Музыкально-игровая программа КОГДА ПОЮТ СОЛДАТЫ, СПОКОЙНО ДЕТИ СПЯТ (1-4 класс)
МОУ « Яснозоренская средняя общеобразовательная школа»
Музыкально-игровая программа
КОГДА ПОЮТ СОЛДАТЫ, СПОКОЙНО ДЕТИ СПЯТ
Учитель начальных классов: Фомина Людмила Николаевна
Каждый год в нашей школе проводятся утренники, посвящённые Дню защитника Отечества.В конву этих праздников можно включить материал, посвящённый истории создания песен военных лет.
КОГДА ПОЮТ СОЛДАТЫ, СПОКОЙНО ДЕТИ СПЯТ
Музыкально-игровая программа
Цель: Способствовать формированию у детей чувства Родины, Отчизны. Создать условия для воспитания чувства благодарности людям, отдавшим жизнь за свободу Родины.
Развивать у детей интерес к песням военных лет.
.Задача: Приобщить учащихся к поисковой работе по сбору материала к очередной годовщине Дня защитника Отечества.
Ведущий 1.
Сегодня не просто февральский день. Сегодня особенный день. День защитника Отечества. И мы поздравляем наших мужчин: отцов, сыновей, братьев, одноклассников.
Ведущий 2.
Поздравляем вас с наступающим праздником! Желаем вам успехов в делах, счастья, добра, мирного неба над головой. Мальчишкам расти сильными, смелыми, мужественными, благородными.
Учитель.
Во все века героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.
Уже несколько десятилетий мы верны традиции широко, всенародно отмечать праздник защитника Отечества и чествовать его с особой торжест-
венностью.
23 февраля- это день воинской славы России которую Российские войска
снискали себе на полях сражений.
Ученик
.Руками, огрубевшими от стали,
Писать стихи, сжимая карандаш.
Солдаты спят – они за день устали,
Храпит прокуренный насквозь блиндаж.
Под потолком коптилка замирает,
Трещат в печурке мокрые дрова
Когда – нибудь потомок прочитает
Корявые, но жаркие слова.
И задохнётся от густого дыма,
От воздуха, которым я дышал,
От ярости ветров неповторимых,
Которые сбивают наповал.
И, не видавший горя и печали,
Огнём не прокалённый, как кузнец,
Он предкам позавидует едва ли,
Услышав, как в стихах поёт свинец,
Как дымом пахнет всё стихотворенье,
Как хочется перед атакой жить! ..
И он простит мне в рифме прегрешенье.
Он этого не сможет не простить.
Пускай в сторонку удалиться критик:
Поэтика здесь вовсе ни при чём
Я, может быть, какой – нибудь эпитет –
И тот нашёл в воронке под огнём.
Здесь молодости рубежи и сроки,
По жизни окаянная тоска
Я порохом пропахнувшие строки
Из – под обстрела вынес на руках.
(Сергей Орлов 1945год.)
Ученик..
Тема нашей игровой программы-песни военных и послевоенных лет. И неслучайно сейчас прозвучало это стихотворение, так как многие стихи, на которые позже была положена музыка, были написаны на фронте, после боя или перед ним. Это и нежные лирические песни, и суровые, и маршевые, и даже комические, шуточные.
Учитель.
1 раунд
В этом раунде мы познакомимся с историей создания песен, их судьбой, с авторами стихов и музыки. Каждый класс споёт свою песню. Вы, ребята, должны внимательно слушать и запоминать названия песен, их авторов и мелодии. Это пригодится вам во втором и третьем раундах. За каждый правильный ответ команда(класс) получит жетон. В конце игры подведём итог.
Ведущий 1.
Песня «Бравые солдаты»
Слова Т. Волгиной, Музыка А. Филиппенко.
Эта песня о том, что мальчишки хотят совершать подвиги и носить гордое звание солдата.
Исполняют песню учащиеся первых классов.
Ведущий 1.
Песня «Катюша»
Слова М.В. Исаковского. Музыка М.И. Блантера.
Автор изначально написал несколько строк и не знал поэт, что же дальше делать с «Катюшей». Волею судьбы поэт М.В .Исаковский встретился с композитором М. И. Блантером и показал ему четверостишье. Наконец, родилась именно та мелодия которую мы все сегодня знаем и любим.
Ведущий 2.
Поэт и композитор немало потрудились над созданием песни. Направление поиска и построение её сюжета подсказано было самой жизнью, напряжённой обстановкой предгрозовых довоенных лет. В итоге родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о той любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в неё, помогает защитнику Родины выполнять свой долг. Вот почему она была воспринята народом как
глубоко современная, несущая в себе важную общественную, патриотическую идею.
Ведущий 1.
Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах «Катарина» и «Дует ветер». Последняя представляет собой партизанский гимн итальянских патриотов, боровшихся против фашизма. Хорошо знают «Катюшу» и в странах, которым советские воины принесли освобождение. По новому звучала «Катюша» в годы Великой Отечествен-ной войны.
В народе появились десятки новых вариантов этой песни. Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрес-
тил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага,- реактивные гвар-
дейские минометы.
Песню исполняет 2-а класс.
Ведущий 2.
Песня: «В землянке»
Слова: А. Суркова. Музыка: К.Листова.
Стихотворение написал Алексей Сурков в ноябре 1941 года, когда вырвался вместе со своим полком из окружения, а потом всю ночь просидел над своим блокнотом в землянке у солдатской железной печурки, сочиняя письмо жене, которой и послал эти строки.
В марте 1942 года зазвучала на фронтах, в землянках удивительно лирическая песня с ласкающими душу словами о печурке и бьющемся в ней огне, искрящаяся теплом любви, верности и надежды.Эта песня была написана в тревожное время, лихую годину для Родины, когда враг в безумном напоре, сосредоточив огромные силы, рвался к Москве.
Ведущий 1. Некоторые руководящие чины посчитали, что строки «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» - упадническими и потребовали заме- нить их другими, «отодвинуть» смерть «дальше от окопа». Но солдатам такие исправления не понравились.. Рассказывали о таком случае. В кают-компании собрались офицеры и слушали радиопередачу. Когда по радио была исполнена песня «В землянке» с «улучшенным» вариантом текста, раздались возгласы гневного протеста и люди, выключив репродуктор, демонстративно трижды спели песню с ее подлинным текстом. Песню исполняет: 2 б класс.
Ведущий 2.
Песня: «Три танкиста»
Интересно , что первую, ставшую знаменитой , песню о танкистах сочинил композитор , судьба которого и творческое рождение были связаны с Первой Конной армией , - автор лихих кавалерийских песен Дмитрий Покрасс . Слова этой песни написаны Борисом Ласкиным. Первая танкистская песня очень полюбилась в народе . Надо ли упоминать о том , что сами танкисты и , в частности , каждый экипаж уверены были , что эта песня именно о них. " Три танкиста" - это песня об экипаже танка , типичного для 1938 года . Потом распространились тяжелые танки с большим боевым расчетом . Но песня закрепила в сознании людей цифру " три ": при огромном количестве переделок этой песни ( особенно в годы Великой Отечественной войны) цифра " три " оставалась неизменной . Эта песня прозвучала впервые в 30- е годы в музыкальной кинокомедии «Трактористы».
Песню исполняет 4-б класс.
Ведущий 1.
Песня: «Экипаж – одна семья»
Слова: Ю.М. Погорельского. Музыка В.В. Плешака.
Когда стихи были написаны, поэт предложил их совсем молодому тогда композитору Виктору Плешаку. «Песня эта была написана залпом , - вспоминает В. Плешак – это было вдохновение».
В то время радиостанция «Юность» и другие организации проводили конкурс песен, посвящённых Армии и Флоту. В. Плешак и Ю. Погорельский тоже решили участвовать в конкурсе и отправили свою песню.
Ведущий 2.
Через месяц пришёл ответ, что песня во второй тур не прошла. В ноябре , когда передавали песни, попавшие в финал, они услышали, как ансамбль «Самоцветы лихо исполнят их песню». Песня заняла второе место (первого не присуждали) и получила приз радиослушателей. Но своих имён авторы не услышали. Перед самым новым, 1973 годом были объявлены авторы песни. Справедливость восторжествовала!
Эта песня стала обязательной для исполнения в строю. Её поют и просто так, в компании, как любимую.
Песню исполняет 4- а класс.
Ведущий 1
Песня: «Солдат молоденький»
Слова: М. Львовского. Музыка В.Шаинского.
Песня из кинофильма «Завтрак на траве».
Исполняет 3- а класс.
Ведущий 2.
Песня «Идёт солдат по городу».
Слова Михаила Танича. Музыка Владимира Шаинского.
Исполняет 3- б класс.
.
2 раунд.
Ведущий 1
Угадай названия песен по фрагменту мелодии. За правильный ответ команда получает жетон.
« Бравые солдаты»
« Синий платочек»
« День Победы»
« Катюша»
« Смуглянка»
« В землянке»
« Эх, дороги»
« Темная ночь»
« Три танкиста»
« Экипаж- одна семья»
« Первым делом самолёты»
« Солдат молоденький»
3раунд.
Ведущий 2.
Выбери правильный вариант ответа. За правильный ответ команда получает жетон.
Какая песня В. Плешака и Ю. Погорельского участвовала в конкурсе песен, посвящённых Армии и Флоту?
А) Бравые солдаты
Б) Экипаж- одна семья
В) Солдат молоденький
2. Композитор песни « Катюша»?
А) Матвей Блантер
Б) Д. Покрасс
В) В. Плешак
3. В каком кинофильме впервые прозвучала песня « Три танкиста» ?
А) « Два бойца»
Б) Небесный тихоход
В) Трактористы
4. Какая песня выросла из стихов, написанных и посланных жене?
А) Тёмная ночь
Б) В землянке
В) Бравые солдаты
5. Во время исполнения какой песни офицеры выключили репродуктор и пели первоначальную версию?
А) Идёт солдат по городу
Б) В землянке
В) Экипаж - одна семья
6. Эта светлая, бодрая пеня о любви к девушке, ожидающей воина с полей сражений?
А) Катюша
Б) В землянке
В) Солдат молоденький
Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература:
И. В. Персидская День защитника Отечества: Тематические классные
часы и мероприятия. 1-4 классы авт.-сост. И. В. Персидская (и др.).-
Волгоград: Учитель, 2013.
Список интернет - ресурсов:
http://kinder1.net/stihi/stihi_k_9_maya.html
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]