Факультативный курс Учимся писать сочинение для 5 класса
Акмолинская область
Егиндыкольский район
село Егиндыколь
ул. Школьная 11
КГУ «Егиндыкольская средняя школа №2»
акимата Егиндыкольского района
Автор разработки:
Бутьковец Валентина Ивановна
учитель русского языка и литературы
первая категория
второй основной уровень
Факультативный курс
«Учимся писать сочинение»
по русскому языку
для учащихся 5 класса
Рассмотрено экспертным советом
Приказ № 3 от 3.03.2015 год
2015 год
Пояснительная записка
Обоснование необходимости данного курса.
Современные образовательные стандарты предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает поиск новых подходов к организации учебного процесса.
Многие из педагогических новшеств переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков на развитие ребёнка. В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной работы по русскому языку. Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
Необходимо пробуждать у ребёнка интерес к изучению русского языка и литературы, вырабатывать любовь к слову. Развитие устной и письменной правильной и красивой речи школьников является одним из главных направлений работы в среднем звене. Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности.
Она позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Это последовательная, постоянная учебная работа.
Обучение сочинению - очень важный аспект работы по развитию связной речи. Приемам написания связного текста надо учить, делать это надо систематически. Разнообразные творческие работы способствуют развитию воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.
Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития школьников разработан курс факультативных занятий «Учимся писать сочинение». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей школьников. Курс составлен с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи школьников.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-го класса.
Направленность курса практическая, развивающая.
Программа курса рассчитана на 1 год (всего 34 часа) 1 час в неделю.
Форма учебной работы: факультативная.
Цель: Создание условий для формирования языковой компетенции школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности (говорения, слушания, письма и чтения); формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи:
1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои мысли.
2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Принципы курса:
Ø занимательность;
Ø научность;
Ø сознательность и активность;
Ø наглядность;
Ø доступность;
Ø связь теории с практикой;
Ø индивидуальный подход к учащимся;
Ø принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
Формы проведения занятий:
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,
комплексный анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными текстами;
сочинения;
редактирование текста;
работа с текстами-миниатюрами разных типов и стилей;
составление синквейнов, кластеров к тексту;
Основные методы и технологии:
Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)
Методы деятельностного подхода («учение через деятельность»)
Методы развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова
Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология проектной и исследовательской деятельности
Технология обучения в сотрудничестве;
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы контроля полученных результатов:
1.Самостоятельные работы.
2. Сочинения.
3.Презентации творческих работ.
Ожидаемые результаты:
в результате изучения курса учащиеся
овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
научатся более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов Содержание занятия
Текст и его признаки 2 Формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся.
Составление синквейна. Составление текста.
Текст. Работа с текстом. 1 Основные признаки текста. Практические навыки работы с текстом. Составление класстера «Яркие признаки текста». Работа с деформированным текстом.
Текст-описание. Анализ текстов-описаний. Структура описания 1 Представление о типе речи описании, признаках текста-описания. Изобразительно-выразительные средства.
Текст-описание (свободная тема). 1 Самостоятельная работа учащихся. Составление текста-описания.
Текст-повествование. Структура текста-повествования. 1 Понятие рассказ, актуализация знаний о построении текста-повествования, теме и идее текста в практической деятельности.
Составление текста-повествования. 1 Работа в группе. Составление опорного конспекта по теме. Создание синквейна. Создание творческих работ.
Текст-повествование (свободная тема). 1 Самостоятельная работа учащихся. Составление текста-повествования.
Текст-рассуждение 1 Понятие о тексте-рассуждении. Составляющие текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод. Составление синквейна. Работа с текстом.
Рассуждение на тему. 2 Самостоятельная работа учащихся. Создание творческих работ.
10 Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? 1 Составление памятки «Как написать письмо».
11 Напиши письмо Другу. 1 Создание творческих работ.
12 Составление презентаций 1 Творческая лаборатория.
13 Стили речи. 1 Формирование понятия о разнообразии стилей речи. Распознавание текстов.
14 Научный стиль 1 Формирование понятия о ведущих стилевых чертах (точности, официальности) и языковых средствах (книжные слова, неэмоциональная лексика) стиля. Создание текстов.
15 Художественный стиль. 2 Актуализация знаний об особенностях художественного стиля. Проведение анализа текстов с выделением в них стилевых черт (эмоциональности, выразительности), языковых средств (сравнений, метафор). Составление текстов. Составление метафорической загадки.
16 Публицистический стиль. 1 Актуализация знаний об особенностях публицистического стиля. Проведение анализа текстов с выделением в них стилевых черт. Создание текста.
17 Официально-деловой стиль. 1 Актуализация знаний об особенностях официально-делового стиля. Проведение анализа текстов с выделением в них стилевых черт. Создание текста.
18 Разговорный стиль 1 Формирование понятия о зависимости высказывания от речевой ситуации. Проведение анализа текстов, выделение в них языковых средств, способных передать непринуждённость и эмоциональность речи. Составление текстов.
19 Сочинение по сюжетному рисунку с включением диалога. 1 Применение стилевых черт (непринуждённости, эмоциональности) и языковых средств при создании сочинений.
20 Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам 2 Создание творческих работ. Составление диалога по сюжетным картинкам; редактирование текстов; составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков.
21 Анализ сочинений 1 Создание алгоритма анализа сочинения.
22 Старая сказка на новый лад. «Курочка Ряба» в разных стилях. 1 Создание творческих работ.
23 Эмоциональная грамотность. 1 Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций.
24 Богатство русского языка (синонимы, антонимы) 1 Работа со словарями. Формирование понятия о синонимах, антонимах как средстве выразительности.
25 Описание животного 1 Создание творческих работ.
26 Описание предмета 1 Создание творческих работ.
27 «В умелых руках слово творит чудеса» 1 Построение связного высказывания.
28 Составление презентаций 1 Творческая лаборатория.
29 Итоговое занятие. Защита проектов. 2 Творческая лаборатория.
Примерные конспекты занятий
Тема занятия: Текст и его признаки.
Цели урока:
1) формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;
2) развитие речи, словесно-логического, наглядно-образного мышления;
Ход занятия:
I. Вступительное слово учителя
Сегодня нам предстоит сделать несколько открытий. Вы будете в роли учёных-историков, которые связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
II. Работа по теме:
Возникает вопрос: - А что такое текст? (проблемный вопрос). На него мы попытаемся ответить сегодня.
Задание: Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются.
№1
Летняя гроза.
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки
№2Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев. Это самое хорошее время в лесу. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.
3. Теоретическая часть (учащимся выдаются карточки - теория по теме).
Текст – это ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация.В тексте предложения связаны, во-первых, общей темой. Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. В тексте предложения связаны, во-вторых, основной мыслью. Основная мысль – это то главное, то хотел сказать автор текста.
РАБОТА В ГРУППАХ: заполнить карточку.
Основные признаки текста:
1) Единство_________________________________________ .
2) Наличие __________________________________________ .
3) Определённый ________________ предложений.
4) ___________________________________________ предложений в тексте.
5) Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос ______ или_______ говорится в тексте.
Результат:
Основные признаки текста:
1) Единство темы текста.
2) Наличие основной мысли текста.
3) Определённый порядок предложений.
4) Смысловая и грамматическая часть предложений в тексте.
5) Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос о ком? или о чём? говорится в тексте.
III. Практическая итоговая часть.
Задание:
Прочитайте текст (по цепочке);
Родная земля
Вы не встретите человека, который не любил бы своей родины. И каждый думает, что любит свою родину больше всех, и все любят ее по-разному, потому что нет прекраснее тех мест, где родился и рос.
На моей родине нет ни гор, ни лесов, ни моря. Моя земля - гладкая равнина Тургая. Равнина до самого горизонта. В однообразие бесконечного степного простора лишь кое-где врываются редкие каменистые сопки. Они словно существуют для тех, кто сбился с дороги, заплутал в море Тургайской равнины.
Иногда сопки возвышаются над равниной небольшой грядой. Издали каменная гряда сопок своими очертаниями напоминает лежащую девушку. Кажется, какой-то звук где-нибудь наверху или в стороне привлек ее внимание, и она, повернувшись всем телом на этот звук , так и застыла навеки , точно по воле злого волшебника превратившись в камень.
( По С. Муканову)
-Докажите, что это текст;
-Определите тему текста;
-Проанализируйте заголовок. Как бы вы назвали этот текст?
-В тексте выделено несколько красных строк. Как мы их называем?
Развитие речи: учащимся предлагается пересказать текст.
IV.Рефлексия занятия.
Ребята, мы с вами в начале урока поставили две цели: первая - узнать, что такое текст, вторая - попробовать себя в роли учёных-историков.
Как вы думаете, у нас всё получилось? Для этого вы сейчас составите своё высказывание на тему. В помощь вам тесты, из которых выберете правильные ответы, и у вас получится связный научный рассказ.
Тест.
1.Текст – это:
а) группа слов, связанных по смыслу и грамматически;
б) отдельные предложения;
в) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
2. Текст имеет:
а) только заглавие;
б) заглавие и части;
в) только части.
3. По заглавию можно определить:
а) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;
б) сколько предложений в тексте;
в) кто автор текста.
4. Части текста должны располагаться в таком порядке:
а) основная, концовка, вводная;
б) вводная, основная, концовка;
в) концовка, вводная, основная.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
а) да;
б) нет.
VI. Домашнее задание. Составить рассказ о Казахстане.
Тема: Работа с текстом.
Цель: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; развитие практических навыков работы с текстом.
Оборудование:Иллюстрация - цветок "Яркие признаки текста".Ход занятия
I. "Вхождение" в тему занятия.
- Слушают музыку (Учитель читает стихи.)Какие картины возникли у вас? (высказываются)Ученик у доски восстанавливает цепочку: звуки - слоги - слова – предложения – текст. Все следят за правильностью выполнения, исправляя ошибки.- Докажите на примере предложенных звуков, слогов, слов, предложений, текста. В этой цепочке не хватает одного слова.
Отгадайте зашифрованное слово. Оно написано цифрами (20,6,12,9,20). Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание.- Текст, - отвечают ученики. (Учитель выставляет это слово.)- Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом? Раскрытие темы урока.
1) Работа со схемой-рисунком "Яркие признаки текста". На доске цветок с разноцветными лепестками. - Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема. Основная мысль.)Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок.- Объясните каждый признак. (Тема - это то, о чем или о ком говорится в тексте. Основная мысль - самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок - заглавие, название. Начало, основная часть, концовка - структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова - слова, по которым можно понять основную мысль текста.)Понять основную мысль текста - это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль.)3) Работа с деформированным текстом.
Составление текста. Работа на карточке. Групповая работа.
Проставьте номера перед предложениями, чтобы получился связный текст.
______ - Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.
______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.
______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:
______ - Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.
______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.
______ В одной стране жил король. У него было доброе сердце.
Работа по сказке. Прослушать сказку. Озаглавить.
В одной стране жил король. У него было доброе сердце.
Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. Долго размышлял король и придумал такое объявление:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.
- Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
Король повторил:
- У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.
- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? - спросил король.
- Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. У Вас доброе сердце, но никто им не принес столько зла, сколько Вы.
- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный король.
На это мудрец ответил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо.
Задание на дом: написать своё продолжение сказки.III. Проверка усвоения темы.
Тест "Верные и неверные высказывания".Учитель читает вопрос, а ученики на пальцах показывают ответ: знак " " - верное высказывание, знак "-" - неверное высказывание.Учитель 1. Текст состоит из предложений 2. К тексту нельзя придумать заглавие 3. Все предложения в тексте имеют границы
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности 5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст можно разделить на части
7. Каждая часть текста записывается с красной строки
(Я хочу спросить у класса, является ли стихотворение, написанное здесь, текстом?)- Прочитайте стихотворение и докажите, что это текст.Гордился рыжий Львёнок, Своей пушистой кисточкой На кончике хвоста. Наверно, я художник, Конечно, я художник, Раз у меня есть кисточка На кончике хвоста.(Г. Сапгир.)
Тема: Текст-описание. Анализ текстов-описаний. Структура описания».
Цель: дать представление о типе речи описании, признаках текста- описания, расширить преставление об изобразительно- выразительных средствах; закрепление умения сопоставлять, сравнивать явления, предметы, развитие умения размышлять, формулировать умозаключение.
Ход занятия.
I.
– Что такое описание? Я приготовила вам словарики, к которым мы будем обращаться на уроке. Прочитайте, что такое описание.
– Описание – изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос «КАКОЙ?» В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.) Теперь послушайте Машу и Медведя о нашей теме. (Электронный учебник «Русский язык» 5 класс)
1. – Описывать можно всё, что угодно. Что будем описывать мы, догадайтесь, прочитав текст.
На экране текст .
… готовят себе действительно праздничный, красочный наряд. Они вроде бы торжественно провожают лето. Ярко-желтый, лимонный, багряный, вишневый – какие только цвета не радуют глаз того, кто идет лесом осенью. А некоторые долго-долго остаются просто зелеными, будто они решили продлить лето и игнорировать осень.
Мы с родителями также побывали там, чтоб отдохнуть, пообщаться с природой, а также посмотреть, имеются ли уже грибы.
– Что описывается в тексте?
– Правильно, осенний лес. Сегодня вы должны научиться описывать лес. В течение урока вы будете собирать материал, слова о лесе для того, чтобы в сочинении показать, какой он, осенний лес. Репродукции картин
2. Составление класстера «Осенний лес»
III. Отбор и систематизация материала к сочинению.
– Художники красками нарисовали такие замечательные лесные пейзажи. А вам, ребята, предстоит нарисовать лес, показать, каков он, с помощью слов.
– Откройте словарики, прочитайте значение слова «эпитет»: «Эпитет- определение, придающее выражению образность, эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете». Достичь высокого мастерства в создании эпитетов чрезвычайно трудно. Это под силу только большим писателям.
6. – Продолжаем подготовку к сочинению о лесе. Распределите эпитеты по группам: бескрайний, серебристый, разноцветный, волшебный, манящий, высокий, многоэтажный, хмурый, неоглядный, бездонный, алый, изумрудное, бескрайний, громадный.
По величине: ...
По глубине: ...
По цвету: ...
7.– Вы увидели, ребята, каким лес может быть по глубине, по величине, по цвету. А теперь послушаем, как звучит лес.
Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза.
Звучит шум леса.
– Вы услышали лес. Каков он по характеру? Какой репродукции соответствует? Почему вы решили, что лес сердится?
– Как называется художественное средство, при котором неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого? Правильно, олицетворение. У вас в словариках есть определение этого слова. В случае необходимости вы можете к нему обращаться.
– Писатели и поэты, рисуя художественный образ, часто использовали олицетворение.
– Всё, что сегодня вы вспомнили, узнали о лесе, пригодится вам при выполнении следующей работы. Перед вами текст с пропущенными словами. Вы вставляете подходящие по смыслу слова так, чтобы у вас получился связный текст.
Как красиво в … лесу! Деревья и кусты нарядились в … цвета: золотисто-желтый, … , темно-зеленый. Среди пестрой … листвы четко выделяются черные или слепяще-белые стволы. Каждое дерево имеет свой … наряд, свои оттенки цветов. Все зависит от его породы.
В … день все это великолепие буквально светится в лучах! И как-то необычно тихо осенним днем в лесу. Только слышно «шур-шур» под ногами. Это опавшая листва мягко укрывает до весны … , порыжевшую траву. Или еще один лист оторвется от ветки и почти …. опустится вниз, к своим другим собратьям.
– Проверим, насколько вы справились с заданием.
– А дома вы дополните ваш текст своими предложениями о лесе. Таким образом, у вас получится сочинение.
IV. Подведение итогов.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что заинтересовало вас? Что вам понравилось?
Тема занятия: Структура текста-повествования. Комплексный анализ текста.
Обучающие задачи: познакомить учащихся с понятием рассказа, актуализировать знания о построении текста-повествования, теме и идее текста в практической деятельности обучающихся.
Электронный учебник «Русский язык» 5 класс. Маша и Медведь о тексте-повествовании.
Эпиграф:
Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки.
К.Г. Паустовский.
Вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадка?
И я одну загадочную историю хочу предложить вашему вниманию.
3. Чтение рассказа учителем.
За деревней весело играла кошка со своими котятами.
Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.
Закипела битва насмерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка. (По К.Ушинскому)
. Как бы вы определили жанр прослушанного текста? (Рассказ)
Итак, тема урока: структура текста-повествования».
2. А что значит структура?
Значит, сегодня мы будем говорить об особенностях построения рассказа. А это нам необходимо для того, чтобы сочинить собственный рассказ.
Соотнесите структурные элементы повествовательного текста с данным рассказом.
• Вступление
За деревней весело играла кошка со своими котятами.
• Завязка
Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка.
• Развитие действия
Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.
• Кульминация
Закипела битва насмерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
• Развязка
Орел покинул поле битвы
• Заключение
… кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка.
Письменная работа учащихся. Составление цитатного плана.
Цитатный план:
1. За деревней весело играла кошка со своими котятами.2. Орел схватил одного котенка.3. Кошка вцепилась в орла.4. Закипела битва насмерть. 5. Орел покинул поле битвы.6. Кошка облизывала израненного котенка.
Тема занятия: Составление текста-повествования.
Цель: совершенствование практических навыков работы с текстом, закрепление знаний о построении текста-повествования, теме и идее текста в практической деятельности обучающихся.
Работа в группах
- Составьте опорный конспект таким образом, чтобы это было понятно другим учащимся по теме текст-повествование. Сформулируйте один вопрос по теме для другой группы.
Индивидуальная работа: запись алгоритма композиции текста-повествования.
Алгоритм композиции текста - повествования
вступление (зачин), основная часть и концовка.
5. Работа в парах (творческая работа).
Из предложенных предложений составить текст повествование.
Осень – самое чудесное время. Вокруг было тихо. А листья падали и ложились на землю. Небо было чистое. И осенний лес выглядел просто чудесно. Некоторые не любят осень потому, что сыро, грязно, льет дождь, холодно, сильный ветер.... Одна капелька за другой. Бывает дождь и посильнее. Когда вырастают лужи и на них образуются пузыри. Но ветер стихает, дождь заканчивается, лужи высыхают. Ни одно время года не может так меняться. Из-за туч появляется солнце и на небе уже видна радуга. Приятно смотреть на летящие с деревьев листья. Я помню, когда-то осенью, я с бабушкой и дедушкой поехала в лес
Она особенна. Иногда льет ливень с сильным ветром. Вот какая осень бывает разная. И за это я ее люблю. Листья то становятся о жёлтыми, то красными, то оранжевыми, и лишь в некоторых местах виден зелёный цвет. Когда мы зашли туда, перед нами предстала завораживающая картина. Все деревья были одеты в красные, желтые, оранжевые одежды. А я люблю дождь. Мне нравится наблюдать за ним из окна. Так, под нашими ногами образовался ковер из листьев
Бывает дождик маленький
Проверка
Осень – самое чудесное время. Она особенна. Ни одно время года не может так меняться. Листья то становятся о жёлтыми, то красными, то оранжевыми, и лишь в некоторых местах виден зелёный цвет. Приятно смотреть на летящие с деревьев листья.
Я помню, когда-то осенью, я с бабушкой и дедушкой поехала в лес. Когда мы зашли туда, перед нами предстала завораживающая картина. Все деревья были одеты в красные, желтые, оранжевые одежды. Вокруг было тихо. А листья падали и ложились на землю. Так, под нашими ногами образовался ковер из листьев. Небо было чистое. И осенний лес выглядел просто чудесно. Некоторые не любят осень потому, что сыро, грязно, льет дождь, холодно, сильный ветер. А я люблю дождь. Мне нравится наблюдать за ним из окна. Бывает дождик маленький. Одна капелька за другой. Бывает дождь и посильнее. Когда вырастают лужи и на них образуются пузыри. Иногда льет ливень с сильным ветром. Но ветер стихает, дождь заканчивается, лужи высыхают. Из-за туч появляется солнце и на небе уже видна радуга.
Вот какая осень бывает разная. И за это я ее люблю.
Составить текст – повествование на тему «Золотая осень»
Тема занятия: Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?
Цель: Составление памятки «Как написать письмо».
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Ожегов С.И.
Правила оформления письма
1. В правом верхнем углу обязательно должна быть указана дата и место его написания, можно уточнить еще и час.
2. В середине первой строки обычно пишут обращение. Восклицательный знак после обращения указывает на то, что адресату выражается особо уважительное отношение. Если вы адресата называете на «Вы», то обязательно пишите это слово с большой буквы.
3. В конце письма обязательно ставится подпись.
4. Почерк должен быть красивым и разборчивым – это знак внимания и уважения к адресату.
5. Бумага должна быть лучше белой, а конверт чистый и неизмятый.
План письма
Дата.
2. Приветствие, обращение.
3. Изложение того, что хочешь написать.
4. Заключение.
5. Подпись.
Памятка пишущему сочинение.
Обращение к адресату / выберите форму/;
Деловая, личная информация / события, поступки, переживания/;
Наиболее важный факт, эпизод, пожелание, просьба, благодарность/ говорите от первого лица, оценивайте не человека, а его действия/;
Завершение, прощание с адресатом, оценка себя, своей роли в его глазах;
Дата, подпись.
Письмо ветерану Великой Отечественной войны
Здравствуйте, дорогие ветераны Великой Отечественной войны!
Пишет Вам ученик 7 класса Конрад Сергей. Мне стало интересно поучаствовать в конкурсе сочинений: «История моей семьи». Я хочу поздравить всех ветеранов с юбилейной датой и поблагодарить за их огромный вклад в великую Победу.
Для каждого человека семья – самое ценное, что есть в жизни. У каждой семьи своя история, которую передают детям, внукам и правнукам. Мы пытаемся узнать свою родословную, чтим память своих предков, дорожим минутами общения с самыми близкими нам людьми.
Я хочу рассказать о своём прадедушке, Фунтусове Николае Петровиче, родившемся в далёком 1929 году. Родом он из Читинской области, Нер-Заводского района. Прадед рос в простой, деревенской, рабочей семье. Когда началась Великая Отечественная война, моему прадедушке было всего 12 лет. Но, несмотря на свой возраст, он начал работать телеграфистом в родном районе. Ведь победу ковали не только на фронте, но и в тылу.
Прадедушка обеспечивал бесперебойную связь. Молодому мальчишке приходилось устранять обрывы на линиях передач. В холод и в жару Николай Петрович был на посту.
Указом Президиума Верховного совета СССР от 6 июня 1945 года мой прадедушка Николай Петрович Фунтусов был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Я думаю, мой прадед был настоящим героем. Таких героев у страны много, а для меня мой прадедушка один. И мне, правнуку, хочется быть похожим на него, хочется так же быть полезным своей Родине. Я горжусь своим прадедушкой и тем, что мои предки сопричастны к тем далёким и великим событиям.
О войне я знаю не только из книг, фильмов, но и из рассказов, воспоминаний моих родственников. В нашей семье помнят о моём прадедушке и минувших исторических событиях. Пусть всегда будет мир на планете и никогда не повторятся ужасы войны!
Задание
Отредактируйте текст сочинения ученицы.
Найдите орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.
Соответствует ли работа ученицы требованиям написания сочинения в эпистолярном жанре?
Творческая работа учащихся.
Тема занятия: Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам
Сюжетные рисунки используются часто в 5-м классе для создания на их основе сочинений в жанре рассказа или сказки. Опыт показывает, что данный вид работы хорошо воспринимается школьниками, которые с удовольствием и интересом работают над созданием рассказов по рисункам. Веселые рассказы в рисунках позволяют создать хороший эмоциональный настрой и решить несколько задач: повторить особенности построения текстов повествовательного характера, применить эти знания в новой для школьников ситуации, познакомить учащихся с особенностями построения рассказа. Кроме того, рассказы в рисунках, к которым нет слов автора, обладают хорошими дидактическими возможностями: пятиклассники чувствуют себя сопричастными художнику, получают возможность выступить в роли его «соавтора».
Работа на уроке построена таким образом, что сначала на примере текста-образца ученики определяют, чем руководствуется соавтор художника, составляя рассказ по сюжетным рисункам, а затем применяют полученные знания, работая над другой серией рисунков. По сюжетным рисункам учащимся легче составить рассказ, поскольку рисунков, как правило, бывает несколько, и каждый из них соответствует какой-либо композиционной части сочинения-повествования (вступление, развитие действия, кульминация, развязка), а на картине запечатлен только один момент какого-либо события (чаще всего кульминация), а все остальное учениками домысливается в процессе работы над картиной. С такой работой неплохо справляются и слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта форма деятельности развивает логическое мышление.
В качестве предварительных упражнений творческого характера могут быть использованы следующие упражнения: составление диалога по сюжетным картинкам; редактирование текстов; составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков.
Цели занятия:
подготовить учащихся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа;
повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера, дать понятие о композиции рассказа;
способствовать формированию любви к слову и интереса к творческому труду писателя.
Составление диалога по сюжетным картинкам. Рассмотрите рисунки, подумайте, о чем герои могли бы разговаривать, составьте диалоги героев на основе содержания рисунков. У нас есть рисунки, а текста нет, и каждый, кто рассматривает эти рисунки, может сам составить рассказ и стать своеобразным соавтором художника. Но сначала давайте определим, кто же такой соавтор. Слово автор и его значение вам хорошо знакомы, а вот приставка со- встречается в словах не очень-то часто. Она очень интересная и в русском языке выполняет важную задачу: показывает, что кто-то вместе с кем-то что-либо совместно делает. Попробуйте, зная это значение приставки, определить:– Кто такие сотрудники? (Люди, которые вместе трудятся.)– Кто такие собеседники? (Те, кто участвует в беседе.)– Кто такие соавторы? (Соавтор – человек, который вместе с кем-нибудь является автором чего-нибудь.)
Например, возможный диалог по серии сюжетных рисунков «Уточный паром»:
– Добрый день, милая Кряква! – сказала курочка.– Здравствуй, Хохлатка! – ответила утка.– Мне с моими цыплятами очень нужно перебраться на другой берег реки, но мы боимся воды и не умеем плавать. Ты не могла бы нам помочь? – попросила курица.– Нет ничего проще. Садись мне на спину, а твои малыши пусть усаживаются на спинки моих утят да держатся покрепче. Так мы и перевезем вас через реку! – воскликнула утка.– Спасибо тебе! – обрадовалась курица.– Не за что, мы должны помогать нашим хорошим соседям! – проговорила утка.
Обсуждение готового текста.
Памятка соавтора.
Памятка авторам рассказов (соавторам художников)
Внимательно рассмотрите рисунки, обдумайте тему и основную мысль своего рассказа. Помните о том, что вы соавторы художника: вы озвучиваете то, что нарисовано на картинке.2. Как соавторы вы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.3. Вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на картинке. Ваше дело – рассказать о событии картинки.4. Вы несете ответственность за качество своего рассказа. Перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно.5. Позаботьтесь о своих читателях, постарайтесь написать так, чтобы читать ваш рассказ было интересно.
Серия картинок «Курица с цыплятами»
«На рыбалку»
«Идем на рыбалку»
«Очень страшно»
Работа учащихся по серии сюжетных картинок.