Язык – всем знания ключ


Ильясова Дамегуль АбдусаламовнаТема: Язык – всем знания ключ
Цели конкурса:
1.Ознакомить учащихся с тем,что каждый гражданин РК имеет право на пользование родным языком,на свободный выбор языка общения, воспитание, обучение и творчества.
2.Расширять знания о языках,развивать речевую культуру,понимать роль языка в развитии интиллектуальных и творческих способностей.
3.Формировать чувство гордости и любви к своему народу и родной земле,воспитывать ценностное отношение к богатствуи разнообразию словарного запаса языка, интерес к изучению других языков.
Оборудование: Слайды с размещенными иллюстрациями и заданиями с изображением на интерактивной доске. (музыкальная пауза)
Ход конкурса
Макпал: Қайырлыкүн, құрметтіұстаздаржәнеоқушылар!
Акерке:Goodafternoon, dearteachersandpupils!
Молдир:Добро пожаловать, дорогие студенты и преподаватели! Начинаем наш лингвистический конкурс «Язык – это кладезь мудрых мыслей»
Макпал: Тіл – халықтыңжаны, сәні, тұтастайкескін-келбеті, болмысы.Адамды мұратқа      жеткізетін – ана тілі мен ата дәстүрі.
Акерке:Our language is connected with our thought and sense. It’s close to the society’s life. All languages developed under influence of economic, political and geographical conditions.
Молдир:В конкурсе принимают участие две команды студентов группы ИН-25 и ЭКН-25 . Команда «Парасат» и команда« Болашак».
Выбираем членов жюри и начинаем наш конкурс.Желаю удачи!
1.Әнесов Ғани–завциклом _____________________________________________________
2.-Мамутова Гаухар - методист____________________________________________________
3.СугирбайЖарылкасын-председатель студенческого комитета_____________________________________________________
І тур «Приветствие команд»
Что ты знаешь о своем имени? Каждая команда раскрывает своё название, девиз и защита эмблемы.
1 команда «Парасат»
Девиз: Мир освещается солнцем, а человек знанием.
2 команда «Болашак»
Девиз: Сильный победит одного, ученый-тысячу.
Преподаватель: язык существует на планете столько, сколько живут люди.Человек существует в обществе, поэтому он постоянно связан с другими людьми. Каждую минуту мы общаемся в школе, транспорте, магазине, вне школы, по телефону, дома.Человек нуждается в общении.ДажеРобинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове , ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. конечно слово.Что нужно человеку для общения? – Конечно, слово!С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.
Объявляем следующий тур
ІІ тур «Культура речи»
1 команда:
Как говорить правильно:
1.Кто последний или крайний?
2.Я извиняюсь или извините, пожалуйста?
3.Я кладу или ложу?
4.Я надела пальто или я одела пальто?
2 команда:
Как говорить правильно:
1.Я надела пальто или я одела пальто?
2.Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке?
3.Завтра ты позвонишь или позвонишь ко мне?
4.Я соскучился по вам или Я соскучился по вас?
Гулсая: Языки образовались и развивались под влиянием экономических, политических и географических условий. В глубинах народного языка отражается вая история духовной жизни народа.
Нурсауле: Ана тілім- ардағым.
Ана тілім? Ана сүті- жүрегім,
Қадір тұтып, оны әркез жүремін,
Бойымдағы өнерімді аздаған,
Өз тілімнің қасиеті деп білімін.
Ана тілім- ең асылым, ардағым,
Ана тілім- бар байлығым, бар бағым.
Халқым үшін арнасам ән- жырымды,
Ана тілі- өз тілімді арнадым.
Еркебулан: Цветешь ты листвою по маю, язык.
Понятный родимому краю язык
О мире гласить, о труде и о счастье-
Я только такой понимаю язык.
(А.Токмаганбетов)
Преподаватель : В языке заложена мудрость народа. Кто не знает родной язык, тот не сможет познать историю своего народа и историю своей Родины.
Следующий конкурс:3 тур
“Знаешь ли ты свою Родину”?
1.Крупный промышленный центр.( Караганда)
2.Исчезающее море на юго-западе Казахстана. (Аральское)
3.Сорт яблок, которым славится Алматы.( Апорт)
4.Самое большое озеро Казахстана. (Балхаш)
5.Город, в районе которого был расположен военный полигон.(Семипалатинск)
6.Одна из крупных рек в Казахстане. (Иртыш)
7.Выдающийся казахский писатель, автор романа Путь Абая. (М.Ауезов)
8.Что добывают на западе Казахстане.(Нефть)
9.14 марта 2003 года в Московском Государственном лингвистическом университете впервые введено преподавание какого языка?( Казахского)
10. На базе какого Московского университета был открыт центр казахского языка и культуры?( На базе Московского Гоударственного лингвистического университета)
11.Скажите, в каком году в Казахстане открылось представительство Российского зарубежного центра? (В 2003 году)
12.5 мая 2003 году стартовал легкоатлетический сверхмарофон. Как он назывался?( Алматы- Астана-Москва- Санк-Петербург)
13.12-13 июля 2003 года состоялся фестиваль молодежи Казахстана с и России. В каком городе России проходил этот конкурс?( В Новосибирске)
14.Назовите дату прохождения национальный выставки Казахстана с участием более 200 предприятий на Всероссийском выставочном центре? (14-24 августа 2003г)
15.В каком городе был открыт Российско- Казахстанский форум 14 ноября 2003 года? (В Екатеринбурге)
16.Какие цвета есть на флаге России и Казахстана? ( На флаге России белый-синий-красный. На флаге Казахстана – синий-желтый- золотисто)
Салауат:Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки.Каждый язык-это целый мир, каждый язык красив, интересен, своеобразен.
Аружан: Единство языков, культур- это мощь суверенной республики, монолит на котором можно строить будущее. Современный молодой человек должен владеть несколькими языками. В республике проживают 130 национальностей. При этом каждая из них имеет неповторимую духовную и материальную культуру, свою историю, традиции и обычаи.
Сания: Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском,корейском, татарском, немецком, польском, турецком и других языках. Сейчас мы послушаем стихотворение Е.Елубаева Самый богатый человек.
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою, мало.
Если два-вопросов нет,
Ты для всех- авторитет.
Тех, кто три прекрасно знают,
Все за гениев считают.
Ну, а, если все четыре-
Нет людей богаче в мире.
Магжан:В республике существуют корейский, уйгурский, немецкий театры, деятельность которых финансируется государственным бюджетом. В республике издаются газеты и журналы, выходят в эфир теле и радиопередаче на 11 национальных языках. Давайте попробуем поздороваться на разных языках.
Магжан и Макпал
Здоровеньки булы- по украински
Гуд монин- по-английски
Гутен таг- по-немецки
Добер ден- по- болгпрски
Бонжур-по-французски
Буэнос диас- по-испански
Буна зиуа – по-румынски
Преподаватель: Изучить другой язык- прожить вторую жизнь- так гласит народная мудрость.В 21 веке каждый из вас должен владеть тремя языками.
4 тур«Полиглот»
1.Перевести предложение на русский язык.
Мемлекеттік тілді игеру әрбір азаматтың ізгілікті борышы.
Н.Назарбаев
2.Перевести на казахский язык.Language is the dress of thought
SamuelJohnson
А теперь вы должны разгадать загадки на трёх языках.
1.Тақия толғансөк,
Таңатқандажоқ. (жұлдыздар, звезды,stars)
2.Тұрады ылғисөреде,
Ішітолғанөнеге. (кітап, книга,abook)
3.Везет а не лошадь,
Жужжит а не пчела. (самолет, ұшақ,a plant)
4.Упадет поскачет,
Ударишь не плачет. (мяч, доп,a ball)
5.A little old woman has twelve (a year,жыл,год)
6.What has four legs. But can’ t walk? (achair, орындық,стул)
Преподаватель:Совокупность всех слов языка образует его словарный состав, то есть лексику. Сейчас проверим словарный запас участников.
5тур «Слово – змейка»
Представителю каждой команды предлагаются за одну-две минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь, деревня…
Конкурс капитанов команд
1 задание
Уважай всякого, кто ................. (кто хочет жить дружбе)
Цену кусочку хлеба в голод узнаешь, цену настоящей дружбы... (в беде узнаешь)
Cила птицы – в крыльях, сила человека.....................(в дружбе)
Дружба крепка......................( взаимностью)
Друзей много-........................(шире дорога)
Дружба-...................................(богатство бесценное)
2 задание
Рассказать стихотворение на трех языках.
Преподаватель: наш конкурс подошел к концу, жюри подводит итоги, но независимо оттого, кто победит в этом конкурсе, помните, что язык – всем знаниям ключ.