.
Поэзия и музыка.
4 часа.
Заключительное занятие «Литературная гостиная».
1 час.
Литература.
Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990
Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение,2009
Ладыженская Т.А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод.рекомендации. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000
Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009
Скрипов Г.С. О русском стихосложении/ пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1979
Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009
Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002
Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Изд. Дом Мещерякова, 2008